Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем
Не в тему

18 февраля 2019 года состоялась лекция «Инстинкты человека»

Понравилась ли она Вам? Нужно ли делать другие видео-лекции по теме этологии?

Нам важно ваше мнение.

ПРОСМОТР ЛЕКЦИИ

Все | Индивидуальное поведение | Общественное поведение | Общие теоретические основы этологии | Половое поведение


Вернуться "Общие теоретические основы этологии"


Прекраснее нет эмоции

Дата публикации: 2010-01-27 / Обсуждение [0]

Принадлежность всех людей к одному и тому же виду подтверждена многочисленными признаками – генетическими и морфологическими. Кроме этого, все мы обладаем одинаковой сложной системой общения, с помощью которой можем передавать наши мысли, чувства и намерения людям вокруг нас. С помощью языка, звуков, выражения лица и поз мы можем разъяснить друг другу самый широкий круг эмоций и ощущений. Однако здесь начинаются языковые различия, причем у людей из разных стран они касаются не только слов, но и «языка тела» – поз и жестов.

Но базовые эмоции являются универсальным языком для всех людей на Земле. Смех, злость, страх и грусть одинаково переживаются всеми людьми, утверждается в работе, опубликованной в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Группа британских ученых из University College London попыталась провести «универсализацию» эмоций, изучив звуки, издаваемые людьми при ощущении счастья, злости, страха, грусти, отвращения и удивления. Для сравнения брались соответствующие эмоции у жителей Великобритании, а также народности химба – группы из около 20 тыс. человек, живущих в небольших удаленных деревнях на севере Намибии. Если британцы живут обычной жизнью современного человека, то химба существуют в полностью традиционном мире, без электричества, водопровода, образования и вообще контакта с людьми других этносов и социальных групп.

Добровольцам, участвовавшим в исследовании, предлагалось прослушать короткую историю, созданную вокруг определенной эмоции (например, рассказ о грусти человека, у которого недавно умер кто-то из родных). В конце истории раздавалось два звука – например, плач или смех, и человека просили проассоциировать с текстом один из них. При этом британцам предлагались плач и смех людей химба и наоборот.

Замена «национальности» плача не помешала людям оценить его эмоциональную окраску –

 

и британцы, и химба успешно распознавали «чуждые» звуки злости, страха, радости, грусти и удивления.

Таким образом, ученые заключили, что базовые эмоции являются общим языком людей, заложенным изначально, а не развившимся в динамике культур, рас и наций.

Ранее было установлено, что люди разных национальностей и языковых групп способны успешно распознавать эмоции друг друга по выражению лица, несмотря на заметные различия в лицевой мускулатуре. Данное исследование подтверждает гипотезу об универсальности языка эмоций.

 

Особенно хорошо распознают люди самый позитивный звук – смех.

«Слушатели» обеих национальностей объяснили, что смех является знаком радости или веселья, приведя самый простой пример – ощущение щекотки.

«Щекотка – еще более универсальная «эмоция», она понятна не только людям, но и другим млекопитающим, в частности, шимпанзе. Это позволяет предположить, что смех имеет более глубокие эволюционные корни. Возможно, он возник как часть веселой беседа мамы и ее новорожденного малыша», – отметила Диза Сотер, первый автор работы.

Однако универсальность, присущая смеху, не является свойством всех позитивных звуков. Например, звук удовольствия вообще является специфическим для определенной группы социальной и языковой общности. Возможно, более сложные позитивные эмоции служили для сплочения социума, поэтому стали более специфическими, обеспечивая дифференциацию на «своих» и «чужих».



Подготовлено по материалам gazeta.ru