Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем

18 февраля 2019 года состоялась лекция «Инстинкты человека»

Понравилась ли она Вам? Нужно ли делать другие видео-лекции по теме этологии?

Нам важно ваше мнение.

ПРОСМОТР ЛЕКЦИИ

Все | Индивидуальное поведение | Общественное поведение | Общие теоретические основы этологии | Половое поведение


Вернуться "Индивидуальное поведение"


Шимпанзе самостоятельно научился играть на барабане

Дата публикации: 2015-06-18 / Обсуждение [1]

Группа исследователей из Франции и Голландии сообщила в журнале Scientific Reports о первом случае спонтанной «игры» на барабане у шимпанзе, которая по своим поведенческим, эстетическим и формально-музыкальным характеристикам похожа на исполнение простейших музыкальных мелодий.

Выращенный в неволе 24-летний шимпанзе Барни был низкоранговым самцом в группе из 5 шимпанзе, содержавшихся в Центре биомедицинских исследований приматов в Голландии. Эта группа приматов часто любила производить шум и какофонию, используя пластиковые бутылки, ведра и ветки деревьев. В вольере, в котором они содержались, был слышен шум с улицы и звуки радио из здания центра.

Случай самопроизвольной «игры» на барабане был зарегистрирован в 2005 году, когда Барни находился вне вольера с одним из исследователей (послушать игру). В качестве импровизированного барабана Барни использовал пластиковое ведро. Ученому удалось зафиксировать «исполнение» на карманный диктофон. Обезьяна никак не поощрялась к «игре» и весь концерт случился совершенно спонтанно, поэтому какие-либо видеозаписи отсутствуют. Исполнение музыки на барабане людьми имеет несколько ситуативных, эстетических и формальных характеристик: намеренность, отсутствие зависимости от контекста ситуации, синхронизированное движение конечностей, определенные паттерны исполнения – гладкость, периодичность и ритм.

Барни произвел 11 последовательностей и 685 ударов всего, что нехарактерно для обезьян, когда они хотят произвести какой-либо шум. В этом случае производимые звуковые последовательности, даже если они барабанят, относительно короткие (несколько секунд) и хаотично прерываемые. Поза Барни и сфокусированность на «игре» также свидетельствовали намеренности этого «перформанса». 

Барни не пытался продемонстрировать угрозу, сексуальное возбуждение или привлечь чье-то внимание. Он находился вне своей группы и никого не замечал. По словам исследователя, создавалось впечатление, что он играет сам для себя.

Математический анализ 10 наиболее длинных последовательностей ударов показал, что половина из них не случайны, а некоторые обладают гладкостью, темпом и межударными интервалами характерными для ритмичной музыки у людей, и ранее никогда не наблюдавшимися при спонтанном битье по импровизированным барабанам у обезьян. 

До этого случая о схожей с человеческой «игрой» на барабане у обезьян сообщалось лишь однажды – у карликового шимпанзе (бонобо) по имени Кензи, которого обучали языку жестов. Однако каких-либо исследований, как и записей его «игры» опубликовано так и не было.