Обновления | Новости | Словарь | Библиотека | Интервью | Лекции | Персоналии | Юмор | Разное | Форум | Ссылки | info@ethology.ru
  Этология.Ру / Елена Анатольевна Гороховская / «Этология: рождение научной дисциплины»
СОДЕРЖАНИЕ

Глава 3. Допарадигмальный период в развитии этологии: этап классической этологии (вторая половина 30-х - начало 50-х гг.).

Школа классической этологии, основаная Конрадом Лоренцем и Николасом Тинбергеном во второй половине 30-х гг., согласно нашей трактовке, представляла собой одну из школ допарадигмального периода в изучении поведения животных, а период классической этологии - с середины 30-х по начало 50-х гг. - является допарадигмальным периодом в развитии самой этологии как научной дисциплины. В этот период появились работы Лоренца и Тинбергена, в которых была сформулирована этологическая теория, на ее основе предложена новая программа исследования поведения животных, а также представлены экспериментальные результаты их исследований, предпринятых в русле этологического подхода. Эти научные достижения образовали парадигму, на базе которой сформировалась школа классической этологии.

3.1. Сообщество классической этологии.

По мысли Т. Куна, историко-научное исследование следует начинать с выделения научного сообщества независимым образом без обращения к парадигме и только после этого заниматься ее выявлением [Kuhn, 1970, 1974]. Вплоть до настоящего времени этологическое сообщество еще специально не изучалось. Мы предприняли первый шаг в этом направлении, определив в общих чертах состав и структуру этологического сообщества классического периода в его динамике с середины 30-х по начало 50-х гг., что позволило затем перейти к выявлению и содержательному анализу парадигмы, объединявшей данное сообщество. В нашу задачу не входило детальное социологическое изучение этого сообщества, что может составить предмет самостоятельного обширного исследования. При выделении сообщества классической этологии мы исходили из анализа только опубликованных материалов различного рода: специальных этологических работ, появившихся в описываемый период, материалов научных конференций, воспоминаний этологов, переписки К. Лоренца и О. Хайнрота, а также некоторых историографических работ, в которых можно найти полезные сведения об этологическом сообществе.

Те, кто обращается к истории этологии, нередко понимают этологическое сообщество, с одной стороны, очень широко, включая в него всех ученых, которые придерживались так называемого натуралистического зоологического подхода к поведению животных и изучали видоспецифичное поведение, особенно в естественных условиях. Такое понимание этологического сообщества соответствует представлению об этологии, весьма распространившемуся после того, как этология утвердилась в качестве научной дисциплины. С другой стороны, при подобном подходе возникает опасность заранее игнорировать тех ученых, кто занимался по преимуществу лабораторными исследованиями.

В нашем исследовании мы исходим из более узкого и четкого понимания этологического сообщества, базирующегося на "историческом" определении этологии как науки, основанной К. Лоренцем и Н. Тинбергеном (см. первую главу). Таким образом мы включаем в этологическое сообщество тех ученых, кто принял этологический подход Лоренца - Тинбергена, стал развивать его дальше и был связан друг с другом прямой или косвенной преемственностью в исследовательской работе. Такое понимание этологии и этологического сообщества больше соответствует и самоидентификации этологов. Заметим, что не только в период классической этологии, но и на последующих этапах ее развития далеко не все зоологи, изучавшие видоспецифичное поведение, считали себя этологами, имея в виду, что они не связаны с традицией Лоренца - Тинбергена.

Прекрасным свидетельством того, что в среде самих этологов к этологии относятся как к дисциплине, представителей которой объединяет непрерывная преемственность конкретной научной традиции, являются утверждения К. Бира в уже упоминавшейся ранее статье "Был ли профессор Лерман этологом?": "Все, что сегодня подразумевается под "этологией", связано своим происхождением с той группой "классических этологов"; и когда мы встречаем ссылки на "этологическую школу" в текущей литературе мы обычно можем допустить, что они включают в ее рамки "классических этологов"...С середины 1930-х по начало 1950-х гг., когда кого-то характеризовали как этолога или некую работу как этологическую, тем, кто был знаком с этими словами, было понятно, что это означает, что этот человек является членом группы Лоренца - Тинбергена или что эта работа выполнена членом группы Лоренца - Тинбергена либо существенно сходна с работами членов этой группы" [Beer, 1975, p. 958]. Далее он пишет: "...на практике, если не в принципе, нынешние значения [слов] "этология" и "этолог" связаны исторической преемственностью со значениями, которые эти термины имели в дни, когда они относились к доктринам и людям первоначальной школы европейских зоологов, занимавшихся поведением. Эта преемственность существует как в потоке идей и исследований (так, что лишь то, что проистекало из доктрин и практики первоначальной школы или сводилось к ним, очевидно, полностью имело право называться этологией), так и в сети личных отношений и связей, которые определяли, например, кто получает приглашения на Этологические конференции. Большинство людей, которых можно без колебаний идентифицировать как этологов, либо были членами первоначальной школы, либо их можно связать с кем-либо из этих членов через отношения учитель - ученик, отношения сотрудничества или через какой-либо другой род личного влияния" [там же, p. 959].

Несмотря на необходимость выделения этологического сообщества независимым от парадигмы образом, мы при этом, естественно. постоянно имеем в виду данное Куном циклическое определение парадигмы, а именно, что "парадигма - это то, что объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму". Описанная К. Биром преемственность в этологии, на наш взгляд, является яркой и наглядной иллюстрацией того, как парадигма в качестве непосредственного образца исследований формирует и цементирует научное сообщество путем передачи знания "из рук в руки". Поскольку этология до сих пор не является единственной дисциплиной, изучающей поведение животных, ориентация на парадигму в этом случае проступает особенно контрастно. Учитывать циклическое определение парадигмы особенно важно, если идет речь о выделении сообщества на его ранней стадии развития, когда ни специализация, ни предмет исследования сами по себе еще не определяют принадлежность к данной научной группе. С того момента, как начали появляться первые специальные этологические исследовательские центры, этологические журналы и общества (конец 40-х - начало 50-х гг.), такую идентификацию проводить уже легче. Тем не менее в течение всей исследуемой нами фазы в развитии этологии, включая допарадигмальный период и переход от него к постпарадигмальному, т.е. вплоть до середины 60-х гг., важнейшими показателями, позволяющими выделить этологическое сообщество являются полнота формальной и неформальной коммуникации и единодушие в профессиональных суждениях.

В классический период в этологическом сообществе такое единодушие определялось ориентацией на научные достижения К. Лоренца и Н. Тинбергена. Таким образом эти достижения выступали в качестве парадигмы, так как, согласно одному из двух главных содержательных определений, данных Куном, парадигмы - это "признанные научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений" [Кун, 1977, с. 11].

В данной главе мы рассмотрим структуру и динамику развития этологического сообщества с середины 30-х по начало 50-х гг.

