Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем
Не в тему

18 февраля 2019 года состоялась лекция «Инстинкты человека»

Понравилась ли она Вам? Нужно ли делать другие видео-лекции по теме этологии?

Нам важно ваше мнение.

ПРОСМОТР ЛЕКЦИИ

Все | Индивидуальное поведение | Общественное поведение | Общие теоретические основы этологии | Половое поведение


Вернуться "Общие теоретические основы этологии"


Обезьяны бастуют против несправедливости

Дата публикации: 2005-03-31 / Обсуждение [0]

Исследователи, работающие с приматами из центральной и южной Африки, столкнулись с неожиданной проблемой. Их питомцы - коричневые капуцины - не давали спуска лабораторным работниками и четко отслеживали, всем ли сородичам воздано по заслугам, всем ли досталось вознаграждение в виде лакомства за ту или иную выполненную задачу, а главное поровну ли оно было разделено. Если обезьянки понимали, что их "надули", они очень злились.

Сара Броснан и Франс де Вааль из университета Эмори в Атланте считают, что подобное поведение доказывает тот факт, что человек - отнюдь не единственный представитель животного мира, которому присуще понятие о справедливости. Обезьяны также имеют представление о своих обезьяньих правах и готовы бороться за них.

В экспериментах, проводимых американскими учеными, животные работали в паре. Обычно они хорошо знали друг друга. Им давали задание, за решение которого вознаграждали чем-то вкусным. Для обеих обезьян задачи были одинаковые, однако, капуцины не всегда получали то же самое количество еды. Каково же было удивление исследователей, когда обнаружилось, что обезьянки отказываются получать приз меньшей ценности, если "коллега" получил более привлекательное вознаграждение. Злясь, обезьяны выкидывали "унизительную подачку" и обиженно смотрели на своих хозяев.

Согласно теориям социологии, чувство справедливости лежит в основе успешной кооперации в человеческом обществе. Существуют гипотезы о том, что человек приобрел чувство справедливости в процессе эволюции. Однако есть и версии, утверждающие, что быть справедливым человек учится, и это благородное чувство является не врожденным, а приобретенным.

Поведение капуцинов говорит в пользу теории о врожденной природе чувства справедливости у человека. Таким образом, исследование на обезьянах открывает совершенно новые перспективы в области социологии.

Ученые считают, что впервые в истории исследований животных они наткнулись на подобное явление. Исследователи полагают, что чувством справедливости могут быть наделены и другие животные. Следующими испытуемыми станут наиболее близкие генетические родственники человека - шимпанзе.