- Орангутаны научились использовать орудия с выгодой для себя [2019-03-22]
- Мозг собак отличил настоящие слова от тарабарщины [2019-03-22]
- Какаду Гоффина выклевали палочки из картонки и использовали их в быту [2019-03-22]
- Орангутанов уличили в создании крючков [2019-03-22]
- Любовь самок гуппи к ярким самцам объяснили генами и освещением [2019-03-22]
- Орангутаны рассказывают друг другу о прошлом [2019-03-22]
- Блеск и нищета этологии [2018-05-03]
- Почему хозяева похожи на своих собак? [2018-03-15]
- Интервью с Анатолием Протопоповым [2019-02-13]
- Цирки: развлечение vs мучение [2018-12-15]
Исследователи давно обратили внимание, что на подходах к муравейникам почти никогда не возникает заторов, хотя множество насекомых снуют в разные стороны. Ученые под руководством Дирка Хелбинга (Dirk Helbing) из Дрезденского технологического университета решили изучить, как именно муравьи регулируют свои передвижения.
Они создали две дороги - короткую и длинную, - ведущие от муравейника к запасам сахарного сиропа. В нескольких местах дороги пересекались. На перекрестках муравьи могли сменить маршрут с короткого на длинный и наоборот. Сначала муравьи добирались до сиропа по длинной дороге, однако вскоре некоторые из них обнаружили альтернативный путь. Еще через некоторое время большая часть насекомых переключилась на него, следуя на запах феромонов, оставленных первопроходцами.
Очень быстро на короткой дороге скопилось большое количество насекомых, и вот-вот должен был образоваться затор. Тогда муравьи, которые возвращались в муравейник, на перекрестках физически стали препятствовать муравьям, двигающимся от "дома", свернуть на короткую дорогу. По словам энтомологов, эти действия не были сознательными: просто на перекрестках не было достаточно места, чтобы двое насекомых могли разойтись. Таким образом, часть потока "отсекалась" от быстрого маршрута и "пробок" на нем не возникало.
Хелбинг считает, что это открытие окажется полезным для решения проблемы дорожных "пробок" и передачи данных по сетям. Затруднения, например, на дороге возникают во многом из-за того, что каждый участник движения принимает решения о действиях независимо от других. Такие действия трудно предсказать и, соответственно, трудно контролировать. Авторы работы не предлагают автомобилистам сталкивать с дороги другие машины. Но "муравьиную логику" можно использовать, разработав механизмы коммуникации между транспортными средствами. По задумке Хелбинга, водитель должен сообщать водителям встречных автомобилей о дорожной ситуации, с которой они вскоре столкнутся. Это позволит им принять адекватное решение и, например, выбрать маршрут объезда "пробки".