Сначала определим, к какому сообществу изначально принадлежали К. Лоренц и Н. Тинберген (биографические сведения о К. Лоренце см., например, [Festetics, 1983; Krebs, Sjölander, 1992; Lorenz, 1989; Nisbett, 1977]), а о Н. Тинбергене см., например, [Baerends, Beer, Manning, 1975; Hinde, 1991; Tinbergen, 1989; Baerends, 1991]), а также их первые последователи. Основатели этологии входили в сообщество зоологов. Тинберген с самого начала получил профессиональное зоологическое образование. Он изучал биологию в Лейденском университете и в 1932 г. получил докторскую степень по зоологии. Лоренц собирался стать зоологом, но по настоянию отца поступил на медицинский факультет Венского университета, и еще до получения в 1928 г. докторской степени по медицине стал в том же году изучать здесь зоологию и в 1933 г. получил докторскую степень в этой области. Но и во время учебы на медицинском факультете научные интересы Лоренца были сконцентрированы на зоологии. Его первая научная публикация [Lorenz, 1927] была посвящена поведению галок, и вся последующая профессиональная деятельность была связана с зоологией.

Хотя основателей этологии интересовало поведение различных животных и объектами целого ряда важнейших этологических работ Тинбергена в классический период были рыбы и насекомые, однако внутри зоологического сообщества в 30-е - 40-е гг. Лоренц и Тинберген относились прежде всего к сообществу орнитологов. Уже в начале своей научной карьеры оба стали членами Немецкого орнитологического общества (Deutschen Ornithologischen Gesellschaft), одного из самых авторитетных научных орнитологических организаций в Европе. В 1934 г. Лоренц был участником VIII Международного орнитологического конгресса в Оксфорде и сделал на нем доклад [Lorenz, 1934]. Очень многие из этологических публикаций Лоренца и Тинбергена 30-х и начала 40-х гг., в том числе из тех, что стали для этологии парадигмальными, были опубликованы в орнитологических журналах.

Не только основатели этологии, но и значительная часть ведущих этологов классического периода были или становились орнитологами. Так, английский этолог У. Торп, начавший свою научную деятельность как энтомолог, увлекшись этологией, переключился на изучение птиц. Орнитологами были и те, кого сам Лоренц считал основателями этологии - Ч. Уитман, У. Крейг и О. Хайнрот. Иногда даже говорят, что этологию сделали орнитологи. Лоренц также любил подчеркивать особую роль орнитологии в возникновении этологии. В своей статье "О распознавании видоспецифичных инстинктивных действий у птиц" [Lorenz, 1932] он утверждал, что птицы представляют собой идеальный объект для изучения поведения у животных. Мы уже писали выше, что в конце XIX - первой трети XX в. основная часть исследований поведения животных в зоологии касалась птиц и насекомых. К этому времени орнитология и энтомология были наиболее развитыми и популярными отраслями зоологии. Хотя и птиц, и насекомых сравнительно легко наблюдать в природе и содержать в неволе, все же энтомология не сыграла такой важной роли в формировании этологии, как орнитология.

Разные авторы пытались объяснить, почему именно птицы стали таким модельным объектом в этологии. Лоренц, в частности, указывал на такие факторы, как большое сходство в сенсорном восприятии окружающего мира у птиц и у их наблюдателей, облегчающее понимание их поведения, преимущественно дневной образ жизни птиц. По мнению многих специалистов, изучение поведения насекомых осложняется тем, что они обладают не только резко отличным от нашего миром восприятия, но и очень не сходными с человеческими пространственно-временными характеристиками поведения. Немало говорится об особой эстетической и эмоциональной привлекательности птиц. Известный французский этолог Р. Шовен, сам занимающийся поведением насекомых, назвал и такую причину: "Блестящие теории Лоренца и Тинбергена были созданы в большой степени благодаря тому, что всем животным эти исследователи предпочли птиц. У пернатых все черты поведения по сравнению с млекопитающими резко подчеркнуты, даже шаржированы. Достаточно вспомнить поразительные свадебные обряды птиц - все эти крики, исступленные движения, бешеные пляски, "экстатические" позы" [Шовен, 1965, с. 226]. Многие авторы также подчеркивали, что особая выразительность сигнального, коммуникационного, поведения у птиц сыграла важную роль для создания классической этологической теории.

С самого начала Лоренц и Тинберген относились к тем зоологам, которые специализировались на изучении поведения. Как мы писали во второй главе, в первой половине XX в. не существовало единого сообщества исследователей поведения животных, хотя его изучение уже выделилось в самостоятельную исследовательскую область.

Основатели этологии уже с середины 30-х гг. связывали свою работу с созданием общей теории поведения животных, а не просто с изучением в этом плане тех или иных представителей животного царства. Лоренц осознанно поставил себе эту цель с самого начала, уже в студенческие годы и еще до знакомства со своим главным учителем О. Хайнротом он решил развивать новую дисциплину о поведении животных (см. [Lorenz, 1974; Burkhardt, 1981]). А Тинберген пришел к этому только после знакомства с Лоренцом. В своих воспоминаниях Тинберген признается, что после окончания университета в 1932 г. у него еще не было ясного представления о том, чем он хочет заниматься, а лишь желание изучать животных в их естественной среде, и утверждает, что он "определенно не мечтал помогать закладывать основы новой ветви науки "этологии" " [Tinbergen, 1989, p. 440].

В рассматриваемый период Лоренц и Тинберген считали себя зоопсихологами, а не просто зоологами, интересующимися поведением. Уже с начала 30-х гг. Лоренц дискутирует в своих работах не только с зоологами, но и с физиологами и психологами, занимающимися поведением, а также указывает на принадлежность своих исследований к общей научной области изучения поведения, а не просто к разделу зоологии. Таким образом, в классический период исследования Лоренца и Тинбергена и их последователей можно отнести, с одной стороны, к области зоологии, а с другой стороны, - к новой самостоятельной исследовательской области поведения животных, пересекающей границы нескольких дисциплин (зоологии, физиологии и психологии).

Определение сообщества, к которому относились основатели этологии и их первые последователи, и научной области, к которой относились их исследования, не является пустой схоластикой, а крайне важно для анализа этологической парадигмы. Отсутствие такой привязки легко может привести к некорректным суждениям, как, например, это произошло в уже упоминавшейся нами в первой главе работе Т. Кейликов, которая задается вопросом, был ли отказ Лоренца от рефлекторной концепции поведения революцией, не уточняя, для какого сообщества и в какой области исследований эта концепция была парадигмой. Как мы уже писали в предыдущей главе, рефлекторная концепция к 30-м гг. стала парадигмальной в области нейрофизиологии, но не в области исследования поведения в целом, поскольку в ней не существовало единого сообщества и единой парадигмы. В том числе, она не была парадигмальной и для зоологов, занимавшихся поведением. Т. Кун специально подчеркивает: "В первую очередь парадигма управляет не областью исследования, а группой ученых-исследователей. Любой анализ исследования, направляемого парадигмой или ведущего к потрясению его основ, должен начинаться с определения ответственной за проведение этого исследования группы или групп" [Кун, 1977, с. 234].

Прежде, чем обратиться к рассмотрению раннего этологического сообщества в узком смысле, кратко остановимся на тех ученых, которые оказали наибольшее влияние на формирование научных взглядов основателей этологии в начале их исследовательской карьеры.

