Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем

18 февраля 2019 года (понедельник) в 19:30
В центре "Архэ-Лайт" (Москва)

Состоится лекция «Инстинкты человека»

Подробности

Все | Индивидуальное поведение | Общественное поведение | Общие теоретические основы этологии | Половое поведение


Вернуться "Общественное поведение"


В Замбии шимпанзе следуют моде

Дата публикации: 2014-10-06 / Обсуждение [0]


Источник изображения: Cultural transmission of arbitrary behavior in chimpanzees


Зоологи обнаружили, что у обезьян существуют зачатки культуры. Они не только могут следовать традициям или использовать орудия для добычи еды, но также способны наряжаться, используя собственноручно изготовленные «украшения», и даже вводить такой «наряд» в моду. Такое открытие сделала группа исследователей из Института психолингвистики общества Макса Планка под руководством Эдвина Ван Лиувена.

Ранее биологи, наблюдающие за поведением шимпанзе в группе, уже обратили внимание на то, что среди них существуют определенные традиции. Например, в одной семье «принято» колоть орехи камнями, в другой – для этих же целей используют тяжелые палки. Чаще эти «культурные традиции» касаются способа добычи пищи или ухода за собой. Но то, что наблюдала команда ван Лиувена, оказалось традицией без практической цели.

В 2010 году биологи работали с шимпанзе, обитающими в одном из заповедников Замбии. Их внимание привлекла одна из самок, вернее, ее привычка вставлять в ухо травинку. Жюли носила такую «клипсу» даже во время активных игр или взаимным уходом за шерстью.

Такое поведение взрослой самки заставило исследователей присмотреться к шимпанзе в группе Жюли и к другим семьям в заповеднике. Ученые отсняли с участием 94 приматов из четырех групп более 740 часов видео. После изучения материалов стало известно, что в других группах обезьяны никогда не ходили с травинками в ухе. Только однажды одна молодая самка случайно проделала такой трюк, но быстро потеряла интерес к украшению.

Но в семье Жюли из 12 членов группы 8 последовали примеру самки и стали носить импровизированные серьги. Первым поддались «веянию моды» сын Жюли Джек и три его близких товарища. Даже после смерти Жюли «мода» на травинки в ушах осталась в группе. Также биологи заметили, что шимпанзе не просто втыкали в ухо первую попавшуюся растительность. Приматы выбирали соломинку или веточку, и даже «дорабатывали» свои серьги, приводя их в соответствие со своими желаниями.

По словам Ван Лиувена, такое поведение уникально, так как желание украшать себя не диктуется необходимостью найти пропитание или привлечь партнера. Биологи называют поведение Жюли ролевой моделью, так как она не только натолкнула своих сородичей на мысль «принарядиться», но и многократно продемонстрировала безопасность таких привычек, сообщает InfoxRu.


Похожие материалы:
Обезьяний социум раскрывает роль инстинктов в обществе людей. Прямохождение со вздыбленной шерстью у самцов шимпанзе – знак доминирования. У людей шерсть пропала, зато появились нательные украшения. Перья в головном уборе какого-нибудь вождя дикого племени – из той же оперы.

Похожие материалы:
Обезьяна-скульптор. Получив в свое распоряжение глиняные шарики, камешки, листья и темперные краски, 10 обезьянок, содержащихся в лабораторных условиях, начинали сосредоточенно придавать им сложные формы. В течение 30 мин животные, активно действуя лапами, изменяли форму глины и украшали получавшиеся предметы красками и листьями. Работали они весьма увлеченно. По принятой у приматологов шкале, взрослые капуцины считаются по своему развитию близкими к полутора-двухгодовалым детям.