Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем
Не в тему

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 

Кирилл Ефремов

Журналист издания "Знание-Сила", антрополог, преподаватель Института психологии РГГУ им. Л.С. Выготского и психологического факультета МГПУ им. М.В. Шолохова.  Главный редактор проекта camps.ru

Интервью

"Обезьяна, которая не стала взрослой." Интервью с Кириллом Ефремовым
Насколько картинка из учебника биологии соответствует современным представлениям, как обогатилось за последнее время «научное предание», повествующее об эволюции нашего вида, и как отразились это «научное предание» в массовом сознании, мы поговорили с известным антропологом и популяризатором биологии Кириллом Ефремовым.
К. Ефремов

Список работ автора имеющихся на сайте

СЕНСАЦИЯ! Найден предок человека…
О химере «антропология + журналистика + политика»
К. Ефремов

Победа ценой поражения
Едва мы начинаем рассуждать о будущем рода людского, как возникают разговоры о конце света, катастрофах и вымирании человечества. И тому есть все основания. По сути, эволюция нашего рода — это путь постоянных поражений. Однако в прошлом человек всякий раз из этих ситуаций выпутывался. Каким-то чудом, но выходил сухим из воды. Более того, он компенсировал эволюционные поражения с таким запасом, что поднимался на волну невероятного успеха.
К. Ефремов

Режим «атаки или бегства»
По существу, стрессовый синдром — это важный приспособительный механизм. Он позволяет в критический момент мобилизовать все силы, чтобы остаться живым и невредимым при нападении хищника, преодолении бурной реки, опасной охоте (да мало ли что ещё могло произойти с нашими предками?) Организм при этом переходит на режим работы „атака или бегство“, запускаемый особым блоком нервной системы — симпатическим.
К. Ефремов

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ ЧЕЛОВЕКА
Поведением животных и человека управляет множество инстинктов. Среди них особое место занимает инстинкт территориальной агрессии. Мы следуем ее правилам в той же мере, как, например, инстинкту самосохранения или воспроизводства. Однако, действуя автоматически, мы обычно не осознаем, как влияют на наше поведение агрессивные мотивации. В этом плане нас можно сравнить с теми жителями города, которые уверенно ориентируются в его переулках, хотя и не представляют себе, как выглядит его карта
К. Ефремов

НАУКА О ПОВЕДЕНИИ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Рассказывается о программе экологического и этологического воспитания подростков на базе детского оздоровительного лагеря в Анапе
К. Ефремов, Н. Ефремова

Эти бонобо знают английский получше нас!
Как известно, в конце 1960-х обезьянка Уошо научилась разговаривать, используя 160 знаков амслена — американского языка глухонемых. Для одних достигнутые результаты стали сенсацией, новыми горизонтами понимания эволюции разума и речи. Другие усмотрели здесь покушение на достоинство человека и назвали умение Уошо искусной дрессировкой, трюком «безмозглой обезьяны», который не имеет ничего общего с языком. Этот спор давно устарел, ибо за последние тридцать лет работы по научению приматов языку продвинулись далеко вперед. В экспериментальной группе бонобо (карликовых шимпанзе) растет уже третье поколение, пользующееся языком — да не одним, а тремя! Язык — уже не прерогатива человека, поскольку его удалось реализовать у других видов, причем неоднократно. Так что пришла пора оценить феномен языка объективно. Этой проблеме было посвящено февральское заседание Московского этологического семинара. Его центром стало выступление известного антрополога, доктора биологических наук Марины Львовны Бутовской и фильм о «говорящих» бонобо. Мы поспешили туда и, как оказалось, не зря. А теперь хотим поделиться своими впечатлениями.
К. Ефремов, Н. Ефремова

Трудись, не покладая рук
Действительно ли "труд создал человека"? Что думают об этом этологи в статье Кирилла Ефремова.
К. Ефремов

Эта легкая задача — игра
Мы всегда чувствуем, где кончается серьезное дело и начинается игра. Но как мы об этом узнаем? Какие принципиальные качества отличают игру, где проходит граница детского "понарошку"? Очевидно, чтобы понять это, следует взглянуть на человека как на живое существо и сравнить его с другими живыми существами.
К. Ефремов

Как человек сам себя сотворил
Современный человек — создание во всех отношениях необычное. Оказывается, еще и тем, что генетические различия между всеми людьми Земли ничтожны. Чего не скажешь о внешности — наверное, нет в природе еще одного такого же пестрого вида! Что же сделало возможным такое разнообразие? История и обстоятельства жизни малых и больших этнических групп.
К. Ефремов

Вначале было … пальцеслово
Язык человека — недавнее приобретение эволюции. До этого приматы общались жестами, воплями и щипками. В которых, однако, уже угадывался прообраз будущего языка. Каким был предок языка, «великого и могучего», мы не знаем. Но воссоздать его облик можно попробовать — если применить к человеку принципы этологии, науки об эволюции и экологическом значении поведения.
К. Ефремов

Бегство от одиночества
Рецензия К. Ефремова на книгу Е.Н. Панова "Бегство от одиночества". Опубликована в журнале "Знание-Сила".
К. Ефремов

Этос — значит «дикий нрав»
Еще раз об этологии и ее месте в ряду других наук, исследующих человека и его поведение.
К. Ефремов

Запах теплых отношений
Запахи и их роль в жизни людей - этологическая трактовка.
К. Ефремов, Н. Ефремова

Пришел, пометил, победил. Вокруг да около секса
Каждому виду животных присущи одни и те же формы поведения: пищевое, оборонительное, комфортное… Но, наверное, всего важнее репродуктивное поведение, обеспечивающее виду само существование. Оно отнюдь не ограничивается сексом. Нужны еще три компонента: поиск брачного партнера, ухаживание и забота о потомстве. Как они выглядят у человека?
К. Ефремов, Н. Ефремова

В постели с человеком
Вопреки известной пословице, далеко не все, что естественно, не безобразно. Например, секс — несмотря на явный потенциал удовольствия, он считается весьма и весьма «безобразным». Почему? Поищем ответ в недрах эволюции культуры и поведения.
К. Ефремов, Н. Ефремова