Что касается К. Лоренца, на него имели значительное влияние и оказали ему большую поддержку прежде всего целый ряд немецких зоологов старшего поколения. Среди самых влиятельных своих учителей Лоренц называет Фердинанда Хохштеттера (F. Hochstetter), специалиста в области сравнительной анатомии и сравнительной эмбриологии, который был его преподавателем во время учебы в университете и у которого он несколько лет работал ассистентом после окончания университета. Самое сильное влияние оказал на Лоренца орнитолог Оскар Хайнрот, куратор отдела аквариумов в Берлинском зоопарке, ближайшим учеником которого Лоренц стал. С 1929 г. они начали переписываться, а с 1931 г. началось их личное тесное общение (подробнее см. об этом [Heinroth, Lorenz, 1988; Heinroth, 1971; Burkhardt, 1981; Durant, 1981]). Другой важной фигурой являлся для Лоренца Эрвин Штреземан (E. Stresemann), бывший тогда президентом Немецкого орнитологического общества и редактором журнала Journal für Ornithologie, где в 1927-1935 гг. были напечатаны первые статьи Лоренца (см. [Heinroth, Lorenz, 1988; Stresemann, 1975]). В 30-е гг. Лоренц активно переписывался и общался с физиологом и зоологом Якобом фон Икскюллем. В 1937 г. Икскюлль предложил Лоренцу стать его преемником в основанном им в Гамбурге Институте по изучению Umwelt'а (Insitut für Umweltforschung), и Лоренц согласился, но на более высоком административном уровне это не было утверждено (см. [Heinroth, Lorenz, 1988, S. 206]).

Важным событием стало для Лоренца участие в работе VIII Международного орнитологического конгресса в Оксфорде в 1934 г., где он познакомился с известным американским орнитологом Маргарет Найс (M. Nice), которая в те годы служила своеобразным посредником между американской и немецкой орнитологией (см. [Nice, 1979; Mitman, Burkhardt, 1991]). Благодаря ей Лоренц вступил в переписку с У.Крейгом, которую они вели в 1935-1937 гг. Как известно, Крейг наряду с Хайнротом и Икскюллем был тем, чьи идеи оказали наибольшее непосредственное влияние при создании Лоренцом своей собственной теории поведения. На том же конгрессе Лоренц познакомился и с Дж. Хаксли и узнал о его работах, посвященных поведению птиц. Они стали переписываться, и Хаксли снабдил его разнообразной литературой по поведению животных (см. [Burkhardt, 1992]). Следует заметить, что в первой половине XX в. среди занимавшихся поведением зоологов те, кто писал свои работы на английском языке (в Великобритании и США), и те, кто писал их на немецком (в Германии, Австрии, Нидерландах, Швейцарии), как правило, были разобщены и плохо знали работы друг друга, особенно это касалось американских и континентальных европейских зоологов (см. [Nice, 1979]).

На формирование исследовательской позиции Н. Тинбергена до его встречи с Лоренцом большое влияние оказали английские орнитологи Дж. Хаксли, Э. Селоус и Г. Хауард (см. [Tinbergen, 1989; Burkhardt, 1992]). Он также хорошо знал и высоко ценил работы О. Хайнрота. Но не меньшее влияние на него оказали и голландские зоологи, его соотечественники (см. [Tinbergen, 1989, Baerends, 1991]). Сам Тинберген считал, что наибольшое формирующее воздействие во время учебы в Лейденском университете на него оказал Я. Вервей, изучавший в то время поведение и биологию птиц в природных условиях и находившийся под влиянием идей Дж. Хаксли. Другим авторитетом и другом был для Тинбергена орнитолог, директор Амстердамского зоопарка А. Портилье, ориентировавшийся в своих исследованиях на О. Хайнрота. Тинберген также активно общался с Й. Биренс де Ханом, который тогда был самым авторитетным зоопсихологом в Голландии. Они много дискутировали о зоопсихологии, занимая противоположные методологические позиции. В то время, как Тинберген исповедовал объективистский подход, Биренс де Хан не только считал необходимым изучать психические качества животных, но был также виталистом и полагал, что основа инстинкта нематериальна и непознаваема.

Тинберген также оказался под большим впечатлением от работ энтомологов, изучавших поведение, прежде всего таких, как Ж.-А. Фабр, Ш. Фертон, К. фон Фриш, М. Херц (M. Hertz) (см. [Tinbergen, 1989]), что повлияло на выбор объекта и методов исследования в его работах 30-х гг. по поведению роющих ос, базировавшихся на экспериментах в природных условиях (см., например, [Tinbergen, 1932, 1935; Tinbergen, Kruyt, 1938]).

3.1.1. Зарождение этологического сообщества

(вторая половина 30-х - начало 40-х гг.).

Мы полагаем, что о начале формирования школы классической этологии можно говорить после появления в 1935 г. знаменитой статьи К. Лоренца "Компаньон в Umwelt'e птиц" [Lorenz, 1935]. Уже первые статьи Лоренца [Lorenz, 1927, 1931, 1932, 1934] привлекли внимание коллег-орнитологов и часто цитировались, но статья о компаньоне принесла ему по-настоящему большую известность и авторитет среди зоологов, интересующихся поведением, как в Европе, так и в Америке (см. [Schleidt, 1988a; Mitman, Burkhardt, 1991]). Эта статья уже содержала многие важнейшие элементы его этологической теории, была основана на колоссальном наблюдательном материале и предлагала новую программу исследований поведения животных.

Благодаря М. Найс и Г. Ноблу (G. Noble), одному из ведущих американских зоологов, изучавшему механизмы поведения у позвоночных, статья о компаньоне была переведена в США на английский, причем полный перевод Нобл разослал целому ряду американских зоологов и психологов, а сокращенный перевод был опубликован в американском орнитологическом журнале Auk в 1937 г. [Lorenz, 1937] (см. об этом [Mitman, Burkhardt, 1991; Nice, 1979]). Среди тех, кто в Америке сразу признал важность работ Лоренца был также такой авторитетный зоолог-эколог, как У. Олли (см. [Scott, 1989]).

Уже вскоре после публикации "Компаньона" у Лоренца появились самые первые активные последователи: в Америке - М. Найс, в Голландии - Н. Тинберген (еще до личного знакомства с Лоренцем), в Германии - Г. Темброк (G. Tembrock), в его собственной стране Австрии, - А. Зайц (A. Seitz), первый аспирант Лоренца, и О. Кёниг (O. Koenig), в Швейцарии - М. Хольцапфель (M. Holzapfel) (см. об этом [Nice, 1979; Mitman, Burkhardt, 1991; Tinbergen, 1974, 1989; Tembrock, 1988; 1983b; Koenig, L., 1988; Koenig, O., 1983b, 1988a, 1988b; Meyer-Holzapfel, 1988]).

Для формирования ядра нового этологического сообщества, которое объединяли приверженность идеям, выдвинутым К. Лоренцом, чрезвычайно важным оказался 1936 г., в течение которого произошло три значительных события: создание Немецкого зоопсихологического общества, знакомство Лоренца с Э. фон Хольстом (E. von Holst) и первая встреча Лоренца с Тинбергеном.

Немецкое зоопсихологическое общество (Deutsche Gesellschaft für Tierpsychologie) было создано в январе 1936 г., и Лоренц вошел в его совет, в составе которого среди других были также О. Хайнрот и Я. фон Икскюлль. Общество решило начиная с 1937 г. издавать свой журнал Zeitschrift für Tierpsychologie, и Лоренц стал одним из его трех редакторов вместе с О. Кёлером (O. Koehler), зоологом-орнитологом из Кенигсбергского университета, интересовавшимся поведением и еще более психикой животных, и с председателем общества К. Кронахером (C. Kronacher), после смерти которого в 1937 г. третьим редактором стал друг Лоренца зоолог О. Антониус (O. Antonius), бывший директором зоопарка Шенбрунн и изучавший поведение млекопитающих (см. об этом [Effertz, 1937; Koenig, 1983a; Heinroth, Lorenz, 1988]). Со времени основания общества началась совместная работа в журнале и дружба между Лоренцом и Кёлером (см. [Koehler, 1988]). Кёлер стал оказывать активную поддержку Лорецу и этологии в целом, хотя сам больше тяготел к классической зоопсихологии, исследуя проблему интеллекта у животных. Лоренц стремился использовать свою деятельность в обществе и журнале для пропаганды своего подхода к изучению поведения животных.

