- Орангутаны научились использовать орудия с выгодой для себя [2019-03-22]
- Мозг собак отличил настоящие слова от тарабарщины [2019-03-22]
- Какаду Гоффина выклевали палочки из картонки и использовали их в быту [2019-03-22]
- Орангутанов уличили в создании крючков [2019-03-22]
- Любовь самок гуппи к ярким самцам объяснили генами и освещением [2019-03-22]
- Орангутаны рассказывают друг другу о прошлом [2019-03-22]
- Блеск и нищета этологии [2018-05-03]
- Почему хозяева похожи на своих собак? [2018-03-15]
- Интервью с Анатолием Протопоповым [2019-02-13]
- Цирки: развлечение vs мучение [2018-12-15]
Исследователи из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка (Max Planck Institute for Evolutionary Biology) в Лейпциге провели несколько экспериментов, в которых участвовали шимпазе, гориллы, орангутаны, и дети 4−8 лет. Они предлагали участникам справиться с задачей, которую две тысячи лет назад решила ворона, как описал великий баснописец Эзоп в своей басне «Ворона и кувшин». Ворона набросала камней в кувшин, чтобы поднять в нем уровень воды и напиться. Эксперимент, который ученые провели с грачами показал, что эти врановые птицы аналогичную задачу успешно решили. А сравнение в такой же ситуации высших обезьян и детей завершилось в пользу шимпанзе.
Условия эксперименты были просты: ученые выдавали испытуемым стеклянную бутылку, на дне которой было немного воды и арахис. Задача состояла в том, чтобы достать арахис. В эксперименте с шимпанзе бутылка была привязана к клетке так, что взять и, например, разбить ее, обезьяна бы не смогла. Зато рядом поставили распылитель с водой. Исследователи сомневались, догадаются ли шимпанзе использовать воду из дозатора, чтобы повысить уровень воды в бутылке и таким способом достать арахис. И зря. Обезьяны быстро оценили предложенные условия и принялись набирать в рот воду из распылителя, выплевывая ее в бутылку. Из 43 шимпанзе 14 поняли, как решить задачу, а 7 из них сделали это очень быстро, не раздумывая. Руководитель эксперимента, доктор Дэниэль Ханус (Daniel Hanus), комментирует: «Шимпанзе не действовали методом проб и ошибок. Все обезьяны сразу поняли, как повысить уровень воды в бутылке. Правда, не всем хватило терпения. Нас потрясла смекалка одного шимпанзе. Он был голоден и злился, что приходится бегать от дозатора к бутылке. Подумал-подумал и…справил малую нужду в бутылку. Было полное ощущение того, что он ухмыляется, — вот, мол, что я придумал».
Этот же эксперимент поставили с гориллами и с орангутанами. Ни одна из пяти горилл не смогла понять, как достать арахис. А все пять орангутангов в тех же условиях поняли, как надо действовать, и справились с задачей довольно быстро.
Со взрослыми людьми эксперимент не проводили. «Когда описываешь его условия взрослому человеку, большинство говорит что-нибудь вроде: «Здесь какой-то фокус нужен, да?» Но как достать, не знают», — говорит доктор Ханус. Исследователи решили посмотреть, как справятся с задачей дети. В эксперименте приняли участие дети 4, 6 и 8 лет. Им выдали лейки с водой (чтобы не носить воду во рту) и такую же бутылку с арахисом на дне. Четырехлетки уступили шимпанзе по сообразительности: только два ребенка из двадцати четырех поняли, что надо долить воды в бутылку. Шестилетки справились лучше: 10 из 24 правильно решили задачу. Лучше всех оказались восьмилетние: 58 % детей, разобрались, как поднять уровень воды и достать арахис. Но исследователи отмечают, что дети потратили на поиск эффективного решения намного больше времени, чем шимпанзе.
Описание и результаты экспериментов опубликованы в открытом доступе в журнале PLoS ONE