Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем

Все | Индивидуальное поведение | Общественное поведение | Общие теоретические основы этологии | Половое поведение


Вернуться "Индивидуальное поведение"


Стресс приводит к амнезии

Дата публикации: 2014-06-03 / Обсуждение [0]


Источник изображения: Pond snail by threefingeredlord, on Flickr


На примере животных со сложной памятью удалось выяснить, что стресс и его количество способно привести к ухудшению памяти. Первый удар приходится по долговременной памяти, затем при нарастании стресса страдает и кратковременная память.

Давно известно, что под влиянием стресса ухудшается память и способность к запоминанию. Но механизмы этих процессов приходится изучать, в основном, на примере животных. Так как основные нейробиологические процессы и у людей, и у животных во многом сходны, то и результаты исследований с животными могут быть применимы и к человеку.

Иногда объект исследований выбирается очень забавный, как, например, в исследовании Сары Дейлсмен и ее коллег из Эксетерского университета (Великобритании). Объектами их наблюдений стали улитки-прудовики Lymnaea stagnalis. Несмотря на свой примитивизм, эти моллюски обладают памятью – долговременной и кратковременной. Их нервные клетки довольно крупные, и отлично подходят для изучения нейробиологических процессов, связанных с обучением.


Эти улитки живут под водой. Кислород они получают посредством абсорбции растворенного в воде кислорода через кожу. При недостатке кислорода в водоеме прудовики выставляют дыхательное отверстие над поверхностью воды и дышат атмосферным воздухом. Используя эту особенность, ученые провели исследование по влиянию стресса на процессы запоминания и сохранения информации.

На первом этапе эксперимента моллюсков помещали в воду, бедную кислородом. Когда улитки поднимались подышать, то ученые прикасались к их дыхательным отверстиям, прудовики пугались и опускались обратно под воду. Со временем животные поняли, что лучше оставаться под водой, даже если кислорода недостаточно. Параллельно ученые следили за активностью мозга улиток.

Второй этап заключался в создании стрессовых условий для улиток. Для этого либо понижали уровень кальция в их окружающей среде, либо создавали перенаселение улиток в водоеме.

В результате исследователям удалось выяснить, что под влиянием только одного стрессового фактора страдала долговременная память, но сохранялись свежие воспоминания – до нескольких часов. Если же добавляли второй стрессовый фактор, то память отключалась полностью. То есть, состояние памяти зависит от количества стрессовых факторов, причем последней страдает кратковременная память.

Авторы работы считают, что у человека эти процессы взаимосвязи протекают по сходному сценарию, хотя это предположение нуждается в дополнительных подтверждениях, сообщает Компьюлента.


Похожие материалы:
Бедность точит мозг. Гари Эванс и Мишель Шамбарг из Корнельского университета стали отнюдь не первыми, кто установил причинно-следственную связь между плохим материальным положением и низкой успеваемостью детей. Их предшественникам даже удалось найти страдающее промежуточное звено – «рабочую память», куда наш мозг помещает новые факты либо для обработки – решения какой-нибудь задачи, либо для того, чтобы потом перенаправить на хранение в память долговременную.

Похожие материалы:
Асоциальное поведение подростков может быть связано с гормоном стресса. Количество гормона стресса - кортизола - в организме обычно повышается, когда люди попадают в стрессовые ситуации, например в случае публичного выступления, экзамена. Гормон стимулирует память, помогает людям вести себя более осторожно, регулировать эмоциональные реакции, подавлять раздражение и тягу к насилию.