Обновления | Новости | Словарь | Библиотека | Интервью | Лекции | Персоналии | Юмор | Разное | Форум | Ссылки | info@ethology.ru |
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Этология: ее идентификация и структура развития 1.1. Проблема определения этологии 1.1.1. История термина ”этология” 1.1.2. Определение этологии: содержательное и историческое 1.2. Дисциплинарный статус этологии и ее положение в системе наук 1.3. Структура развития этологии Глава 2. Предыстория этологии: формирование самостоятельной области исследования поведения животных (последняя треть XIX - первая треть XX века) 2.1. Методологический аспект проблемы 2.2. Возникновение научного предмета "поведение животных" и области его исследования в рамках зоопсихологии 2.3. История термина "поведение животных" 2.4. Концептуальный сдвиг, приведший к появлению научного понятия и предмета "поведение животных" 2.5. Область исследования поведения животных в первой трети XX в 2.5.1. Психологическая традиция 2.5.2. Физиологическая традиция 2.5.3. Зоологическая традиция Глава 3. Допарадигмальный период в развитии этологии: этап классической этологии (вторая половина 30-х - начало 50-х гг.) 3.1. Сообщество классической этологии 3.1.1. Зарождение этологического сообщества (вторая половина 30-х - начало 40-х гг.) 3.1.2. Сообщество классической этологии после войны (вторая половина 40-х - начало 50-х гг.): рост и институционализация 3.2. Парадигма классической этологии 3.2.1. Восприятие достижений Лоренца и Тинбергена классического периода 3.2.2. Основные компоненты парадигмы классической этологии 3.2.2.1. Морфологический подход к поведению и понятие "поведение животных" 3.2.2.2. Методологические установки и методы 3.2.2.3. Эмоциональное отношение к животным как ценностный элемент парадигмы 3.2.2.4. Предмет исследования и границы этологии 3.2.2.5. Модели поведения 3.2.2.6. Образцы решения конкретных проблем Глава 4. Переход от до- к постпарадигмальному периоду: от классической к постклассической этологии (середина 50-х - первая половина 60-х гг.) 4.1. Этологическое сообщество в переходный период 4.2. Дискуссия между этологами и американскими сравнительными психологами 4.2.1. Дискуссия о врожденном и приобретенном поведении 4.2.2. Дискуссия о нейрофизиологических механизмах поведения 4.2.3. Трудности взаимопонимания между этологами и американскими психологами из-за различий в восприятии поведения 4.2.3. Влияние дискуссии между этологами и американскими сравнительными психологами на дальнейшее развитие обеих дисциплин 4.3. Формирование парадигмы постклассической этологии 4.4. Постпарадигмальный период в этологии Заключение Список литературы 1.2. Дисциплинарный статус этологии и ее положение в системе наук. В настоящее время этология имеет статус академической дисциплины, причем с разветвленной структурой поддисциплин (среди них, например, нейроэтология, этология человека, экоэтология и др.). С момента появления этологии во второй половине 30-х гг. и по 50-е гг. этология существовала в качестве самостоятельной научной школы в области исследования поведения, и ее обычно называли как этологической школой, так и школой Лоренца или Лоренца - Тинбергена. Основатели этологии Лоренц и Тинберген с самого начала рассматривали свои исследования и работу своих последователей как основу для будущей фундаментальной научной дисциплины, занятой всесторонним изучением поведения животных, и предпринимали все возможные усилия, чтобы утвердить свое исследовательское направление именно в этом качестве (см. [Burkhardt, 1981]). С середины 50-х гг. большинство этологов уже считали этологию дисциплиной, пусть и очень молодой. Представители же других направлений в изучении поведения еще около десятилетия продолжали рассматривать ее только как одну из научных школ. С начала 50-х гг. этология обладала такими общепринятыми признаками институционализации, необходимыми для научной дисциплины, как свои журналы, исследовательские центры, регулярные международные конференции и университетские учебные курсы. С середины 60-х гг. уже не только этологи, но и представители других наук и направлений, стали рассматривать этологию в качестве самостоятельной дисциплины, и в дальнейшем ее статус как академической дисциплины быстро укреплялся, а после присуждения в 1973 г. Лоренцу и Тинбергену Нобелевской премии стал бесспорным. Этологи часто отмечают, что современной этологии трудно дать четкое и лаконичное определение из-за того, что она включает в свой состав много различных подразделений и