Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем
Не в тему

18 февраля 2019 года состоялась лекция «Инстинкты человека»

Понравилась ли она Вам? Нужно ли делать другие видео-лекции по теме этологии?

Нам важно ваше мнение.

ПРОСМОТР ЛЕКЦИИ

Все | Индивидуальное поведение | Общественное поведение | Общие теоретические основы этологии | Половое поведение


список статей


НАУКА О ПОВЕДЕНИИ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
К. Ефремов, Н. Ефремова
Обсуждение [0]

Каждое лето мы бросаем все дела и едем в детский оздоровительный лагерь “Кавказ”. Он находится в Анапе прямо на берегу моря. В этом лагере много лет действует программа экологического воспитания “Всему учит море”, которую подготовил академик РАЕН А.Н. Камнев. По этой программе дети занимаются подводным плаванием, морской и общей экологией, альпинизмом, изучают биоразнообразие, осваивают технику безопасности и правила оказания первой помощи. Специфика программы в том, что в нее вовлекаются самые обычные дети от 5 до 15 лет из разных уголков России (главным образом из Сибири), причем их число очень велико: занятия могут посетить до тысячи человек в месяц. Поэтому наша работа нацелена не на обучение и образование, а на воспитание – создание эмоционального отношения и системы ценностей. Главная задача – на снабдить знаниями этих маленьких человечков, а увлечь, вовлечь, приобщить, а кроме того, насытить их отдых, сделать его ярким, веселым, но при этом и интеллектуальным. Поэтом мы не стремимся к “контролю усвоения знаний” и вообще строим свои занятия “как в школе, только – наоборот”. Как показала практика, занятия способствуют не только интеллектуальному обогащению, но и благотворно действуют на психику детей. Рассказы о биоразнообразии – лишь база, с помощью которой мы стараемся прививать экологические ценности, а затем и ценности социальные.

РАЗНИЦА ВСЕГО В ОДНУ БУКВУ

Разрабатывая свои курсы, мы разделили сферы влияния так: Кирилл преподает некую “экологию”, а Наташа — “этологию”. Дети замечают, что у курсов похожи не только названия, но темы. Однако при этом мы всегда соблюдаем гендерные различия: с мужской стороны идет упор на интеллект и внешние эффекты, с женской — на чувства и внутренний мир. Если “эколог”, облачившись в цветастую рубашку, шумно просвещает и вдохновляет, то моя задача Наташи — воспитывать, помочь слушателям присмотреться к самим себе.

На самом же деле курс “экология” вовсе не похож на классическую экологию с ее рудералами и плейстоном (дети нас не поймут). Фактически это “Лекции о природе вещей”, в которые входит много общей антропологии, а также рассказов о поведении животных (“Язык животных и растений”, “Поведение при перенаселенности”, “Агрессия человека” и т.д.). Только бы у ребят не сложилось впечатления, что “экология” - это нечто серьезное, скучное, враждебное и чужое!

Точно также и у нашей “этологии” только корни прячутся там, где инстинкты, импринтинг и научение, а крона уходит в социальную психологию (к которой очень близка современная этология человека), психотренинг, натуротерапию, психологию семьи, валеологию и много чего еще, что действительно полезно послушать детям.

Пришедшие на занятия “трудные дети”, циничные подростки (вообще-то мы называем их “крупные монстры”, “девы на каблуках”, “крокодилы”) настроены скептически: ну сейчас нам начнут “загружать ботанику”! Вместо этого они вовлекаются в разговор о таинственной “механике чувств”, о борьбе мотиваций, о том, как волчица, обнаружив своего новорожденного волчонка испытывает три чувства: съесть, убежать и приласкать, и как писк запускает у нее блок материнского поведения – безмолвный же щенок будет съеден, ибо так мать чистит гнездо от мертворожденных. Как писк цыпленка означает “не убивай меня” и адресован курице – ибо оглохшая дикая курица или индюшка заклевывает все пушистое и потенциально враждебное, в том числе и своих цыплят. Как утреннее пение птиц означает “место занято! прочь отсюда!”, а вовсе не “здравствуй солнце”. Почему испуганный человек пищит, а разъяренный рычит, почему волосы дыбом встают, почему звери боятся человеческой внешности, почему зубной врач узнает, что пациенту больно, даже если тот не подает вида, почему волки грызутся, но не убивают друг друга, почему от волнения ученик крутит пуговицу, откуда взялась улыбка...

