Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем
Не в тему

Все | Индивидуальное поведение | Общественное поведение | Общие теоретические основы этологии | Половое поведение


список статей


Смехотворные способности
А. Степнов
Обсуждение [0]

Горилла и человек внимательно смотрят друг на друга через прутья решетки. Женщина оживленно жестикулирует. Обезьяна отвечает ей тем же самым. Между животным и ученым идет диалог - собеседники общаются на языке глухонемых. «Чем чистят зубы, Коко?» - задает несложный вопрос экспериментатор (горилла прекрасно знакома с зубной щеткой и управляется с ней не хуже человека). Обезьяна, не думая ни секунды, показывает на свою заднюю лапу. «Не ногой, а зубной щеткой!» - делает замечание ученый. Обезьяна повторяет правильный ответ. «А что кладут на зубную щетку?» - продолжает экзамен женщина. Горилла показывает на свой нос и разражается громкими звуками, напоминающими человеческий смех.

Собеседница гориллы, известный американский психолог Франсин Паттерсон считает сходство этих звуков не случайным. Уже много лет она и ее единомышленники утверждают, что способностью смеяться и шутить обладает не только человек, но и многие виды обезьян. Недавно у сторонников такой идеи появился очень серьезный аргумент. Британский биолог Марина Давила-Росс провела исследование и доказала, что человеческий смех и похожие на него звуки, издаваемые обезьянами, действительно имеют общее происхождение. Судя по всему, приматы умели смеяться еще 10 млн лет назад.

РОДСТВЕННЫЕ ЗВУКИ

Со стороны эксперимент Давилы-Росс мог показаться не очень серьезным. Чтобы добыть образцы звуков для своего исследования, ученые щекотали детенышей четырех видов приматов: орангутана, гориллы, шимпанзе и бонобо. Щекотка действует на обезьян примерно так же, как на людей: животные издают громкие звуки, и некоторые приматологи сравнивают их с человеческим смехом. Ассистенту, который держал чувствительный микрофон, оставалось только нажать кнопку записи.

Ученые «пропустили» записи голосов обезьян через компьютер. А затем точно так же поступили с образцами смеха человеческих младенцев. Оказалось, что у всех этих звуков есть немало общих черт. Ближе всего к человеку оказались голоса шимпанзе и бонобо. Эти животные вовсю использовали свои голосовые связки, и их смех был почти таким же звонким, как у людей. Кроме того, бонобо чаще всего смеялись на выдохе, как это делает человек. Голоса детенышей орангутана и гориллы меньше походили на человеческий смех. Эти обезьяны издавали хриплые звуки как на выдохе, так и на вдохе.

В целом, чем ближе генетически были друг к другу участники эксперимента, тем более похожими оказывались их голоса. «Такой результат просто не может оказаться случайным совпадением, - говорит один из авторов работы Майкл Оурэн. - Наши данные позволяют утверждать, что человеческий смех имеет очень древние корни». По оценкам авторов работы, способностью смеяться должны были обладать еще наши общие с обезьянами предки. Это значит, что история смеха насчитывает как минимум 10 млн лет.

«Это замечательное исследование, - радуется оксфордский антрополог Робин Данбар. - Авторам удалось с помощью цифр доказать, что смех обезьян - то же самое явление, которое мы наблюдаем у людей». Причем явление далеко не бесполезное. «Приматы чаще всего издают такой смех во время игры между собой», - объясняет Оурэн. По словам ученого, этот сигнал позволяет им контролировать поведение своих соплеменников. «Такие звуки в сочетании с характерной мимикой - знак дружелюбия, - соглашается Александр Козинцев, главный научный сотрудник Музея антропологии и этнографии РАН. - Если бы приматы не имели возможности наглядно выражать свои намерения, каждое шутливое нападение на соплеменника обходилось бы очень дорого».

КРОМЕ ШУТОК

Этолог из Пизанского университета Элизабетта Паладжи считает, что именно способность приматов вести себя несерьезно помогает им существовать в больших группах. В своей работе она изучала поведение девятнадцати шимпанзе, живущих в общем вольере. Группа подопытных Паладжи была весьма разношерстной. Туда входили самцы и самки самых разных возрастов. Ученые провели у клетки 344 часа, наблюдая за каждой обезьяной. Особенно этологов интересовало поведение животных перед кормлением.