граничит со множеством и биологических, и гуманитарных дисциплин, имея с ними значительные области пересечения так, что бывает трудно провести границу между ней и соседними дисциплинами (см., например, [Bateson, Klopfer, 1989; Immelman, Beer, 1989; Bateson, 1987]). П. Бейтсон и П. Клорфер даже говорят о "парадоксе этологии как предмета, который одновременно когерентен и эклектичен" [Bateson, Klopfer, 1989, p.V]. Какое же положение занимает этология в системе научных дисциплин? Изредка можно встретить характеристику этологии как отрасли зоологии (см., например, Scharf, 1987; Medioni, 1979]) но это, по-видимому, дань ее происхождению, поскольку ее корни действительно лежат , главным образом, в зоологии. Хотя этологи обычно определяют свою дисциплину как биологию поведения и считают ее одной из основных биологических наук, но одновременно они же рассматривают ее еще и в качестве направления в психологии. Именно так к ней относились с самого начала ее основатели Лоренц и Тинберген. Впрочем, в 30-е - 50-е гг. они, следуя весьма распространенной моде того времени, думали, что подлинно научная психология должна отвечать стандартам естественнонаучной дисциплины и стать ею. Но и позже, отойдя от такой довольно ригористической точки зрения на психологию, они вместе со многими другими этологами (примерами могут быть У. Торп, С. Барнетт, П. Бейтсон) продолжали считать этологию не только биологической, но и психологической дисциплиной. В ходе развития современной этологии после 60-х гг. это представление только укреплялось. Психологи, а также этологи, получившие психологическое образование, особенно часто смотрят на этологию прежде всего как на одно из направлений в психологии. Изданная в Германии многотомная энциклопедия "Психология в XX веке" включает том "Лоренц и его последователи" [Stamm, Zeier, 1978, Bd. VI], целиком посвященный этологии. Интересно, что среди почетных профессорских званий, которые имел К. Лоренц, большинство - по психологии. Попытки отнести этологию полностью или по частям либо к биологии, либо к психологии обычно не удаются. Наиболее адекватным и простым является идентификация этологии как одной из дисциплин, изучающей поведение. Исследовательская область поведения животных, на наш взгляд, не только является междисциплинарной в привычном смысле этого слова (т.е. областью сотрудничества представителей разных дисциплин), но и, более того, она нарушает привычные границы между дисциплинами и даже между естественнонаучным и гуманитарным знанием. Мы полагаем, что возникновение этологии и всей области исследования поведения животных - одно из проявлений происходящей в XX в. перестройки дисциплинарной структуры науки, существовавшей ранее. Этология с самого начала своего становления оказалась на границе между биологией и психологией. В таком же положении с начала своего формирования в конце XIX в. оказалась и вся область изучения поведения животных, становление которой происходило внутри междисциплинарной области зоопсихологии. Формирование зоопсихологии и новой, так называемой экспериментальной, психологии, стремившейся порвать с философией и избравшей в качестве своего идеального образца естествознание, происходило параллельно. Сказать, что изучение поведения животных находилось на стыке наук, между биологией и психологией, было бы слишком общей фразой. Само концептуальное ядро этой новой области, т.е. основные понятия, основная проблематика и методы исследования, формировалось и продолжают формироваться до сих пор в результате теснейшего взаимовлияния биологии и психологии, которые являются не просто разными дисциплинами, но относятся к двум главным разделам научного знания - естествознанию и гуманитарному знанию. Так, в начале нашего века и в психологии человека , и в зоопсихологии, включавшей зоологическую, физиологическую и психологическую линии исследования, ученые яростно полемизировали по общим важнейшим для них вопросам о том, каким должен быть объективный метод исследования и предмет изучения в их области: следует ли изучать и поведение , и психику или же только поведение; можно ли делать косвенные выводы о психике на основе наблюдений за поведением; может ли использоваться терминология, основанная на опыте интроспекции и т.