Не в тему

Молодые крысы нуждаются в поощрении больше, чем взрослые

Дата публикации: 2012-01-19 / Обсуждение [0]

Повышенная активность в полосатом теле мозга молодых крыс указывает на то, что взрослеющие животные гораздо острее реагируют на перспективу получить вознаграждение или удовольствие, по сравнению с уже взрослыми грызунами, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на публикацию американских нейрофизиологов в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Прилежащее ядро, известное как «центр удовольствия» млекопитающих, и полосатое тело мозга включены в цепи закрепления положительных условных рефлексов при помощи гормона дофамина. Считается, что именно эти части мозга задействованы в формировании алкогольной и наркотической зависимостей.

Дэйвид Штурман и Бита Могхаддам из Питтсбургского университета (США) попытались выяснить, как реагируют молодые и взрослые крысы на перспективу получения награды - небольшого кусочка еды.

Исследователи собрали специальную клетку, в которой была установлена кнопка и подключенная к ней кормушка. Крыса могла нажать на выключатель и через некоторое время получить кусочек комбикорма. В качестве жителей этой клетки ученые выбрали несколько семей из взрослых и молодых грызунов: 16 «родителей» и 12 их потомков - «подростков».

Штурман и Могхаддам подключили множество контрольных микроэлектродов к полосатому телу и центру удовольствия в мозге каждого животного и поместили их в клетки. После того, как крысы научились нажимать на кнопку и получать награду, исследователи подключили электроды к компьютеру и начали наблюдать за активностью мозга грызунов.

Выяснилось, что полосатое тело мозга молодых крыс было намного активнее аналогичного участка в голове взрослых особей. Пик активности приходился на первые секунды после нажатия на кнопку и на момент, когда грызун приближался кормушке. В отличие от подростков, «родители» реагировали на перспективу приобретения награды гораздо слабее - их нейроны испускали импульсы в три раза реже, чем мозг их детей.

С другой стороны, нервные клетки в центре удовольствия взрослых крыс реагировали на наличие нового стимула чуть сильнее, чем у молодых грызунов. Тем не менее, график активности нейронов в этой области мозга взрослых и молодых особей в целом совпадали.

Таким образом, полосатое тело мозга крыс-»родителей» и «подростков» реагирует на перспективу получения награды совершенно по-разному. Ученые полагают, что часть нервных клеток в этой области исполняет роль специальных нейронов «ожидания», которые практически отсутствуют в мозге взрослых крыс.

Подобный характер активности может быть характерен и для людей. Как считают исследователи, его не удавалось обнаружить потому, что общая активность этих участков при «взгляде» через магнитно-резонансный томограф или электроэнцефалограф, по крайней мере, у молодых и взрослых крыс выглядит совершенно одинаково.

Подготовлено по материалам gazeta.ru