Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем
Не в тему

18 февраля 2019 года (понедельник) в 19:30
В центре "Архэ-Лайт" (Москва)

Состоится лекция «Инстинкты человека»

Подробности

Все | Индивидуальное поведение | Общественное поведение | Общие теоретические основы этологии | Половое поведение


Вернуться "Общие теоретические основы этологии"


Шимпанзе продали межкультурные различия за бесплатный мед

Дата публикации: 2009-10-23 / Обсуждение [0]

Различия культур — неотъемлемая черта человечества. Часть отличий вызывают легкое непонимание, например склонность пить чай с молоком или кофе с лимоном. Другие уже не столь безобидны. Вопрос, исключительная ли это особенность человека, интересует ученых достаточно давно, вот только изолировать подобные отличия от генетических и обусловленных влиянием внешних условий для животных довольно сложно.

Раздача меда

Чтобы посмотреть, существуют ли такие различия на самом деле, международная группа исследователей под руководством Клауса Цубербюлера из университета Сент-Эндрюса (University of St.-Andrews) провела исследование поведения шимпанзе в незнакомой ситуации. И выяснила, что представители разных стай ведут себя по-разному.

В поедание бесплатного меда оказались вовлечены стаи шимпанзе (P. t. schweinfurthii) сонсо и каньявара из национального парка Кибале в Уганде. Для начала ученые предложили им довольно простое задание. На полянки вблизи мест обитания шимпанзе размерами не менее 5 х 5 м люди приносили бревна с проделанными отверстиями размером 4 х 5 см и глубиной в 11 см. В отверстиях лежал мед диких пчел. Причем его верхняя кромка находилась на глубине 6 см от поверхности. Мед из такой емкости шимпанзе могут спокойно достать пальцем. Обезьян туда из других мест никак не приманивали, просто рядом с отверстием размещали немного сот. В более сложном эксперименте отверстие было в глубину уже 16 см, а вкусный слой начинался на глубине 10 см. Голыми руками мед оттуда уже не достать. Еще одно небольшое отличие — сотами здесь закрывали уже само отверстие, чтобы обезьян не опередили насекомые.

Губочная культура

Отличий в аппетите у шимпанзе не оказалось ни в одном эксперименте — от меда никто не отказывался. А вот дальше начинались расхождения. Шесть из десяти каньявара для легкой добычи использовали палку, в то время как два из 11 сонсо использовали несложную процедуру: они опускали в дырку листья и выжимали их себе в рот. Методики другой стаи никто не использовал.

В более сложном случае изменений не произошло — каждый пользовался своей методикой. 11 из 12 каньявара, подходивших к бревну, изготавливали палки и с их помощью выковыривали мед. А вот четыре из 11 сонсо оставались верны своей традиции делать аналог губки из листьев. Посмотреть, как едят мед оставшиеся обезьяны в стаях, исследователи не смогли, так как более успешные сородичи просто-напросто все съели.

В общем, несмотря на близкое родство и одинаковые условия, методы решения проблем оказались разными. Наблюдения показали, что это, возможно, связано с привычкой шимпанзе из стаи сонсо собирать воду в подобные губки. Так что культурные различия в том виде, как их понимают люди, у шимпанзе, скорее всего, все-таки есть.



Подготовлено по материалам Infox