Обновления | Новости | Словарь | Библиотека | Интервью | Лекции | Персоналии | Юмор | Разное | Форум | Ссылки | info@ethology.ru
  Этология.Ру / Елена Анатольевна Гороховская / «Этология: рождение научной дисциплины»
СОДЕРЖАНИЕ

4.1. Этологическое сообщество в переходный период.

В этот период этологическое сообщество в институциональном плане развивалось в том направлении, которое уже наметилось в первые послевоенные годы. Численность сообщества росла очень быстро. Главными исследовательскими центрами оставались те, что возникли после войны в Германии, Австрии, Голландии и Англии, о которых мы писали в предыдущей главе. Некоторые из них значительно расширили свою деятельность и влияние.

Самым крупным стал исследовательский центр, основанный Э. фон Хольстом и К. Лоренцом в Германии в 1954 г. при Обществе Макса Планка "Институт физиологии поведения (Max-Planck-Institut fÜr Verhaltensphysiologie), объединивший отдел Лоренца в Бульдерне и отдел фон Хольста в Вильгельмсхафене. Фон Хольст стал директором института, а Лоренц – его заместителем, а после смерти Хольста в 1962 г. - директором. Вскоре для института близ Штарнберга начал сооружаться большой исследовательский комплекс, и в 1958 г. на этом месте, которое сотрудники института окрестили Зевизен (Seewiesen, букв. "вид на озеро"), состоялось официальное открытие нового института (подробнее см. об этом [Heinroth, 1988a; Koenig, O., 1983d, 1988a; Eibl-Eibesfeldt, 1983, 1988, 1989a; Lorenz, 1989; Nicolai, 1988; Schleidt, 1983, 1988b; Bischof, 1991]). С переездом в Зевизен Лоренц стал читать постоянный курс этологии в Мюнхенском университете.

Этологическая лаборатория, созданная Г. Берендсом в Голландии при зоологическом факультете Гронингенского университета также превратилась в крупный исследовательский центр, где на рубеже 60-х гг. работало порядка 15 постоянных сотрудников (см. [Baerends, 1989; Thorpe, 1979]). Достаточно активно, хотя и в меньшем масштабе, велись этологические исследования под руководством Я. Ирсела в этологическом отделе зоологического факультета Лейденского университета.

Оба этологических центра в Англии - в Кембридже во главе с У. Торпом и в Оксфорде во главе с Н. Тинбергеном - в данный период имели немного постоянных сотрудников и относительно скромную исследовательскую базу по сравнению с тем, что существовало в Зевизене и Гронингене. Однако их значение для развития международного этологического сообщества было не меньшим, и особенно сильное влияние они оказывали на исследователей из англоязычных стран.

Все указанные этологические центры в Германии, Голландии и Англии играли огромную роль в подготовке нового поколения этологов. Туда приезжали работать на различные сроки - от нескольких месяцев до нескольких лет - аспиранты и исследователи-стажеры из разных стран (см. [Dewsbury, 1989a, 1989b; Schleidt, 1988]).

Что касается первого этологического центра - Биологической станции Вильгельминенберг, основанной О. Кёнигом в Австриии, то она в описываемый период из-за финансовых трудностей не могла вести масштабные исследования. Только в 1967 г. эта станция получила серьезную финансовую и организационную поддержку и была преобразована в Институт этологии Австрийской академии наук (Institut für Vergleichende Verhaltensforschung der Österreichen Akademie der Wissenschaften) (ñм. [Koenig, 1983f]).

За пределами специализированных этологических центров также быстро росло число отдельных исследователей-этологов, занимавшихся изучением поведения животных в различных европейских университетах, лабораториях и зоопарках, главным образом, в Австрии, Германии, Голландии, Великобритании, Швейцарии (см. [Dewsbury, 1989b; Koenig, 1983f; Schleidt, 1988a; Thorpe, 1979]). Некоторые из них начинали читать учебные курсы по этологии. Например, ученик Тинбергена О. Маннинг, с 1956 г. обосновавшийся в Эдинбургском университете, стал читать там постоянный курс по этологии и руководить исследованиями в этой области. Этологические исследования развивались также в скандинавских странах. К середине 50-х гг. этологические идеи приобрели популярность и во Франции, во многом благодаря усилиям по их пропаганде известного французского зоолога П. Грассе. В 1954 г. он организовал в Париже симпозиум по проблеме инстинкта, на который были приглашены ведущие этологи и сравнительные психологи. В двух французских лабораториях стали проводиться исследования этологической направленyсти - в лаборатории университета в Рене под руководством Г. Ришара (G. Richard) и в лаборатории Р. Шовена под Парижем.