17 февраля 1936 г. Лоренц прочел в Берлине доклад "К критике формирования понятия инстинкт", опубликованный в 1937 г. в журнале Naturwissenschaften под названием "О формировании понятия инстинкт" [Lorenz, 1937a]. Эта статья относится к его ключевым работам, заложившим основы классической этологической теории. Он сделал этот доклад по настоянию своего друга орнитолога Г. Крамера (G. Kramer), который, в свою очерель, дружил с молодым зоологом и физиологом Эрихом фон Хольстом и специально пригласил его на доклад, надеясь на плодотворную дикуссию между ним и Лоренцом (подробнее об этом см. [Lorenz, 1981, 1989; Hassenstein, 1989/90]). В этом докладе Лоренц еще придерживался трактовки инстинкта с позиций рефлекторной теории. После доклада Э. фон Хольст, который с одобрением воспринял большинство идей Лоренца, быстро убедил его отказаться от объяснения механизма инстинктивного поведения на основе рефлексов. С этого момента начались их сотрудничество и близкая дружба.

Осенью 1936 г. профессор Лейденского университета К. ван Клау (C. Klaauw) организовал небольшой симпозиум по теме "Инстинкт" и пригласил на него в Голландию Лоренца. На этом симпозиуме состоялось личное знакомство Лоренца с Тинбергеном, и они стали соратниками в создании этологии как нового научного направления (об их контактах в 30-е гг. см. [Lorenz, 1974, 1981, 1989; Tinbergen, 1974, 1988, 1989]). Они смогли осуществить только одно совместное исследование в 1937 г., так как дальнейшие планы в этом направлении прервала война. Результаты этой работы были опубликованы в 1938 г. в Z. f. Tierpsychologie в статье "Таксис и инстинктивное действие в движении по закатыванию яйца у серого гуся" [Lorenz, Tinbergen, 1938]. Это также одна из важнейших работ в классической этологии: в ней содержится практически законченный вариант классической этологической модели инстинктивного акта и образцы этологических экспериментов, ставшие классическими.

Основной теоретический вклад в классической этологии принадлежит Конраду Лоренцу, недаром ее часто называют "лоренцовской". В 30-е -начале 40-х гг. он наряду с работами, уже упомянутыми нами, опубликовал еще несколько важных статей, которые сыграли определяющую роль для формирования этологической школы (см. прежде всего [Lorenz, 1937b, 1939, 1941]). Подключившись к теоретическим разработкам Лоренца, Тинберген способствовал уточнению важнейших понятий, а на рубеже 40-х гг. начал создавать иерархическую модель инстинктивного поведения [Tinbergen, 1942], которая в полном варианте была им доложена в 1949 г. на симпозиуме в Кембридже. Важнейшим вкладом Тинбергена была также разработка экспериментальной программы этологии. Отдавая в этом отношении пальму первенства Тинбергену, Лоренц тем не менее сам уделял много внимания методологии эксперимента и наблюдения в этологии.

После появления статьи Лоренца о компаньоне и особенно после встречи с Лоренцом Тинберген, работавший в то время на скромной должности ассистента в Лейденском университете, стал активно развивать исследования поведения животных в новом этологическом духе, вовлекая в них своих студентов и аспирантов, для которых он организовал спецкурс-практикум по поведению животных, а летом вел с ними полевую работу (см. об этом [Тинберген, 1970; Tinbergen, 1974, 1989; Baerends, 1989, 1991]). Среди учеников Тинбергена появились приверженцы этологического подхода Лоренца - Тинбергена, из которых следует прежде всего назвать брата Тинбергена Л. Тинбергена, Я. тер Пелквейка (J. ter Pelkwijk), Г. Берендса (G. Baerends), Й. ван Рон (J. van Roon, с 1942 г. Baerends-Van Roon), Я. Крёйта (J. Kruijt), Я. ван Ирсела (J. van Iersel) и Д. Кюэнена (D. Kuenen). В своих воспоминаниях Берендс, характеризуя исследовательскуб атмосферу в группе Тинбергена в то время, пишет: "Появление в 1935 г. статьи Конрада Лоренца о социальном компаньоне в жизни птиц и личные контакты между Нико и Конрадом вскоре после этого имели громадное влияние на работу по поведению в нашей группе в Лейдене. До тех пор ее в основном вдохновляла работа фон Фриша по сенсорной физиологии и его методики, заставляющие животных отвечать на вопросы... Другим источником была более описательная работа по жизненным циклам (life-history work) британских орнитологов. Лоренц, однако, предложил привлекательный теоретический каркас для общих принципов, в соответствии с которыми осуществляется поведение, что в добавок, по всей видимости, обеспечивало понимание его эволюции. Мы испытывали сильное желание проверить эти гипотезы для других, чем птицы, случаев и расширить, улучшить и, возможно, скорректировать их" [Baerends, 1989, p. 18]. Таким образом, в Лейденском университете возник небольшой неформальный центр этологических исследований.

В 30-е гг. у Лоренца, не имевшего к тому же оплачиваемой работы с 1934 по 1937 г., у себя на родине, в Австрии, было немного последователей. Однако он хотел иметь возможность активно и многопланово развивать свою программу исследований. И поэтому уже с 1936 г. он начал строить планы и вести переговоры о создании своего собственного исследовательского института в Альтенберге поблизости от своего дома (см. об этом [Heinroth, Lorenz, 1988; Koenig, O., 1988a, 1988b; Heinroth, 1988a]). В 1938 г. немецкое научное Общество кайзера Вильгельма (Kaiser-Wilhelm-Gesellschaft) наконец приняло решение о создании для него института. Лоренц рассчитывал, что Э. фон Хольст будет вместе с ним работать в этом институте, занимаясь физиологическими вопросами этологии. Так, в письме к О. Хайнроту от 16 июня 1938 г. Лоренц писал: "Относительно планов развития у меня есть необходимость прежде всего в оборудовании для физиологического исследования рефлексов и особенно в Э. фон Хольсте как сотруднике для физиологического обоснования нашего зоопсихологического исследования " [Heinroth, Lorenz, 1988, S. 245]. Но начавшаяся война помешала этому.

В 1940 г. Лоренц получил должность профессора психологии в Кёнигсбергском университете (среди тех, кто дал ему необходимые рекомендации был О. Кёлер), а его ученик А. Зайц стал у него ассистентом (о работе Лоренца в Кёнигсберге см. [Lorenz, 1974, 1989; Leyhausen, 1989]). Здесь Лоренц продолжил свои этологические исследования в основном на цихлидовых рыбах, которые легко можно было содержать в аквариуме. В Кёнигсберге появился еще один активный приверженец его этологической концепции - его новый аспирант П. Леихаузен (P. Leyhausen). В 1941 г. Лоренца призвали на военную службу, в 1944 г. он попал на фронт, а почти сразу вслед за этим - в советский плен и только в 1948 г. вернулся на родину в Австрию.

