Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем
Не в тему

Все | Индивидуальное поведение | Общественное поведение | Общие теоретические основы этологии | Половое поведение


Вернуться "Общественное поведение"


Младенцы умеют отличать друга от врага

Дата публикации: 2007-11-22 / Обсуждение [0]

Шестимесячные младенцы в состоянии отличать друга от врага, утверждается в новом исследовании. Ученые полагают, что наше ощущение, что есть добро, а что – зло, развивается задолго до начала формального обучения.

Чтобы эффективно взаимодействовать, процветать и выживать, социальные живые существа, включая людей, должны уметь быстро определять, кому они могут доверять, а кому нет.

Может быть, осознание различий между добром и злом является частью человеческой природы, а не продуктом воспитания. Этот инстинкт, показывает новое исследование, играет настолько фундаментальную роль для нашего выживания, что мы в состоянии узнавать "доброго самаритянина" еще до того, как научаемся произносить первое слово.

В последнем выпуске журнала Nature Клили Хэмлин из Йельского университета в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, и ее коллеги сообщают о новом способе выявить зарождение нашего морального компаса путем проверки реакции младенцев на "хорошие", "нейтральные" и "плохие" деревянные игрушки.

Шести- и десятимесячным детям ученые демонстрировали серию игрушечных персонажей. Первый пытался добраться до вершины крутой горы, но ему это не удавалось. Второй персонаж – "полезный" треугольник – подталкивал альпиниста вверх по горе, тогда как квадратный персонаж-"вредитель" сталкивал альпиниста с горы.

Персонажи были цветными деревянными формами с "глазами навыкате", чтобы обеспечить интерес младенцев к их действиям.

После того как младенцы насмотрелись на действия "полезных" и "вредных" персонажей, которые помогали или мешали альпинисту достичь цели, им предложили выбрать одного из двух.

Примечательно то, что большинство младенцев предпочли героев, которые помогали, а не мешали. Похоже, они отличали "хороших парней" от плохих.

Это подтверждает точку зрения, согласно которой наша способность отличать добро от зла универсальна, а не приобретается в процессе обучения. "Мы не можем утверждать, что младенцы рождаются с этим знанием – просто к шести месяцам оно у них есть", – рассказала автор исследования The Daily Telegraph.

"Оно есть до появления речи и целенаправленного обучения, да, но, может быть, не с самого начала".

Эти результаты экспериментов, проведенных совместно с профессорами Карен Уинн и Полом Блумом, заставляют предположить, что способность различать тех, кто может помочь нам, и тех, кто может навредить, "играет центральную роль в восприятии социального мира".

Понимание добра и зла у младенцев, которое появляется намного раньше, чем предполагалось, может быть биологической адаптацией, лежащей в основе нравственного осмысления и действий позднее в жизни, полагают ученые.

Способность отличать людей, которые приносят пользу, от тех, кто приносит вред, и отдавать предпочтение первым была, вне всякого сомнения, существенна для наших предков в таких видах деятельности, как групповая охота, дележ пищи и война.



Подготовлено по материалам Инопресса