В нашей стране этологический подход, основанный Лоренцом и Тинбергеном, в описываемый период не оказывал влияния на развитие исследований в области поведения животных, поскольку фактически оказался под идеологическим запретом как не согласующийся с учением И. П. Павлова (подробнее об этом см. [Гардашук, 1991, с. 4-9; Новиков, 1975], о начавшемся со второй половины 60=х гг. на отечественные исследования, со второй половины 60-х гг. см. [Sokolov, Baskin, 1992]).

В описываемый период быстро развивался и креп интерес к этологии в Америке (см.[Dewsbury, 1984, 1989a, 1989b; Hess, 1962; Schleidt, 1988a]). С середины 50-х гг. в основные европейские этологические центры начался приток американских стажеров-исследователей (см. [Dewsbury, 1989a, 1995]). Полемика, возникшая между американскими сравнительными психологами и этологами также способствовала проникновению этологических идей на американский континент и росту их влияния.

Важным фактором в возникновении постоянных тесных контактов между европейскими этологами и американскими исследователями поведения животных являлись различные международные конференции, целью которых было свести вместе для дискуссии представителей разных направлений в изучении поведения и, прежде всего, двух главных конкурирующих школ - этологов и сравнительных психологов. Среди самых известных таких встреч были конференции, состоявшиеся в 1954 г.: уже упоминавшийся симпозиум по проблеме инстинкта в Париже , конференция в Гарвардском университете, конференция по групповым процессам, состоявшаяся также в США в Итаке и симпозиум по анализу инстинктивного поведения, проведенный в рамках XIV конгресса по психологии в Монреале, а также научная встреча, состоявшаяся в 1957 г. в Калифорнии в Пало-Альто в Центре современных исследований поведения (см. [Baerends, 1989; Dewsbury, 1984, 1989a, 1989b]).

Все большее число американских исследователей в данный период становится частью этологического сообщества. Активную роль в пропаганде этологических идей в Америке играл Э. Хесс. Р. Итон назвавший Хесса "крестоносцем этологии в Америке", считает, что именно Хесс, более всего способствовал в то время распространению этологии в США и ее влиянию там на психологию [Eaton, 1970]. В Чикагском университете Хесс читал постоянный курс этологии. Большое значение для развития этологии в Америке имел также переезд туда в 1957 г. ученика У. Торпа П. Марлера, который обосновался на зоологическом факультете в университете Беркли и начал налаживать интенсивные контакты с американскими зоологами и психологами (см. [Marler, 1989]). Он стал читать курс этологии, который посещали как биологи, так и психологи, а также антропологи. Под его руководством постоянно находилась большая группа аспирантов, из которых многие впоследствии стали известными этологами.

В формировании международного этологического сообщества важнейшую роль играли Международные этологические конференции, которые с 1955 г. стали регулярно проводиться раз в два года. Был создан постоянный организационный комитет этих конференций. Число их участников все время росло: если на первой конференции в 1951 г. в Бульдерне было около полусотни участников, то, например, в 1957 г. на пятой конференции во Фрайбурге их собралось уже более 100 из 12 стран (см. [Marler, 1989; Koehler, 1988]). При этом быстро увеличивалось число участников из США. По данным Дьюсбери в 1955 г. на этологической конференции в Гронингене было 4 американца, а в 1963 г. в Гааге - уже 25 [Dewsbury, 1989b].

В качестве одного из основных факторов консолидации этологического сообщества выступали, конечно, этологические журналы. Все три уже издававшиеся ранее журнала - Behaviour, Zeitschrift fur Tierpsychology, British Journal of Animal Behaviour - продолжали успешно выходить. В 1957 г. последний превратился в совместное англо-американское издание английской Ассоциации по исследованию поведения животных и секций "Поведение животных” и ”Cоциобиология” (Animal Behavior and Sociobiology), существовавших параллельно в Экологическом обществе Америки (Ecological Society of America) и в Американском обществе зоологов (American Society of Zoologists), и стал называться Animal Behaviour (см. [Durant, 1986]). Фактически же этот журнал, как и два другие, был международным.

Развитие этологического сообщества в описываемый период выражалось, прежде всего, в его быстром количественном росте и укреплении институциональной базы. Еще одной яркой чертой стало резкое расширение контактов с представителями смежных дисциплин и направлений: с психологами, физиологами, генетиками, экологами, антропологами и др. (см. об этом, например, [Burghardt, 1973; Hinde, 1989; Marler, 1989; Tinbergen, 1969]).