Молодой орнитолог О. Кёниг, вдохновленный идеей Лоренца о создании этологического института, тоже решил создать нечто подобное, хотя и очень скромного масштаба в виде небольшой биологической станции, расположенной посреди дикой природы (см. об этом [Koenig, O., 1983b, 1988a, 1988b; Koenig, L., 1988]). И в 1938 г. ему неожиданно представилась такая возможность, когда ему предложили заведовать только что учрежденным заповедником на озере Нойзидлер-Зе, как раз там, где он хотел организовать этологический институт. Разразившаяся война помешала и этому начинанию.

С началом войны практически прервались международные контакты с немецкими зоологами, что коснулось и контактов Лоренца с Тинбергеном (см. об этом [Nice, 1979; Tinbergen, 1974; 1989; Leyhausen, 1989]). Тинберген все-таки ради поддержания научных связей в виде исключения посылал статьи в Z. f. Tierpsychology [Tinbergen, 1940; Tinbergen, Meese, Boerema, Varossieau, 1942] и в J. f. Ornithologie [Tinbergen, 1941]. В 1942 г. нацисты, окуппировавшие Голландию, отправили Тинбергена в лагерь для заложников, откуда он вышел только после освобождения Голландии в 1945 г.

Еще накануне войны и даже после ее начала Тинберген прилагал усилия для расширения области влияния их с Лоренцем этологических идей. Он считал крайне необходимой для становления этологии как новой дисциплины и упрочения ее исследовательской базы пропаганду этологического подхода в англоязычном регионе - в Великобритании и США. Так же, как и Лоренца, его не устраивала и даже вызывала недоумение бихевиористская ориентация американской сравнительной психологии. Он позже писал, что чувствовал на себе долг быть "миссионером" этологии в англо-американском мире [Tinbergen, 1989]. Для голландского биологического журнала Bibliotheca Biotheoretica Тинберген написал специально по-английски статью "Объективистский подход к изучению врожденного поведения животных", представлявшую собой настоящий манифест этологии [Tinbergen, 1942].

В 1938 г. Тинберген посетил США, где встречался с коллегами-зоологами - М. Найс, Э. Майром (E. Mayr), Г. Ноблом - и со сравнительными психологами, работавшими в отделе Нобла в Американском музее естественной истории (American Museum of Natural History) в Нью-Йорке - Ф. Бичем (F. Beach), Т. Шнейрлой (T. Schneirla), Д. Лерманом (D. Lehrman), а также с патриархом американской зоопсихологии Р. Йерксом в его лаборатории по изучению приматов во Флориде (см. об этом [Nice, 1979; Tinbergen, 1989; Mitman, Burkhardt, 1991]). Во время пребывания в Америке Тинберген сделал доклад на Конференции по растительным и животным сообществам (Conference on Plant and Animal Communities) и на симпозиуме, организованном Американским союзом орнитологов (American Ornithologists' Union). В 1936- 1939 гг. у Тинбергена вышло четыре статьи в американских орнитологических журналах [Tinbergen, 1936, 1938-39, 1939a, 1939b]. В этих докладах и публикациях он активно пропагандировал этологические идеи. Г. Нобл, бывший в то время лидером среди профессиональных американских зоологов, изучавших поведение, предлагал в 1939 г. Тинбергену работу научного сотрудника в одном из заповедников в США. Нобл переписывался также с Лоренцем, интересуясь его идеями, но в отличии от М. Найс относился к ним весьма критично и не принимал лоренцовскую концепцию, а развивал свой собственный небихевиористский подход к изучению механизмов поведения. Их дискуссию прервала смерть Нобла в 1940 г. (см. [Mitman, Burkhardt, 1991]).

Тинбегрен стремился развивать связи и с британскими исследователями поведения животных. В 1940 г. он писал Дж. Хаксли и орнитологу Д. Лаку (D. Lack), сообщая об исследованиях Лоренца и своих собственных, о планах, касающихся возможного послевоенного международного сотрудничества зоологов, занимающихся поведением, и просил рассказать о работе британского научного общества "Институт по изучению поведения животных" (Institute for the Study of Animal Behaviour), организованного Хаксли вместе с рядом английских зоологов в 1936 г. (см. [Durant, 1986]).

Итак, к началу второй мировой войны, прервавшей нормальный ход работы ученых и их контактов между собой, уже существовало небольшое этологическое сообщество, которое начали рассматривать как новую научную школу в изучении поведения животных, "школу Лоренца - Тинбергена". Ядро этого сообщества составляли, естественно, Лоренц с Тинбергеном и их немногочисленные ближайшие ученики и последователи. В довоенное этологическое сообщество, бесспорно, входил и О. Хайнрот, но он имел там особый статус патриарха и учителя (см. [Heinroth, Lorenz, 1988; Heinroth, 1971, 1988a]). Хотя он одобрял идеи Конрада Лоренца и считал его самым близким учеником, его нельзя считать последователем собственно лоренцовской этологии. Он продолжал свои исследования в том же духе, что и раньше, до создания Лоренцом своей теории.

Этологическое сообщество, объединившееся вокруг идей Лоренца и Тинбергена, в свою очередь, было частью определенного, тесно связанного научными и дружескими контактами сообщества, своеобразного "невидимого колледжа", интересующихся поведением зоологов, в основном европейских, среди которых преобладали орнитологи. К нему, помимо этологов, относились среди представителей более старшего поколения, чем Лоренц и Тинберген, например, уже упоминавшиеся Я. фон Икскюлль, К. фон Фриш, О. Антониус, О. Кёлер, Э. Штреземан, Дж. Хаксли, Г. Хауард, а среди их сверстиников и более молодых исследователей такие, например, как Б. Ренш (B. Rensch), Ф. Гёте (F. Goethe), Б. Гржимек (B. Grzimek), Х. Хедигер, Г. Крамер, Х. Лёрль (H. Lohrl), Г. Темброк, Д. Лак, А. Портилье, Я. Вервей, Г. Маккинк, А. Кортландт (A. Kortlandt). Последнего часто рассматривают как одного из этологов, внесшего вклад в развитие классической этологии, поскольку он в 1940 г. одновременно с Тинбергеном ввел важное для этологии понятие "смещенной активности". Однако Кортланд в описываемый период не высказывал одобрения идеям Лоренца и Тинбергена, а в 50-е гг. резко критиковал этологическую школу, не считая себя ее представителем (см. [Kortlandt, 1955]).

С конца 30-х гг. идеи, развиваемые Лоренцом и Тинбергеном стали привлекать все большее внимание самого молодого поколения начинающих исследователей прежде всего в Германии, Австрии, Голландии и Швейцарии и постепенно проникали в Англию и США. Это обещало активный рост этологического сообщества, но данный процесс остановила война.

Подводя итог развитию этологического сообщества в довоенный период, важно подчеркнуть следующее. До появления в конце 30-х гг. этологической школы изучение поведения животных в зоологии чаще всего не имело прочного профессионального статуса и в значительной степени было уделом любителей. Однако классическая этология с самого начала формировалась главным образом как профессиональное научное сообщество, члены которого в качестве сотрудников различных научных учреждений: университетов, исследовательских институтов, научных отделов зоопарков и заповедников и т.п. - вели этологические исследования, которые так или иначе были встроены в научную работу этих учреждений.