Подопечные Паладжи получали еду не сразу. Сначала исследователи ставили пищу на видное место, но так, что обезьяны не могли ее достать. Спустя несколько минут животных подпускали к еде. Оказалось, что именно на период ожидания пищи приходилось наибольшее количество игр между членами группы. Частота шутливых атак, сопровождаемых смехом и другими звуками, резко возрастала. В менее напряженной обстановке животные были не так склонны предаваться забавам. Такие спектакли, уверена Паладжи, позволяют приматам избежать настоящих конфликтов. Не будь смеха и игр, девятнадцать обезьян быстро бы передрались у кормушки.

Британский антрополог Робин Данбар тоже считает смех делом ответственным. Он уверен, что смех сделал обезьяну человеком. Дружелюбные звуки, сопровождающие примитивные игры предков человека, постепенно сами по себе приобрели значение. Так наши пращуры получили новую возможность налаживать отношения. «Социальная структура у приматов зависит от большого количества ритуалов, - говорит Данбар. - Например, животные постоянно ухаживают за шерстью своих соплеменников. Смех - это более совершенный сигнал расположения друг к другу. Его использование помогло нашим предкам построить сложное общество». Свое предположение Данбар обосновывает данными физиологических экспериментов. У современного человека смех вызывает самое неподдельное удовольствие - в кровь выбрасываются вещества, вызывающие эйфорию. То же самое происходит у обезьян во время ритуальной заботы о своих соплеменниках.

По мнению антрополога, прагматичным занятием смех перестал быть только тогда, когда у человека появилась новая забава - юмор. А для того чтобы начать по-настоящему шутить, утверждает Данбар, наши предки должны были сначала научиться доносить свои мысли до окружающих. То есть придумать свой язык. Опыты Франсин Паттерсон с гориллой Коко подтверждают это предположение.

Психолог сама разработала язык, который использует в общении с Коко. Система из тысячи знаков основана на упрощенном варианте языка глухонемых. Овладев этой азбукой, обезьяна довольно бегло общается с исследовательницей. А некоторые ее реплики действительно смахивают на примитивные шутки. Прислонив к уху какой-либо предмет, обезьяна может заявить, что это телефон. Или связать одному из экспериментаторов шнурки на ботинках и предложить побегать наперегонки. Правда, способности своей подопечной психолог оценивает не очень высоко. Так шутят пятилетние дети.

СМЕШНОЙ ИНСТИНКТ

Работа психолога из Университета Мэриленда Роберта Провайна - прямая противоположность исследованиям Давилы-Росс и Паттерсон. Ученый изучал человеческий смех и пришел к выводу, что люди продолжают использовать его по своему древнему назначению. То есть для того, чтобы добиться нужной реакции от своих сородичей.

Провайн и его коллеги подслушали более 1200 диалогов, которые происходили в самых разных местах: от очередей в супермаркетах до собраний профсоюзов. Ничего не подозревающие участники эксперимента часто смеялись. И это притом, что особых поводов для смеха у них не было. Только в 15% ситуаций психологи смогли отыскать хоть какую-нибудь причину для веселья. Чаще всего вспышки смеха вызывали совершенно дежурные фразы. Например, приветствия. Произносящий их человек первым начинал заразительно смеяться. Такой беспричинный смех, предполагает психолог, служит для того, чтобы добиться расположения собеседника или на худой конец просто привлечь его внимание.

С выводами Провайна хорошо согласуются наблюдения его коллеги из Университета Флориды Роя Баумейстера. Психолог намеренно заставлял участников эксперимента добиваться симпатий окружающих. Он собрал в лаборатории группу добровольцев и предложил им выполнить несколько несложных заданий. Тем, кто справлялся с работой, полагалось вознаграждение. В одном случае помощник психолога выплачивал добровольцам фиксированные гонорары, в другом - размер компенсации ассистент каждый раз назначал сам.

Результаты выполненных заданий занимали психолога меньше всего. Его больше интересовало, как участники эксперимента общаются с ассистентом. Те, чье вознаграждение не зависело от прихоти собеседника, вели себя спокойно и сдержанно. Добровольцы, чей гонорар определял ассистент, в разговоре с ним часто смеялись. Они пользовались проверенным эволюцией способом завоевать симпатию, даже не подозревая об этом.



2009:06:30
Обсуждение [0]


Источник: Русский Newsweek