К середине 60-х гг. этология достигла того состояния, когда она стала рассматриваться как, пусть и очень молодая, но уже самостоятельная научная дисциплина. В начале 60-х гг. появился целый ряд обзорных работ, написанных этологами, в которых этология была представлена как полноценная дисциплина, уже имеющая свою историю (см., например, [Lorenz, 1960b; Beer, 1963-64; Hess, 1962; Thorpe, 1963a; Tinbergen, 1963]). После выхода "Изучения инстинкта" Тинбергена следующим общим руководством по этологии стала опубликованная в 1956 г. книга У. Торпа "Инстинкт и обучение у животных" [Thorpe, 1956], второе усовершенствованное издание которой появилось в 1963 г. [Thorpe, 1963b]. C 60-х гг. руководства, одновременно выполняющие роль учебников, начинают появляться одно за другим [Tembrock, 1961; Hinde, 1961; Barnett, 1963; Marler, Hamilton, 1966; Eibl-Eibesfeldt, 1967; Manning, 1967; Klopfer, Hailman, 1967].

В описываемый период все этологи считали этологию процветающей и активно развивающейся наукой. Так, например, К. Бир в своей статье "Этология - зоологический подход к поведению" писал, что "не кажется сверхоптимистичным полагать, что этология теперь вступает в период быстрой экспансии" [Beer, 1963-1964, p. 24]. При этом переходный период от классической к современной этологии был отмечен возникновением в этологическом сообществе серьезных разногласий по многим основным вопросам этологической теории (см., например, [Beer, 1963-1964; Hinde, 1960; Lorenz, 1965]). Однако эти теоретические разногласия не привели к кризису этологии, а напротив, их возникновение и сохранение в дальнейшем происходило на фоне быстрого прогресса в этологии, что свидетельствует, по нашему мнению, о существовании преемственности между классическим и постклассическим вариантами этологической парадигмы. Это, на наш взгляд, говорит о том, что переход от классической к современной этологии не был сменой одной парадигмы на принципиально другую, а только завершающей фазой в формировании парадигмы этологии как зрелой научной дисциплины.

Хотя наше внимание сосредоточено на этологическом сообществе в узком смысле , основанном на так называемом "историческом" определении этологии (см. гл. 1, раздел 1.1. и гл. 3, раздел 3.1.), однако следует отметить, что со второй половины 50-х гг. постепенно возникает более широкое представление об этологии как о дисциплине, изучающей естественное видоспецифичное поведение животных во всех его аспектах и, соответственно, более широкое понимание этологического сообщества. Этому способствовало широкое всеохватывающее определение этологии, данное Н. Тинбергеном. Европейские зоологи, изучавшие видоспецифичное поведение животных, все чаще стали называть себя этологами, независимо от того, насколько тесно они были связаны с этологической парадигмой, основы которой были разработанной Лоренцем и Тинбергеном.

К началу 60-х гг. стало заметно, что этология резко повысила научный престиж и популярность исследований поведения животных в зоологии, прежде всего, и в биологии в целом как в Европе, так и в Америке. Влияние этологии на исследования поведения животных в рамках американской сравнительной психологии оказалось менее выраженным. Характеризуя эту ситуацию в США, американский этолог Г. Бергхардт, сам по образованию психолог, пишет, что "американские психологи, такие, как Ф. Бич, Э. Хесс и У. Верпланк (W. Verplanck) с энтузиазмом защищали этологические взгляды в экспериментальной психологии уже в начале 1950-х гг." [Burghardt, 1980, p. 22]. "Однако, - продолжает он, - представители старого истеблишмента бушевали, игнорировали и подавляли с замечательным отсутствием понимания и предвидения. Таким образом, "новое" поведение животных поселилось на зоологических факультетах, так как физиологи и экологи быстро признали, что поведение - наиболее зависимая переменная и, фактически, конечный фокус их различных подходов к животным. И, конечно, зоологи уделяли гораздо более, чем поверхностное внимание эволюции и не опирались на кредо "люди - не животные", которое, как я подозреваю, находится в сердцевине такого весьма амбивалентного отношения к этологии, демонстрируемого психологами. Во всяком случае, исследователи, талантливые инноваторы, исследовательские фонды и полевое и лабораторное оснащение - все это все больше перемещалось прочь с психологических факультетов" [там же].

СОДЕРЖАНИЕ