Однако мы ведем разговор об экологии, а не этологии – есть ли здесь связь, правомерно ли менять одну букву в названии? Несомненно. В широком смысле поведение – черта экологии, ибо нередко оно накладывает существенный отпечаток на экологические параметры вида. Поведение некоторых муравьев и термитов превратило их в могущественных властителей тропиков. Но наиболее яркий пример – человек, который благодаря особенностям своего поведения заселил все природные зоны, превратившись из скромного тропического вида в глобальную стихию, в “царя природы”. Но быть царем – это вседозволенность, или все-таки высшая ответственность?

Мы должны не напичкать детей знаниями, а расширить их мировоззрение и сознание. Поэтому на одном из занятий мы, к примеру, моделируем этологию снежного человека и всевозможных чудовищ, на другом пишем ровно десять статей “Сенсация! Раскрыта загадка Бермудского треугольника”, на третьем доказываем, что “выживает среднейший”, а побеждает “большой или шумный”, на четвертом пытаемся сконцентрироваться на своих ощущениях и представить белую пчелу на синем одуванчике или слона, который едет верхом на муравье…

Некоторые занятия проходят не в кабинете, а в беседке, в дюнах, у кромки волны, по колено в море, в тростниках, в горном лесу. Дети закапываются в песок, ползают как рептилии, пытаются плавать как тюлени или морские черепахи, лазают по деревьям на канатах. Было даже занятие в воде, когда мы в оранжевых жилетах плавали… среди ветвей кипарисов (в затопленном лесу). Все это создает элемент приключения, обостряет восприятие, отвлекает от негативных побуждений, да и просто интересно и забавно! И далеко от школьной “кабинетной биологии”.

Оказалось, что объединение компонентов “природа + море + разнообразие жизни + поведение + психология + приключение” дает удачный инструмент вначале для привлечения внимания аудитории, затем для расширения сознания и наконец для воспитания позитивных установок и ценностей у детей. Открываются широкие творческие возможности, целая педагогика. О ее конкретных методах мы рассказывали в журнале “Народное образование” (3,5/2002; 3,6,9/2003, 3,4/2004).

Теперь заострим внимание на курсе “этология”. Вообще этология, как учебная дисциплина — редкость, ее преподают только в некоторых вузах как спецкурс. С биологическими основами поведения студенты обычно знакомятся в русле зоопсихологии и теории рефлексов. Однако расцвет этих направлений приходится на первую половину ХХ века. А мы живем уже — подумать только — в первой половине следующего, ХХI века. Во всем мире науки о поведении уже несколько десятилетий обобщают термином ethology. Есть такая глава и в западных школьных учебниках по биологии. Она по праву считается одной из самых интересных. Действительно, ничего не мешает давать этологию школьникам, и даже малышам, которые-то как раз и обожают животных. Так ведь и передачи про животных, основные зрители которых - дети, в первую очередь рассказывают об удивительных повадках живых существ. Тем не менее, школьников по традиции учат строению цветка или черепа рыбы, фактически преподают им “список направлений и кафедр университетской науки”.

Этология — новый, гуманный виток в познании природы, отказ от стремления заполучить ее тайны силой. Этолог старается не ставить жестоких экспериментов над животными, а наблюдать их естественную жизнь, не мешая, оставаясь незаметным. По сути, эта область знаний очень созвучна модели гуманитарно-экологического образования и воспитания, к которой постепенно переходит человечество. Искусственный мир, техника, точные науки, жадное потребительство, индивидуализм — эти идеалы уходят в прошлое. Новые идеалы — природа, человек, общество. Одно из направлений современной философии, эволюционная эпистемология, убеждает, что все лучшее — от генетической программы до инстинкта самосохранения, от полезных ископаемых до эстетических ценностей — человек получил у природы. А что взамен? Пора научиться быть благодарными!

