- Орангутаны научились использовать орудия с выгодой для себя [2019-03-22]
- Мозг собак отличил настоящие слова от тарабарщины [2019-03-22]
- Какаду Гоффина выклевали палочки из картонки и использовали их в быту [2019-03-22]
- Орангутанов уличили в создании крючков [2019-03-22]
- Любовь самок гуппи к ярким самцам объяснили генами и освещением [2019-03-22]
- Орангутаны рассказывают друг другу о прошлом [2019-03-22]
- Блеск и нищета этологии [2018-05-03]
- Почему хозяева похожи на своих собак? [2018-03-15]
- Интервью с Анатолием Протопоповым [2019-02-13]
- Цирки: развлечение vs мучение [2018-12-15]
Игровое поведение занимает видное место в жизни млекопитающих. У пресмыкающихс оно было неизвестно. Если учесть, что этологические исследования на пресмыкающихс интенсивно развиваются, то отсутствие информации об игровом поведении этих животных можно считать отражением реальной ситуации (до сих пор было опубликовано лишь два описания формы поведения, которая напоминает игру, - у дракона с о.Комодо и миссисипского аллигатора).
По-видимому, первое серьезное исследование игрового поведения у представител класса рептилий провели сотрудники Университета штата Теннесси и зоопарка Смитсонианского института (США). Само это исследование было вынужденным: возникла острая необходимость понять, что происходит с нильским триониксом (Trionyx triunguis) - крупной черепахой малоизученного вида, содержащейс в зоопарке с 1940 г., сюда этот самец попал еще крошкой (с длиной карапакса около 15 см) и почему-то получил малосимпатичное имя - Пигфейс (Pigface).
Проблема возникла в 80-х годах: у этого уникального экземпляра стала проявляться другая, редкая у животных форма поведения - самотравмирование. Огромная черепаха раздирала себе шею когтями и кусала собственные лапы. При этом сильно повреждалась кожа и мускулатура, возникали опасные раны.
Чтобы переключить внимание Пигфейса, к нему в вольер положили различные предметы: резиновое кольцо, мячик, палки. Отметили, что количество нанесенных самому себе травм у Пигфейса уменьшилось. Но если игрушки долго находились в вольере, стремление к самотравматизму возобновлялось. Эти предварительные наблюдения и подтолкнули ученых провести обстоятельное исследование.
За черепахой наблюдали круглосуточно, снимали видеокамерой, регистрировали все формы поведения с каждой конкретной игрушкой. Оказалось, что и в воде, и на суше она контактирует с предметами (укусы, толкание мордой, лапами). Это полностью соответствует понятию "игра"; более того, выяснилось, что игровое поведение занимает у нее 20.7% времени, что намного выше показателей, известных у млекопитающих (у разных их представителей - от 1 до 10% времени).
Результаты исследования позволили сделать два серьезных заключения. Первое, своего рода прикладное: искусственное обогащение среды обитани в условиях неволи позволяет изменить поведение пресмыкающихся, снизить уровень стресса, вызываемый длительным пребыванием в унылой, однообразной обстановке, улучшить их физическое и психическое здоровье. Второе заключение касается фундаментальных проблем эволюции: поскольку черепахи представляют собой наиболее древнюю и примитивную группу пресмыкающихся, сближаемую с общими предками млекопитающих, выраженность у них игрового поведени свидетельствует о его филогенетической древности и позволяет предполагать, что склонность к такому поведению была унаследована всеми млекопитающими от их общего предка (а не развивалась в отдельных группах независимо).