Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем
Не в тему

Все | Индивидуальное поведение | Общественное поведение | Общие теоретические основы этологии | Половое поведение


Вернуться "Общие теоретические основы этологии"


Эволюция требует жениться

Дата публикации: 2010-01-13 / Обсуждение [3]

Почему люди вступают в бра́к? Говорят, по любви, но также ходят слухи, что из-за денег, из-за незапланированной беременности, в попытках улучшить свою жизнь. В наши дни все больше сторонников завоевывает мысль, что современный институт брака – искусственное строение времен господства религиозного сознания, а потому он не может оставаться общепринятым и нуждается в реформировании.

Однако антропологи считают, что культурный феномен моногамного брака возник в результате длительной эволюции, является весьма прогрессивным и предлагает обеим сторонам серьезные преимущества перед «одиночками».

 

К тому же институт брака возник еще до появления на исторической арене монотеизма, поэтому не может быть связан с современными религиями, говорится в исследовании, опубликованном в Journal of Evolutionary Biology.

Лаура Фортунато из University College London и Марко Аркетти из Гарвардского университета считают, что у брака есть два очевидных эволюционных преимущества. Мужчинам он дает уверенность, что дети его жены – это его истинные наследники. Женщина же взамен получает гарантированные выгоды для своих детей от их отца. Таким образом, моногамный брак – это взаимовыгодное сотрудничества.

Противники этого подхода утверждают, что брак насажден религией и имеет целью удержать самцов от борьбы за самок. Однако эта теория имеет слабые места. Лаура Фортунато, разработавшая математическую модель развития различных сценариев поведения общества, обнаружила, что в ряде ситуаций от моногамного брака выигрывают не только женщины, но и мужчины.

Кроме того, феномен моногамии появился еще во времена господства «дикого» мифологического сознания. Точно известно, что правитель древнего Междуречья вавилонянин Хаммурапи закрепил это правило в своем своде законов около 1790 года до н. э., однако в обществе оно появилось, возможно, тысячелетиями ранее. Указания на моногамное существование обнаруживают и в косвенных свидетельствах образа жизни древних людей. Однако существование полигинии во множестве социумов по всему миру говорит о том, что моногамия не была единственным определяющим путем развития общества. Ее закрепление в некоторых социумах было определено климатом и путем добычи пищи, а ее эволюция нуждается в дальнейшем исследовании.

Согласно разработанной модели, мужчины и женщины склонны к моногамному существованию в областях скудных земель, нуждающихся в интенсивном труде при обработке. В такой ситуации мужчина рискует слишком раздробить плоды своих трудов между больших количеством отпрысков и в итоге, возможно, лишиться их всех. Более выгодно концентрировать свои усилия на потомстве лишь одной женщины.

Разработанная математическая модель включала в себя жизнь двух поколений.

 

В качестве исходных данных модель подразумевала, что женщина в раннем аграрном обществе не приносила в семью значительных материальных ресурсов, а жены и мужья были по большей части верными друг другу, так что потомство оказывалось генетически чистым.

 

Моделирование моногамной и полигамной семей показало, что после двух поколений в более выгодных условиях оказывались именно потомки моногамных семей.

Таким образом, именно распространение и развитие аграрного общества около 10 тыс. лет назад и стало основой закрепления моногамии, считают антропологи. Пока человек, кочуя и охотясь, не имел закрепленного за ним ограниченного участка земли, моногамия была бессмысленной. Религия, которая поддерживает полигамию либо моногамию, была уже вторичным фактором: общество закрепляло те верования, которые отвечали его образу жизни.



Подготовлено по материалам gazeta.ru