МЛАДШИМ — ПРО ЖИВОТНЫХ

Однако животные — это животные. Что же в них воспитательного? Едва ли мы выставим примерную оценку по поведению, скажем, обезьянам. И все-таки. Многие из нас считают, что в мире животных царит анархия, жестокость, дикие страсти. На самом же деле биосферой управляют четкие законы экологии и поведения, где соблюдаются своеобразные правила хорошего тона и кодекс чести. Птицы, звери, рыбы и даже более мелкие твари трогательно заботятся о потомстве, умеют смягчить конфликт, рискуют жизнью ради спасения собратьев. Чем лучше вооружено животное, тем осторожнее оно проявляет агрессию. Например, обладатели острейших рогов не “бодаются”, а только покачивают шеей, чтобы ненароком не ранить собрата. Иначе вид истребит сам себя. По существу, комплекс поведенческих реакций направлен на выживание. Это относится и к человеку. Недаром он подчиняется многочисленным правилам “как себя вести”, заповедям, законам. Стоит их нарушить, как вспыхнет встречная агрессия, и под угрозой окажется здоровье или сама жизнь. Необходимость выживания лежит в основе цивилизованной этики. Осознание детьми этого факта дает весомый вклад в их воспитание. “Делай так — не потому, что я тебя заставляю, а потому, что это полезно и безопасно.”

Форма наших занятий — беседы, обсуждения, игры. Академической информации я даю немного, зато стараюсь организовать диалог, вовлечь моих слушателей в беседу, сделать их рассказчиками, заставить двигаться. Особенно малышей.

На одном из первых занятий мы ведем речь о животных, оказавшихся рядом с человеком: в зоопарке, цирке, дома. Интереснее всего ребятам, что звери в зоопарке кушают. Об этом Наташа знает не понаслышке — приходилось стряпать для целой оравы обезьян. А затем она просит самих ребят рассказать о своих домашних питомцах.

— Ой, у нас дома такие животные! Они чудесные! Умные-разумные! Мой кот умеет пить сок из трубочки. Я как приеду — сразу обниму свою собачку...

Все эти их собаки-кошки-хомяки, оказывается, могут ладить друг с другом, любят хозяев и даже лечат их. Кошка прижимается к больному месту. Собака зализывает царапину на коленке. Кстати, существует ведь даже такая область медицины — анималотерапия, лечение через общение с животными.

Уезжая в лагерь, дети скучают по своим питомцам не меньше, чем по родителям. И такой разговор помогает кому-то избавиться от грусти, подавленности. Кроме того, это хороший способ самовыражения, самоутверждения. Вначале высказываются самые активные. А потом? Мы заметили, что те, кому трудно адаптироваться в лагере, человечки маленькие и несчастные, стараются что-нибудь напридумывать: — А у нас из лесу пришел волчонок, и моя кошка, нет, десять котов, чуть его не загрызли, огромного волка... — и запутываются, замолкают. И тогда важно отвлечь внимание, пошутить, заговорить совсем о другом, чтобы на этом ребенке не “повисло” обвинение во лжи, а запомнилось только его участие в диалоге.

На другом занятии мы подбираем эпитеты из мира животных. Кому? Да хотя бы будущей жене! Хотя до свадьбы и далеко, все же: какая у вас будет жена? Вначале — молчание, недоумение. А затем — сравнения посыпались как горох. — Запасливая как белка! Честолюбивая как кошка! Верная как лебедь, пестрая как собака, послушная как муравей, с фигурой как у гепарда (но без веснушек), решительная как сова, внимательная как орел, веселая как дельфин...

А ведь это говорят мальчишки, которые только что были склонны заявить: “Я вообще никогда не женюсь!” Разве плохо приучать детей к мысли о том, что их будущее — семья? Сегодня стало модно думать, что семья не так уж нужна, что дети способны расти сами, а их воспитание можно поручить высоким технологиям. Однако, как антропологи, мы убеждены, что естественное “экологическое” состояние человека — это жизнь в большой семье, объединяющей членов самого разного возраста. Именно такие условия позволяют успешно сформировать “блок социальных отношений”, как важную составляющую психики.