3.1.2. Сообщество классической этологии после войны

(вторая половина 40-х - начало 50-х гг.): рост и

институционализация.

Прежде, чем перейти к рассмотрению сообщества классической этологии в это время, следует каким-то образом установить границу между этапом классической этологии, который, в соответствии с нашим анализом, является допарадигмальным периодом в развитии этологии как научной дисциплины, и следующим, выделенным нами этапом перехода от классической к постклассической этологии, который, согласно нашим представлениям, является переходом от до- к постпарадигмальному периоду в ее развитии.

После окончания второй мировой войны численность этологического сообщества и соответственно объем и разнообразие исследований в нем стали быстро расти. Мы уже писали, что невозможно указать с точностью, когда закончился период классической этологии. С начала 50-х гг. параллельно шли два процесса. С одной стороны, большинство новых членов, вливавшихся в этологическое сообщество в 50-е гг., знакомились с классической этологической концепцией в том виде, как она сложилась к началу 40-х гг., а также с ее более поздним вариантом, представленном в докладах ведущих этологов на симпозиуме по механизмам поведения животных, состоявшемся в Кембридже в 1949 г. [Danielli, Brown, 1950] и в книге Н. Тинбергена "Изучение инстинкта" [Tinbergen, 1951]. И приступая к своим собственным исследованиям, они ориентировались именно на классическую концепцию (см. об этом также воспоминания этологов в [Schleidt, 1988a; Dewsbury, 1989b]). С другой стороны, расширение исследований и самого сообщества повлекли за собой неудовлетворенность самих этологов, и прежде всего новых членов сообщества, теми или иными аспектами прежней классической теории, вызвали ее критику и стремление скорректировать ее существенным образом. К этой "внутренней" критике добавилась резкая "внешняя" критика со стороны американских сравнительных психологов, которые придерживались принципиально другой парадигмы. Их полемика с этологами была одним из важнейших факторов в развитии этологии, связанным с происходившим в 50-е гг. переходом от классической к постклассической этологии, поскольку активизировала, а в некоторых отношениях направляла, ревизию классической этологической концепции самими этологами.

Мы полагаем вполне допустимым считать, что этап классической этологии закончился в середине 50-х гг. с активным началом этой ревизии, сопровождавшейся бурной дискуссией о справедливости классической концепции. Чтобы поставить условную символическую границу, мы решили завершить рассмотрение сообщества классической этологии 1953 г., когда появилась знаменитая статья американского психолога Даниела Лермана "Критика теории инстинктивного поведения Конрада Лоренца" [Lehrman, 1953], открывшая полемику между этологами и американскими зоопсихологами.

С окончанием войны начался крайне быстрый рост этологического сообщества и интенсивный процесс его институционализации.

Со второй половины 40-х гг. стали возникать этологические исследовательские центры. Первый из них был основан осенью 1945 г. Отто Кёнигом и его женой Лилли Кёниг близ Вены (см. об этом [Koenig, L., 1988; Koenig, O., 1983b; 1988a, 1988b; Eibl-Ebesfeldt, 1983, 1988, 1989a; Schleidt, 1983a; Thorpe, 1979; Trumler, 1983]). Кёниг самовольно занял несколько брошенных военных бараков, огородил небольшой участок земли и назвал все это "Биологическая станция Вильгельминенберг" (Biologische Station Wilhelminenberg), и вскоре этот акт был узаконен государством. Первыми сотрудниками станции наряду с супругами Кёниг стали несколько студентов Венского универстета: И. Айбль-Айбесфельдт (I. Eibl-Eibesfeldt), Х. Прехтль (H. Prechtl), И. Гиллес (I. Gilles, позже Prechtl), В. Шлайдт (W. Schleidt) и Э. Трумлер (E. Trumler) - все они в дальнейшем стали известными этологами. Несколько позже к ним присоединились К. Грацль (K. Gratzl), Э. Фрюман (E. Frühmann), Ф. Хайдерер (F. Haiderer), Э. Кирхсхофер (E. Kirchshofer). В конце 40-х гг. станция на протяжении примерно двух лет издавала научно-популярный зоологический журнал Umwelt, уделявший значительное внимание этологии, который из-за нехватки средств быстро прекратил свое существование. Еще до возвращения К. Лоренца из плена, Кёниг активно знакомил своих молодых сотрудников с работами Лоренца, и те стали его последователями. После своего возвращения в Австрию в феврале 1948 г. Лоренц стал на станции читать лекции и вести семинары, а также публиковать статьи в Umwelt'е. Наряду с проведением исследований сотрудники станции снимали учебные научные фильмы.

Вместе с бывшей аспиранткой Лоренца Г. Кюнельт (G. Kunelt) Кёниг также организовал в 1945 г. при Зоологическом институте Венского университета научный кружок зоопсихологии (Arbeitsgemeinschaft für Tierpsychologie), причем студенты, оказавшиеся его первыми членами, и стали первыми сотрудниками Биологической станции Вильгельминенберг (см. [Koenig, 1983c]). Затем в расширенном виде этот кружок продолжил свое существование в основанном профессором Венского университета Вильгельмом Маринелли Институте науки и искусства (Institut für Wissenschaft und Kunst). Оценивая роль кружка, Кёниг пишет: "Кружок зоопсихологии в Институте науки и искусства в течение многих лет представлял собой в Вене общедоступный центр бесед об этологии и, главное, содействовал распространению и укоренению этой науки в академической сфере" [там же, S. 56].

В 1949 г. К. Лоренц благодаря финансовой помощи английского писателя Дж. Б. Пристли организовал на территории своей усадьбы в Альтенберге близ Вены маленький частный исследовательский институт под патронажем Австрийской академии наук. Первыми его ассистентами стали сотрудники Биологической станции Вильгельминенберг В. Шлайдт, Х. Прехтль и И. Айбль-Айбесфельдт (см. об этом [Lorenz, 1989; Eibl-Eibesfeldt, 1983, 1988, 1989a; Koenig, O., 1983d, 1988a; Schleidt, 1983b]). Поскольку на своей родине в Австрии Лоренцу не удалось получить университетскую кафедру и осуществить какие-либо серьезные научные планы, он принял от У. Торпа приглашение поехать работать в Англию. Но Э. фон Хольст смог добиться, чтобы немецкое научное Общество Макса Планка (Max-Planck-Gesellschaft) организовало для Лоренца в Германии на территории замка Бульдерн (Buldern) недалеко от Мюнстера исследовательский институт, ставший отделом образованного незадолго до этого Института морской биологии (Max-Planck-Institut fur Meeresbiologie) в Вильгельмсхафене, директором которого тогда был фон Хольст (см. об этом [Koenig, O., 1983d, 1988a; Schleidt, 1983b, 1988b; Lorenz, 1989]; Thorpe, 1979]). Осенью 1950 г. Лоренц переехал в Бульдерн, а весной 1951 г. его исследовательский центр, названный Отделом по изучению физиологии животных (Forschungsstelle fur Verhaltensphysiologie), был открыт официально. Первыми ассистентами Лоренца в Бульдерне стали В. Шлайдт, Х. Прехтль и И. Айбль-Айбесфельдт. Вскоре к проводимым здесь исследованиям подключились аспиранты, одними из первых были У. Вайдман (U. Weidmann), затем работавший под руководством Тинбергена в Англии, и Й. Николаи (J. Nicolai), в дальнейшем ассистент Лоренца. Кроме того, с 1953 г. Лоренц стал читать лекции по этологии в Мюнстерском университете.

