Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем
Не в тему

18 февраля 2019 года состоялась лекция «Инстинкты человека»

Понравилась ли она Вам? Нужно ли делать другие видео-лекции по теме этологии?

Нам важно ваше мнение.

ПРОСМОТР ЛЕКЦИИ

Все | Индивидуальное поведение | Общественное поведение | Общие теоретические основы этологии | Половое поведение


Вернуться "Индивидуальное поведение"


Найдены отделы мозга, ответственные за клептоманию

Дата публикации: 2011-10-31 / Обсуждение [1]

Центр принятия решений в мозге приматов состоит из двух частей – отдела «оценки» и отдела «ревизии», и поломка первого может стать причиной клептомании, игромании или других форм навязчивого поведения, связанных с потерей способности оценивать последствия своих действий, пишут британские и американские нейрофизиологи в статье, опубликованной в журнале Nature Neuroscience. Считается, что большая часть префронтальной коры – передней части лобных доль мозга – отвечает за оценку и принятие решений. Повреждения нервной ткани в этой зоне являются причиной некоторых случаев клептомании, неудержимого желания играть в азартные игры и некоторых тяжелых случаев алкогольной или наркотической зависимости. Пока не совсем ясно, как нейроны разных отделов префронтальной коры – орбифронтальной зоны и передней поясной коры – задействованы в этом процессе.

Группа ученых под руководством Стивена Кеннерлея из университетского колледжа Лондона изучила работу «центра принятия решений», проследив за активностью нейронов в префронтальной коре макак-резусов (Macaca mulatta) во время игры, победа в которой зависела от цепочки действий обезьяны.

Кеннерлей и его коллеги разработали компьютерную игру, в которой обезьяна могла выбрать по одному изображению из трех пар картинок. Первая пара управляла вероятностью получения награды, вторая - ее размерами, а третья - количеством усилий, которое обезьяна должна была потратить на получение сока.

Размер награды, шансы на ее получение и количество усилий - то есть нажатий рычага - были произвольно установлены для каждой комбинации изображений. К примеру, большое количество нажатий в некоторых случаях «вознаграждалось» лишь небольшой порцией сока, и наоборот - за одно-два нажатия макака получала полный стакан сладкой жидкости.

Ученые подключили 24 микроэлектрода к 600 нейронам в орбифронтальной зоне, боковой фронтальной и передней поясной коре мозга макак и записывали их активность во время игры. Обезьяны быстро научились выбирать «правильный» вариант картинки и принимали максимально «выгодное» решение в 98% случаев.

Во время игры биологи проводили две серии записи сигналов - во время непосредственного выбора и в момент получения награды.

Оказалось, что за оценку последствий решения отвечает передняя поясная кора. Как отмечают ученые, активность в этой области мозга зависела от размеров ожидаемой награды - максимальная частота импульсов была зафиксирована при ожидании большой порции сока и минимальная - при небольшой.

После получения награды включались другие клетки с «отрицательными» импульсами, сила которых зависела от реальной награды схожим образом. Таким образом, если реальная награда совпадала или была больше ожидаемой, в центры памяти откладывался «нулевой» или «отрицательный» импульс, а в обратном случае - положительный. Это помогает мозгу примата запоминать, какие варианты картинок являются выигрышными, а какие нет.

Последствия предыдущих действий запоминаются в нейронах орбифронтальной зоны - перед принятием нового решения они считываются и сравниваются с текущим значением в нейронах передней поясной коры. По оценкам ученых, мозг обезьяны тратит на сопоставление прошлых и настоящих решений примерно 300 миллисекунд.

Таким образом, повреждение передней поясной коры может привести к потере способности оценивать значимость тех или иных решений, что и вызывает безудержное желание играть в азартные игры у игроманов и красть чужие вещи у некоторых клептоманов.  РИА «Новости»