Продолжая занятие, мы подбирали эпитеты для других образов: друга, мужа, ребенка. Отчасти это занятие было задумано как альтернатива одному психологическому тесту, который нам откровенно не нравится: подбери, на какое животное похож каждый из твоих одноклассников. — Мишка похож на ишака! — Протестуем: так прививается негативизм не только к соседям, но и к животным.

Еще мы играем в животных. Их надо изображать, и не просто “ква-ква!”, а со знанием дела и в разных ситуациях. Дети кстати, быстро переходят от индивидуальной игры к коллективной: сами привлекают товарищей, распределяют роли и разыгрывают сцены.

Особое занятие — наблюдение. — Поучимся не только смотреть, но и видеть. Пусть три-четыре человека изобразят друзей, а один — того, кто в их круг не допущен. Остальные понаблюдают и запишут их действия, движения, реакции. — И вот разыгрывается сценка, а малыши пишут — пусть не очень умело, но старательно: “Трое: секретничают, шиптаются, бнимаются. Один: кривляется, обезьяничеет, прыгает как макака, хмурится, грусный, скромничал.” — А теперь пусть игроки поменяются ролями.

И во время обсуждения ребята вдруг подмечают, что играющий роль аутсайдера вначале был доволен свободой, а потом все-таки хотел обратить на себя внимание, и, если не удавалось, то неосознанно действовал как настоящий аутсайдер. Плохо быть в стороне! Кстати, мальчики предпочитают отмечать действия, а девочки внимательнее к мелким деталям (“удивленные глаза”, “покраснела”). Вообще-то вначале мы обычно наблюдаем за животными: за чайками, муравьями, ручными грызунами, за собаками и кошками. И лишь потом распространяем это умение на человека.

СТАРШИМ — ПРО ЛЮДЕЙ

Подростковый возраст — время изменения интересов: от природы к обществу, от внешнего к внутреннему миру. Подросток активно решает задачу социализации, учится самостоятельно жить во взрослом мире. Следовательно и говорить мы будем не столько о животных, сколько о людях. Лучше о тех, кто нам нравится. Какими чертами нужно для этого обладать? Попробуем выяснить, в чем секрет привлекательности. — Каким должен быть парень? — Спрашиваю я у отряда девчонок. — Пусть будет жизнерадостный, нежный, одевается стильно, повыше ростом, спортивный. Пусть не матерится и табаком не пахнет. Пусть походка будет не как у медведя, руками не машет, не шаркает. На животе — квадратики мускулов. Пусть не свистит, и может о чем-то поговорить, но не навязчиво, а весело. Пусть посмелее приглашает — надоело стоять на танцах!

А что нравится мальчикам? Какой у них идеал девушки? — Спина лучше не обгоревшая. Ногти покороче, а то страшно. Меньше косметики и блесток, и духов — от них голова болит. Пусть носит короткие юбки, а сама будет добрая и нежная. Ноги не загибать, о стенки не опираться! Походка ровная, не сутулая. Чтоб здоровались и не вредничали. И глаза не пустые...

Собрав все пожелания, Наташа, словно в день Св. Валентина, передает их адресату — другому отряду. И со временем видно: что-то произошло. Ребята подтянули животы, изображают джентльменов, девушки перестали грубить и класть ложками тушь на ресницы. Стали критичнее к себе. Здороваются. Более приветливы на дискотеке.

ОТ ЗАНЯТИЯ К ЗАНЯТИЮ

В нескольких словах обрисуем темы отдельных занятий курса “этология”.