д. Общими для психологии и зоопсихологии были проблемы соотношения в поведении врожденного и приобретенного, проблема инстинкта, проблема механизмов научения и др. В развитии области исследования поведения животных сказывалось влияние не только психологии, но и других гуманитарных дисциплин. С начала формирования этой области зоологи вообще, и этологи в частности, интересовавшиеся поведением животных самим по себе, а не как моделью человеческого поведения, и в своем большинстве упорно боровшиеся с антропоморфизмом, тем не менее стали использовать по отношению к поведению животных понятия, заимствованные из гуманитарной сферы: общество, социальное поведение, социальная иерархия, общение, ритуализация, агрессивность, конкуренция и т.п. Оказалось, что поведение живых существ не получается ни описывать, ни анализировать без применения понятий и терминов, выработанных в русле гуманитарного знания. По мере развития этологии, тем более после появления в ней такой самостоятельной отрасли, как этология человека, в ней возникали значительные области пересечения с гуманитарными дисциплинами, не только с психологией человека, но и с социологией, антропологией, семиотикой и лингвистикой и др. В результате этологи все больше делали акцент на том, что этология не может считаться чисто биологической дисциплиной. П. Бейтсон пишет, что "этология начиналась как биология поведения, но теперь диапазон ее исследований значительно шире и разнообразней" [Bateson, 1987, p. 228]. C появлением в середине 70-х гг. нового научного направления - когнитивной этологии - ситуация стала в этом отношении еще более необычной. Когнитивная этология (или психо-этология), в области которой работают и этологи, и сравнительные психологи, нередко в тесном сотрудничестве, занята исследованием психического мира животных, т.е. того самого предмета, который как этология, так и сравнительная психология, занимавшие жесткую объективистскую установку, считали недоступным и даже запретным для подлинно научного (подразумевалось естественнонаучного) изучения (подробнее об этой установке см. следующую главу). Исследование психики животных в когнитивной этологии базируется на экспериментах, в которых непосредственно наблюдается, конечно, только поведение. Все эти исследования опираются на то знание о поведении животных, которое этология и психология накопили в XX в. (для получения представления о когнитивной этологи см., например, [Ristau, 1991, 1993; Weiskrantz, 1985; Griffin, 1992; Bekoff, Jamieson, 1990, v. 2; Jamieson, Bekoff, 1993]). Отсюда, когнитивную этологию можно рассматривать (и некоторые так и делают) как один из разделов области исследования поведения животных. Однако здесь поведение выступает не в качестве цели изучения, а как средство изучения психики животных. В то же время, занимаясь проблемой психического мира животных, исследователи вторгаются не только в область традиционно понимаемой психологии, но и таких гуманитарных дисциплин, как семиотика, лингвистика, а также философия. Когнитивная этология вызвала большой интерес у философов (см., например, [Midgley, 1983; Radner & Radner, 1989]). Философ Д. Деннетт занялся разработкой философски и логически обоснованных планов экспериментов по выяснению того, существуют ли у животных намерения (см., например, [Dennett, 1987]). Другой философ, Дж. Дюпре, назвал вопрос о психике других существ (не человека) "парадигмально философским" [Dupre, 1990]. В последнее время когнитивную этологию даже характеризуют как "прикладную философию" [Bekoff, 1990]. Мы думаем, что когнитивную этологию следует рассматривать не как естественнонаучное направление, по крайней мере в привычном смысле, а скорее как область гуманитарного знания и не потому, что она обращается к человеку, как это обстоит с этологией человека. Напротив, она занимается исключительно животными, но при этом исследует ментальные явления, традиционно являвшиеся предметом "наук о духе", т.е. гуманитарного знания. Когнитивной этологии приходиться отказываться от опоры исключительно на естественнонаучную методологию и нарушать ее стандарты. В частности, она опирается на антропоморфизм как необходимый логический инструмент (см. об этом [Fisher, 1990]). Хотя когнитивная этология имеет тесную связь с обычной этологией, ее, пожалуй, не следует считать разделом этологии не только потому, что в ней на равных сотрудничают этологи и сравнительные психологи, но прежде всего из-за специфики ее предмета, т.е. из-за того, что она изучает внутренний психический мир животных, а не поведение, являющееся предметом этологии. Тем не менее полностью оторвать ее от этологии невозможно, и частным свидетельством этому является выход в 1991 г. очередного тома "Перспектив в этологии", целиком посвященного когнитивной этологии [Bateson, Klopfer, 1991]. |
|