Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем
Не в тему

18 февраля 2019 года состоялась лекция «Инстинкты человека»

Понравилась ли она Вам? Нужно ли делать другие видео-лекции по теме этологии?

Нам важно ваше мнение.

ПРОСМОТР ЛЕКЦИИ

Все | Индивидуальное поведение | Общественное поведение | Общие теоретические основы этологии | Половое поведение


Вернуться "Общественное поведение"


«Стадный инстинкт» обнаружен у шимпанзе и двухлетних детей

Дата публикации: 2012-04-16 / Обсуждение [0]

Двухлетние дети и шимпанзе склонны копировать действия, совершаемые большинством их товарищей, и крайне редко следуют за отдельными детьми или обезьянами, отклоняющимися от общего «курса толпы», сообщает РИА «Новости» со ссылкой на публикацию в журнале Current Biology.

Многие ученые считают отличительной способностью высших приматов, людей и некоторых других социальных животных умение передавать и перенимать поведенческие стратегии и знания от поколения к поколению. Одним из простейших проявлений этого феномена является так называемый «инстинкт толпы» - сохранение и распространение лишь тех идей, которые более всего распространены среди членов стаи или общества.

Группа ученых под руководством Дэниеля Хауна из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка в Лейпциге (Германия) обнаружила, что этот инстинкт характерен для детей в возрасте двух лет и старше, взрослых шимпанзе и не проявляется среди орангутангов.

Хаун и его коллеги обнаружили этот феномен в ходе простого эксперимента. Ученые собрали простейший игровой автомат, который состоял из трех разноцветных коробок с лунками и шарика. Дети или обезьяны могли положить шарик в одну из лунок и получить награду в случае, если они угадывали правильный вариант.

Антропологи собрали группу из 16 детей, 15 шимпанзе и 12 орангутангов и научили их играть с устройством. В каждом случае они настраивали игровой автомат так, что выигрышным оказывался определенный цвет лунки - желтый, красный или синий.

Затем они собрали всех обезьян и детей вместе и проверили, как игроки будут вести себя в случае, когда у них будет возможность наблюдать за действиями четырех их «друзей», которые стояли выше в очереди.

Хаун и его коллеги составляли очередь таким образом, что трое их подопечных бросали шарик в лунку одного цвета, а четвертый - опускал по три шарика в отверстие на коробке другого цвета. Первые три игрока получали по одному «призу», а последний - три «награды». Таким образом, ребенок или обезьяна могли присоединиться к большинству и получить меньше призов, или же причислить себя к меньшинству и приобрести больше наград.

Оказалось, что дети и шимпанзе предпочитали действовать так, как поступало большинство их товарищей, несмотря на то, что они получали меньше «призов» по сравнению с меньшинством. С другой стороны, орангутанги не реагировали на действия своих товарищей и бросали шарики в случайные лунки.

«Я думаю, мало кто предполагал, что двухлетние дети уже прислушиваются к мнению большинства. Родители и учители должны понимать влияние этого процесса на общение их детей со сверстниками. Тенденция следовать за действиями большинства считается ключевым фактором в передаче относительно безопасных, надежных и действенных поведенческих стратегий с точки зрения эволюции», - заключает Хаун.



Подготовлено по материалам gazeta.ru