В это время В Вильгельмсхафене Э. фон Хольст активно развивал нейрофизиологические исследования поведения животных вместе со своими молодыми сотрудниками Х. Миттельштедтом (H. Mittelstaedt) и Б. Хассенштайном (B. Hassenstein) (см. [Thorpe, 1979; Baerends, 1989]). С 1948 г. сотрудником фон Хольста стал также Г. Крамер, приобретший известность прежде всего своими исследованиями по проблеме ориентации у птиц (см. [Koenig, O., 1983e, 1988a; Lorenz, 1959]).

После войны этологические исследования возобновились и в Голландии. Н. Тинберген продолжил свою работу в Лейденском университете. В 1947 г. он получил должность профессора, и для него была специально создана кафедра экспериментальной зоологии. Зимой 1946-1947 гг., Тинберген прочел серию лекций по этологии в Нью-Йорке, которые в дальнейшем были переработаны в его знаменитую книгу "Изучение инстинкта" (см. об этом [Tinbergen, 1989; Baerends, 1989, 1991].

Ученик Тинбергена Герард Берендс в 1946 г. получил кафедру зоологии в Гронингенском университете, и там он ввел учебный курс этологии и создал исследовательскую лабораторию, в которой стали активно развивать обширную программу исследований по этологии и экологии животных. С 1950 г. для этой лаборатории в пригороде Гронингена начали строить крупную научную базу (см. [Baerends, 1989; Thorpe, 1979]).

В 1949 г. Тинберген переехал в Англию, а его преемником в Лейдене стал его ученик Я. ван Ирсел. Важным стимулом этого переезда было желание Тинбергена ввести этологию в англоязычный мир. Он стал преподавать этологию на зоологическом факультете Оксфордского университета и создал этологический научный коллектив под названием "Группа по исследованию поведения животных". В этой группе он одновременно руководил работой 7-9 аспирантов, некоторые из которых затем оставались работать здесь в качестве научных сотрудников. Первыми членами группы стали М. Басток (M. Bastock), Р. Уайт (R. White), У. Вайдман, О. Маннинг (A. Manning), Ф. Гьютон (P. Guiton), Д. Моррис (D. Morris), Л. де Рёйтер (L. Ruiter) и М. Мойнихен (M. Moynihan), первый аспирант из США (подробнее см. об этом [Тинберген, 1970; Tinbergen, 1963b, 1989; Introduction in Function..., 1975; Thorpe, 1979; Medawar, 1972; Baerends, 1991; Hinde, 1989; Manning, 1989; Morris, 1979]).

Еще до переезда Тинбергена в Англию английский зоолог У. Торп начал предпринимать усилия для развития этологии в Англии (см. об этом [Thorpe, 1979; Durant, 1986; Hinde, 1989; Marler, 1989]). В начале 40-х гг. он, прочитав работы Лоренца, стал приверженцем его концепции и начал пропагандировать этологию в британском Институте по изучению поведения животных, активным деятелем которого он был, а с 1949 г. стал его председателем. В том же году эта организация была переименована в Ассоциацию по изучению поведения животных (Association for the Study of Animal Behaviour). В 1948 г. Торп опубликовал в Bulletin of Animal Behaviour, органе этого общества, большую статью, посвященную изложению "лоренцовской этологии", которая представляла собой расширенный вариант его доклада на открытии симпозиума по поведению животных, состоявшемся в 1947 г. в Англии [Thorpe, 1948].

Желая создать этологический исследовательский центр, Торп уже в 1945 г. обратился в Институт по изучению поведения животных с предложением организовать для этой цели полевую орнитологическую станцию. Однако его планы смогли воплотиться в жизнь только в 1950 г., когда близ Кембриджа в деревне Мейдингли (Madingley) он основал Орнитологическую полевую станцию Ornithological Field Station) при зоологическом факультете Кембриджского университета, профессором которого он был (см. об этом [Durant, 1986; Thorpe, 1979; Hinde, 1989; Marler, 1989]). Куратором станции стал Р. Хайнд, а первым аспирантом - П. Марлер (P. Marler). Оба впоследствии стали выдающимися этологами, а полевая станция постепенно превратилась в крупную лабораторию по изучению поведения животных.

В восточном Берлине Г. Темброк, последователь Лоренца еще с довоенных времен, вместе со своими единомышленниками в 1947 г. начал этологические исследования в Зоологическом институте Гумбольдтовского университета, а в 1948 г. ему удалось основать Исследовательский центр зоопсихологии (Forschungsstatte für Tierpsychologie), причем под зоопсихологией имелась ввиду этология. В докладной записке в Академию наук с просьбой о создании этого учреждения Темброк прямо ссылался на работы К. Лоренца и Э. фон Хольста (см. [Tembrock, 1988]).

Итак, в самом начале 50-х гг. в Европе уже существовало семь этологических исследовательских центров: по одному в Австрии, Западной Германии и Восточной Германии, а также два в Голландии и два в Великобритании. Их возникновение привело к появлению в университетах, с которыми они были связаны, учебных курсов по этологии, которые читали лидеры этих центров. Кроме того, постоянный учебный курс по этологии уже с 1943 г. читала в Бернском университете в Швейцарии М. Хольцапфель (см. [Meyer-Holzapfel, 1988]).

В описываемый период этологические исследования велись также отдельными этологами, работавшими независимо в различных научных учреждениях. Так, активные исследования в области этологии развернулись в ряде немецких и швейцарских зоопарков. Примерами могут быть исследования Б. Гржимека, с 1945 г. директора зоопарка во Франкфурте-на-Майне, и А. Зайца, первого ученика Лоренца, который работал у Гржимека в 1946 - 1950 гг., а в 1950 г. сам стал директором зоопарка в Нюринберге (см. [Koenig, 1983e]). В зоопарке Берлина продолжала работать вдова умершего в 1945 г. О. Хайнрота Катарина Хайнрот, руководившая этим зоопарком с 1945 по 1956 г. (см. Heinroth, 1988a, 1988b; Koenig, 1983e]). М. Хольцапфель, ставшая в 1944 г. директором зоопарка в Берне, также использовала его как научную базу для этологической работы, изучая там поведение млекопитающих (см. [Meyer-Holzapfel, 1988]). Под влиянием этологических идей находился известный швейцарский зоолог Х. Хедигер, бывший в 1944 - 1953 гг. директором зоопарка в Базеле (см. [Hediger, 1988, 1989]). А в Базельском университете с 1947 г. работал его ученик и последователь Лоренца Р. Шенкель, изучавший в Базельском зоопарке поведение волков (см. [Hediger, 1989; Koenig, 1983]). Бывший аспирант Лоренца в Кенигсберге П. Леихаузен в конце 40-х - начале 50-х гг. занимался сравнительным этологическим изучением различных видов семейства кошачьих в зоологическом Музее Кёнига (Museum Koenig) в Бонне, а с 1952 г. продолжил их в Институте научной кинематографии (Institut für Wissenschaftlichen Film) в Геттингене, возглавив там отдел биологии (см. [Leyhausen, 1989]). В конце 40-х гг. появился первый приверженец этологии среди американских психологов - Э. Хесс, который занялся изучением импринтинга и активной пропагандой идей Лоренца - Тинбергена в США (см. [Hess, 1989]).

