Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем

Все | Индивидуальное поведение | Общественное поведение | Общие теоретические основы этологии | Половое поведение


Вернуться "Индивидуальное поведение"


Для азартного игромана денежный выигрыш равен оргазму

Дата публикации: 2014-05-29 / Обсуждение [0]


Источник изображения: sexy gambler by Rosino, on Flickr


Патологическим игроманам получение денежного выигрыша приносит больше наслаждения, чем секс. Их центры вознаграждения «перенастроены» на азартное ожидание выигрыша, а привычные раздражители вроде еды или эротики утратили свое значение и не вызывают ответной реакции.

Азартные игры сопровождают человечество еще с первобытных времен, и их приверженцев всегда было предостаточно. Но только у 1-2% игроков страсть к игре граничит с психической патологией. Для такого человека не существует ничего, кроме вожделенной игры: карьера, семья, будущее – все приносится в жертву ради азарта и призрачного выигрыша.

Психиатры диагностируют патологическую игроманию по наличию весьма характерного симптома – неспособности остановиться даже при наличии пагубных последствий. При этом следует отличать клиническую патологию от увлекательного времяпрепровождения – например, игроки в покер могут несколько часов кряду провести за игрой, но с легкостью прекращают партию, если начинают скатываться к проигрышу.

Долгое время считалось, что игромания развивается под влиянием формирования прочных
нейронных цепей, чувствительных к игре и денежному выигрышу. Но эксперименты в подтверждение этой гипотезы давали неоднозначные результаты. Гийом Сескусс из Радбудского университета (Нидерланды) с группой сотрудников предложили альтернативную версию. Он считает, что у патологических игроков чувствительность к раздражителям центра удовольствия притуплена, поэтому игроман ищет острые ощущения в игре.

Для подтверждения своей гипотезы ученые провели исследование, в котором приняли участие 38 мужчин – 18 игроманов с патологической зависимостью и 20 здоровых людей. В процессе эксперимента испытуемые выполняли цикл заданий, связанных либо с получением денежного выигрыша, либо с просмотром эротических изображений. Чем выше была мотивация на тот или иной результат, тем быстрее нажималась кнопка. Во время заданий активность мозга респондента регистрировалась аппаратом фМРТ.

Все участники до эксперимента заявили, что для них деньги и секс важны в равной степени. Однако результаты сканирования показали, что у игроманов деньги являются более сильным стимулятором, скорость реакции на «денежную» кнопку у них была на 4% выше, чем на «эротическую». Область полосатого тела у таких людей активировалась в предвкушении денежного выигрыша сильнее, чем при награде в виде эротических картинок. В контрольной группе обе награды вызывали одинаковую активность.

Наблюдения за орбифронтальной корой также дали свои результаты. Оказывается, у игроманов на деньги реагировал не только центр, отвечающий за деньги и власть, но и центр «еды и секса». Иными словами, у зависимых от игры людей деньги подменили источники первичного удовольствия и выживания – еду и секс.

Данные результаты имеют практическое значение для разработки новых подходов к терапии игровой зависимости. Необходимо возвращать ценности на свои места, чтобы деньги занимали свое место, а еда и секс – свое.

Остается открытым вопрос с зависимостью от он-лайн игр, в которых отсутствует явная денежная мотивация. Возможно, в таком случае роль основного стимула на себя перебирает положение и социальный статус («власть»), что соответствует гипотезе подмены опосредованными ценностями основных стимулов выживания («еда и размножение»), сообщает Компьюлента.


Похожие материалы:
Страсть к азартным играм оказалась наследственной. Практически все добровольцы были в той или иной степени подвержены этому увлечению. У мужчин клинически значимая зависимость от азартных игр наблюдалась вдвое чаще, чем у женщин. По мнению исследователей, эта разница обусловлена социальными факторами.

Похожие материалы:
Мозг воспринимает «сорвавшиеся» выигрыши почти как победу. Мозг игрока оценивает ситуации, в которых он «почти выиграл», почти так же, как если бы он и впрямь сорвал куш. Но лишь в тех случаях, когда у игрока есть хотя бы иллюзия контроля над ходом игры. Этот результат поможет объяснить игровую зависимость и подскажет, как с ней бороться, надеются учёные.