Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем

Все | Индивидуальное поведение | Общественное поведение | Общие теоретические основы этологии | Половое поведение


Вернуться "Общественное поведение"


У любителей пива оказались минимальные шансы на случайную кооперацию в очередях

Дата публикации: 2015-10-24 / Обсуждение [0]

Немецкие психологи из Брауншвейгского технического университета установили, что согласие помочь незнакомому человеку в условиях однократной мимолетной встречи зависит от двух факторов: соотношения издержек предоставляющего помощь человека к выгодам просителя, а также от имиджа просящего об услуге. Оказалось, что покупателям минеральной воды люди скорее склонны уступить свое место в очереди, нежели любителям пива. Работаопубликована в журнале Human Nature.

Ученые поставили полевой эксперимент, в котором к кассе с небольшой очередью подходил взрослый мужчина и просил впереди стоящего пропустить его вперед, мотивируя свою просьбу небольшим числом покупок. Всего мужчины-просители подходили к очередям 120 раз, в 60 случаях они хотели купить бутылку минеральной воды, а в 60 других – бутылку пива. Среди исследуемых переменных были пол, возраст покупателей-благодетелей, количество планируемых к покупке предметов в их тележках и имидж просителей (согласно предыдущим работам любители пива чаще стереотипно оцениваются людьми как безответственные и не очень высокоморальные люди). Все данные были подвергнуты регрессионному анализу.

Выяснилось, что готовность помочь в первую очередь зависит от количества потенциальных покупок благодетеля (их число в эксперименте менялось от одной до 70): если вещей в корзинке было меньше десяти, то люди крайне редко соглашались пропустить вперед просителя, однако с ростом числа возможных покупок и оценки пропорции времени, которое придется ждать просителю по отношению к временным затратам самого благодетеля (в случае если он пропустит просящего вперед), доля готовых оказать услугу людей экспоненциально повышалась. Всего просителям разрешили пройти вперед в 38,3% случаев обращений.

Эта тенденция наблюдалась как в случае покупки минеральной воды, так и пива. Однако имидж просителя, основанный на суждениях о его покупках, оказался вторым по важности фактором. Так, если проситель был с водой, то вероятность того, что его пропустят вперед, увеличивалась, приблизительно, на 0,2 с каждым дополнительным десятком вещей в корзине благодетеля. Тогда как с пивом она была, примерно, вдвое ниже.

Исследования проблемы кооперации между людьми, не связанными между собой взаимными (реципрокными) отношениями обмена («ты – мне, я – тебе»), а также родственными узами и иными формами биологической или тесной социальной связи, является одной из наиболее растущих сегодня областей научного интереса. Немецкие психологи подчеркивают, что главная ценность их работы в том, что они показали применимость достаточно простых полевых экспериментов для изучения такого рода вопросов.

Даниил Кузнецов


Подготовлено по материалам N+1