Между всеми этологическими исследовательскими центрами, а также независимо работавшими этологами установились тесные контакты. Фактически, можно сказать, что они все вместе представляли собой один большой "невидимый колледж". Уже в первые послевоенные годы этологическое сообщество стало распространять свое влияние прежде всего на зоологов , интересовавшихся поведением, а также и на представителей гуманитарных дисциплин: психологов, психиатров, антропологов (см. об этом [Koenig, O., 1983f, 1988b]). Одним из первых центров такого междисциплинарного общения стали уже упомянутые Биологическая станция Вильгельминенберг и Институт науки и искусства в Вене.

После войны для этологов остро встал вопрос о создании международного этологического журнала, тем более, что Z. f. Tierpsychologie в первые послевоенные годы не издавался. Активную деятельность в этом направлении развернул Тинберген (см. об этом [Tinbergen, 1989; Baerends, 1989; Durant, 1986]). В 1948 г. он основал журнал Behaviour, печатавшийся в Голландии, редакторами которого помимо Тинбергена (от Голландии) стали У. Торп - от Англии, О. Кёлер - от Германии, а также два американских сравнительных психолога - Ф. Бич и К. Карпентер (C. Carpenter). После переезда Тинбергена в Оксфорд редактором от Голландии стал Г. Берендс. В 1950 г. возобновилось издание Z. f. Tierpsychologie, также приобретшего теперь статус международного журнала. Благодаря влиянию Торпа издававшийся в Англии Институтом/Ассоциацией по изучению поведения животных весьма скромный журнал Bulletin of Animal Behaviour приобрел явную этологическую окраску, а с 1953 г. превратился в большой журнал British Journal of Animal Behaviour, одним из редакторов которого стал Торп (см. [Thorpe, 1953; Durant, 1986]). Несмотря на прилагательное "британский" этот журнал сразу заявил о себе как о международном этологическом издании (см. . Таким образом, в 1953 г. уже существовало три международных этологических журнала.

В 1949 г. в Кембридже по инициативе У. Торпа, в намерения которого входило свести вместе этологов и представителей других направлений в изучении поведения, состоялся симпозиум Общества экспериментальной биологии (Society for Experimental Biology), организованный при участии Ассоциации по изучению поведения животных, по теме "Физиологические механизмы поведения животных", (см. об этом [Thorpe, 1979; Baerends, 1989; Durant, 1986]). От этологов на этом симпозиуме доклады сделали К. Лоренц, Н. Тинберген, Г. Берендс, У. Торп и О. Кёлер, а также был зачитан доклад лично не присутствовавшего Э. фон Хольста. Остальные доклады принадлежали главным образом английским физиологам и зоологам, двум американским ученым - физиологу П. Вайссу (P.Weiss) и психологу-физиологу К. Лешли (K.Lashley), крайне влиятельной фигуре в американской сравнительной психологии того времени, а также польскому психологу Л. Конорскому (L.Konorsky). Публикация материалов этой научной встречи [Danielli, Brown, 1950] сыграла важную роль в распространении этологических идей в англоязычных научных кругах.

В рамках данного симпозиума Торп организовал серию дискуссий о терминологии, относящейся к поведению животных, мотивируя это тем, что с появлением этологии возникло много новых терминов, а значение ряда старых изменилось [Thorpe, 1951]. По мнению Дж. Дьюранта, изучавшего архивные материалы этих дискуссий, Торп заботился о выработке общего научного языка для этологов и при этом "стремился установить лоренцовскую "парадигму" (Kuhn, 1970) для послевоенной этологии" [Durant, 1986, p. 1613]. Но каковы бы ни были намерения Торпа, сама попытка выработки общей терминологии была, на наш взгляд, важным симптомом институционализации этологии в когнитивном плане. И кроме того, эти дискуссии явно способствовали тому, чтобы представить этологию в качестве одной из ведущих школ в области исследования поведения животных.

Еще одним важным проявлением институционализации этологического сообщества стали Международные этологические конференции. Первая чисто этологическая научная встреча состоялась в 1950 г. в Германии, когда Э. фон Хольст собрал небольшую группу этологов у себя в Вильгельмсхафене (см. об этом [Baerends, 1989; Thorpe, 1979]). В ней участвовали К. Лоренц, Н. Тинберген, У. Торп, О. Кёлер, а также сотрудники Э. фон Хольста - Г. Крамер, Б. Хассенштайн, Х. Миттельштедт, Л. Шён (L.Schoen) и У. фон Зайнт Пауль (U. von Saint Paul). На этой встрече было решено регулярно устраивать международные этологические конференции, на которых "лидеры этологических центров вместе с их наиболее продвинутыми учениками и некоторые авторитетные этологи, работающие независимо в различных местах, собирались бы каждые два года" [Baerends, 1989, p. 27], и были установлены правила их проведения: "продолжительностью не менее десяти дней, небольшие, закрытые, неформальные и по личным приглашениям" [Thorpe, 1979, p. 82]. Вплоть до начала 60-х гг. Международные этологические конференции имели именно такой характер. Из-за неформального стиля, а также из-за того, что на них было принято обсуждать в основном еще незавершенные исследования, их материалы в этот период обычно не публиковались. На первых конференциях в 50-е гг. не было работы по секциям, и во время дискуссий постоянно шел перевод с немецкого на английский и обратно, иногда также с французского на английский (об атмосфере первых конференций см. [Manning, 1989]). Первая конференция, на которой присутствовало около 50 человек, происходила в 1951 г. в исследовательском центре Лоренца в Бульдерне (см. об этом [Baerends, 1989; Eibl-Eibesfeldt, 1989a]). Вторая состоялась в 1953 г. в Оксфорде у Тинбергена (см. [Manning, 1989; Marler, 1989; Morris, 1979]).

Крайне важную роль для развития этологического сообщества, расширения его влияния, вовлечения в него новых членов и его институционализации на когнитивном уровне сыграла в описываемый период публикация двух книг - уже упомянутых материалов симпозиума "Физиологические механизмы поведения животных" в 1950 г.[Danielli, Brown, 1950] и монографии Тинбергена "Изучение инстинкта" в 1951 г. [Tinbergen, 1951]. Тинберген вспоминал: "...моя книга по крайней мере возбудила общий интерес и заставила многих психологов заметить растущий интерес зоологов к области, которая до тех пор была почти исключительно их "охотничьей территорией", и к явлениям, которые были их "законной дичью" " [Tinbergen, 1989, p. 451]. В этой книге Тинберген впервые сформулировал свои знаменитые четыре проблемы этологии (см. первую главу), которые в 1963 г. в более полном и развернутом виде были представлены в статье "О целях и задачах этологии" [Tinbergen, 1963a].

***

Итак, подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что в ходе развития этологического сообщества в классический период маленькая научная школа, возникшая во второй половине 30-х гг., в послевоенные годы испытала быстрый рост численности, и уже к середине 50-х гг. интенсивный процесс ее институционализации создал формальные предпосылки для превращения этологии из научной школы в самостоятельную научную дисциплину: наличие собственных исследовательских центров, собственных международных журналов, начало регулярных международных конференций, появление постоянных учебных курсов в университетах и монографии, представлявшей собой фундаментальное руководство по этологии как новой отрасли науки.

СОДЕРЖАНИЕ

Рейтинг@Mail.ru