  1. Поведение человека и животных: общее и различия. Своеобразие поведения человека в постоянном использовании инструментов, высокой социальности (следовательно, потребности в обществе), в сложной коммуникации, в способности к вербальному мышлению. Многие черты человеческого поведения присущи детенышам животных: любопытство, игривость, общительность, дружелюбие, стремление к ласке.
  2. Эмоции. Когда-то животным отказывали в наличии чувств. На самом деле животные гораздо эмоциональнее, чем человек — подавляющий чувства рассудком. Как проявляются эмоции? По каким реакциям мы узнаем, что человек боится, сердится, радуется? А собака? А другие животные? А как мы определяем неискренность в выражении чувств?
  3. Воспитание и дрессировка. Выработать правильные действия, довести их до автоматизма — задача дрессировки. Поощрение — более тонкий инструмент, чем наказание. Пользоваться им сложнее, но работает он успешнее. Дрессировка скорее связана с выполнением чужой воли, тренировка — своей. При воспитании добавляются элементы убеждения, осмысления, воздействия примером и пр.
  4. Природа нетерпимости. В перенаселенных человеческих обществах естественная враждебность к чужаку осуждается, как опасное качество. Цивилизация воспитывает толерантность — но не абсолютную. Сколько должно быть свободы и терпимости в обществе? Что такое инаковость, или почему бьют белую ворону. Почему враждуют народы, деревни, улицы, семьи? Бывает ли такое у животных?
  5. Ребенок, подросток, взрослый. Особенности поведения этих этапов жизни — у животных и человека.
  6. Что такое социальная группа. Структура группы. Цементирующие силы группы: подчинение, дружелюбие, сотрудничество, поиск внешнего врага, тайна, игра.
  7. Два полюса группы. Лидер и аутсайдер. Вожак и подчиненный. Различия в поведении. Кем быть выгоднее? Почему вожаков мало, а подчиненных — много? Какова приспособительная роль подчинения?
  8. Ритуалы ухаживания. С чего начинается союз двух любящих сердец. Универсальные механизмы ухаживания: демонстрации и брачные ритуалы.
  9. Мать и дитя. Волна инстинктов во взаимоотношениях младенца и матери.
  10. Научение. У кого учатся животные? Автоматическое запечатление (импринтинг). Метод проб и ошибок. Озарение (инсайт).
  11. Язык животных и растений. Как обмениваются информацией живые организмы в экосистеме. Основные сигналы: “место занято”, “хочу понравиться”, “я опасен”, “меня нет”. Растения “говорят” с животными языком цветов, плодов, ядов.
  12. Перенаселенность. Что происходит в популяции при перенаселенности. Как изменяется нормальное поведение. Поведение толпы.
  13. Миграции. Как и почему животные перемещаются в пространстве. Мигрантные виды и стадии. Побуждение к путешествию.
  14. Симбиоз. Взаимовыгодные отношения живых организмов. Дружат ли дикие животные. Межвидовой альтруизм. Универсальные поведенческие сигналы.
  15. Битва полов. Экологические стратегии и универсальные поведенческие механизмы мужского и женского пола.
  16. Смерть как механизм экологии. Почему некоторые животные “идут на смерть”. Запрограммированная гибель при воспроизводстве. Соотношение рождаемости и смертности. Избегание смерти. Саморазрушительное поведение.
  17. Почему нам нравится море? Связь эволюции человека с водоемами, с водой. Наследие околоводного образа жизни: особые черты внешности, экологии и поведения. Редкий примат, который любит купаться. “Водные” инстинкты человека. Что дает море каждому из нас.

Так проходит одно занятие за другим. За день к нам может пожаловать почти полтысячи детей. Значит придется развить мощность в полтысячи воспитательных сил! Голос, конечно, садится, но зато у нас теперь есть полтысячи союзников, которые жаждут общения. Ведь почти все пробегающие мимо дети лагеря стараются заглянуть тебе в лицо, поздороваться, улыбнуться, спросить когда же будет следующее занятие. Наши занятия из года в год пользуются большим успехом у воспитанников. Но так было не всегда. Вначале, когда мы делали упор на акдемизм, на науки о биоразнообразии и систематику, резонанс был гораздо слабее. Этология оказалась ключом к вниманию аудитории. Просто вдруг посреди занятия о лесной экосистеме начинаешь рассказывать “про обезьян”... А посреди занятия про импринтинг вдруг рассказываешь о ностальгии, которая так мучает путешественников (и наши маленькие путешественники тебя отлично понимают). Ничего сложного!

 



2005:02:01
Обсуждение [0]