- Орангутаны научились использовать орудия с выгодой для себя [2019-03-22]
- Мозг собак отличил настоящие слова от тарабарщины [2019-03-22]
- Какаду Гоффина выклевали палочки из картонки и использовали их в быту [2019-03-22]
- Орангутанов уличили в создании крючков [2019-03-22]
- Любовь самок гуппи к ярким самцам объяснили генами и освещением [2019-03-22]
- Орангутаны рассказывают друг другу о прошлом [2019-03-22]
- Блеск и нищета этологии [2018-05-03]
- Почему хозяева похожи на своих собак? [2018-03-15]
- Интервью с Анатолием Протопоповым [2019-02-13]
- Цирки: развлечение vs мучение [2018-12-15]
Как сообщает британский научно-популярный журнал New Scientist, Кристина Гомес из Института эволюционной антропологии в германском Лейпциге несколько лет следила за каждодневным поведением одной из самок шимпанзе, живущей в национальном парке Тай в Кот-д'Ивуаре. Гомес замечала, сколько времени она тратила на заботу о других особях и сколько времени те тратили на объект исследования германского приматолога. Забота друг о друге у шимпанзе, по большей части, принимает форму груминга – вычищения шкурки, который у шимпанзе выполняет не только утилитарную, гигиеническую, но и социализирующую функцию.
Как выяснилось, шимпанзе не оказывают ответных услуг тут же. Даже в течение суток большая часть таких «услуг» оказывается не отплаченной, и кажется, что обезьяны заботятся друг о друге практически бескорыстно. Тем не менее, при обработке данных на временных масштабах с неделю и более, начала вырисовываться классическая картина «ты мне – я тебе». Более того, Гомес заметила, что к тем шимпанзе, что не заботились о её подопечной, последняя также относилась недружелюбно. Результаты работы опубликованы в Proceedings of the Royal Society B.
Приматолог отмечает, что из её результатов не следует существование осознанных «чёрного» и «белого» списков. Более вероятно, что система работает на эмоциональном и гормональном уровне. Поскольку шимпанзе отлично узнают друг друга – как было недавно показано, не только по лицам, но и по задницам, – то со временем просто возникает ассоциация благостного расположения духа с данной конкретной особью. А расположение к особи уже заставляет шимпанзе оказать ей услугу.
Гомес намерена дальше изучать этот вопрос. Проверить, как устроены «чёрный» и «белый» списки можно было бы, например, с помощью эксперимента, в котором подсадные шимпанзе меняли бы своё поведение по воле экспериментатора. Вместе с тем, для таких социальных животных, как шимпанзе, уверена Гомес, система вознаграждения за услуги, как бы она ни была устроена, должна работать: если бы люди не наказывали фальшивомонетчиков, то денежная система также бы не сработала.