Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем
Не в тему

18 февраля 2019 года (понедельник) в 19:30
В центре "Архэ-Лайт" (Москва)

Состоится лекция «Инстинкты человека»

Подробности

Все | Индивидуальное поведение | Общественное поведение | Общие теоретические основы этологии | Половое поведение


список статей


Корректируется ли поведение нацистов и расистов? Этологический анализ.
А.В. Вязовский
Обсуждение [1]

В своей предыдущей работе я изложил современные взгляды этологов на проблему нацизма и расизма, описал «релизеры» (пусковые механизмы), которые запускают подобное поведение у тех или иных групп людей. Однако моя статья страдала одним существенным изъяном – в ней отсутствовали практические рекомендации, советы по поводу того, как, основываясь на знаниях нашей биологической природы, можно скорректировать человеконенавистнические настроения царящие, в том числе у некоторых представителей российской элиты. Пришло время восполнить этот пробел.

Сразу хочу высказать некоторые положения, общепринятые в среде ученых, которые, однако, для людей далеких от этологии могут выглядеть вызывающе и даже неприемлемыми.

Первое. Национализм и расизм, являясь формой агрессивного поведения, не могут быть полностью изжиты из повседневной жизни. Дело в том, что агрессия сама по себе является видеоспецифической чертой (в той или иной степени) всех человекообразных приматов и носит адаптивный (приспособительный) характер. Т.е. грубо говоря, она с эволюционной точки зрения во многих ситуациях полезна и детерминирована социальной организацией, средовыми условиями... Можно лишь говорить о том, что этологи знают способы (см. ниже), которые могут снизить накал антагонистических взаимоотношений между тем или иным этносами или расами. Устранить только межпопуляционную агрессию невозможно по тем же причинам, почему нельзя подстричь волосы отрезанием головы.

Второе. Исследования генетической и физиологической природы агрессии показали, что она имеет свойство накапливаться (психогидравлическая модель Лоренца). И в том случае, если человеку, генетически склонному к нонконформистским поступкам запретить совершать их, то мотивация к ним будет накапливаться, а также будет падать порог входных релизеров. Т.е. человек лишенный возможности проявлять свою агрессию может «завестись с полуоборота», среагировать на малейший раздражитель (например, чуть более темный цвет кожи чем у него самого) и проявить свои разрушительные наклонности в еще большем масштабе, чем если эти поступки случались на регулярной основе. Более того накопившаяся агрессия будет буквально заставлять искать повод к разрядке. Это явление описывал еще нобелевский лауреат Конрад Лоренц в своей знаменитой книги «Агрессия (так называемое зло)»: «в принципе, каждое подлинно инстинктивное действие, которое вышеописанным образом лишено возможности разрядиться, приводит животное в состояние общего беспокойства и вынуждает его к поискам разряжающего стимула». Разумеется, проводить прямые аналогии между животными и человеком неправомочно, тем не менее, не учитывать инстинктивную природу агрессии и ее физиологическую основу было бы неправильно.  Мораль: запрещая националистические и расистские настроения грубыми и примитивными милицейскими методами мы загоняем проблему вглубь, что приводит к накоплению агрессии и в последствии к более разрушительным взрывам.

 

Памятка московской милиции (визуальная идентификации приезжих)

 

 

Что же можно предпринять для  того, чтобы предотвратить запугивания и нападения в адрес нац. меньшинств, представителей других рас с точки зрения этологии?

Первый шаг – это установление групп людей, склонных к подобному насилию. Описание средовых условий их жизни (социоэкономические параметры, ландшафтные особенности и т.п.), территориальная, возрастная и половая идентификация, классификация способов агрессии (запугивание, физическая агрессия и т.п.). В России это обычно молодежь спальных районов крупных и средних городов, группировки футбольных фанатов, а также жители местности с полиэтничным составом и высокой полностью населения. Описание стоит проводить не только в разрезе «пограничных групп» населения, склонных к нацистским и расистским настроениям, но также в отношении их жертв.

После того, как мы установили объекты воздействия, переходим ко второму этапу: разработка и внедрение этологических буферов. Этологический буфер – это ряд мероприятий вызывающих у пограничной группы:

- умиротворенное поведение

- ритуализацию агрессивного, националистического поведения

- переадресацию энергии межпопуляционной агрессии во внутрипопуляционную

- смещение (канализация) агрессии в какое-либо постороннюю социально приемлемую активность, действия вхолостую

- фрустрацию релизеров агрессивного, националистического поведения

 

 

Разберем каждый из буферов подробно.

 

1.      Умиротворенное поведение. Инстинктивные программы поведения человека обычно представлены в бинарно-опозиционном варианте: агрессия-умиротворение, альтруизм-эгоизм и т.д. У любого самого ярого ксенофоба присутствуют генетическая предрасположенность реагировать на определенные релизеры (улыбка, поза покорности, обнимания, «детская схема» и проч.) определенным мирным образом. Знание основ невербальной коммуникации, пусковых механизмов умиротворяющего поведения поможет потенциальным жертвам либо вообще избежать агрессии в свой адрес, либо все ограничится ритуальной атакой (оскорбления, несколько тычков и пинков не в счет).

 

Т.н. «детская схема» (большая голова, округлые черты лица и проч.) вызывает инстинктивное умиление у взрослых, запрет в отношении младенцев проявлять агрессию.

 

2.      Ритуализация. В этологии под ритуализацией понимают изменение в ходе эволюции утилитарной функции поведения на информативно-коммуникационную. Например, когда вместо физического нападения происходит бесконтактная демонстрация агрессии. Ритуалы агрессии – очень важный фактор снижения уровня напряженности и давно используются в человеческом обществе. Например, знаменитые марши оранжистов, в ходе которых протестанты Белфаста (Северная Ирландия) демонстрируют свою неприязнь по отношению к католикам.

 

Марш оранжистов в 2004 г.

 

Да, подобные мероприятия зачастую сопровождаются столкновениями между представителями конфликтующих конфессий, однако, во-первых, полиции заранее известен процесс ритуала (маршрут, примерный состав участников, возможные проблемы и т.п.), во-вторых, уровень агрессии после марша резко падает и весь оставшийся год католики и протестанты живут достаточно мирно. Представляется, что и России важно идти не по пути запретов различных «русских маршей», а по пути их  ритуализации и рутинизации. Если власти страны сделают подобные мероприятия регулярными и даже немного разрешат в ходе них проявлять агрессию (побить что-то не очень ценное, подраться с ОМОНом), то накопленная мотивация к разрушительным действиям будет разряжена в известной и контролируемой форме.

3.      Переадресация энергии межпопуляционной агрессии во внутрипопуляционную происходит в ситуации, когда, например, группировки скинхедов начинают воевать друг с другом вместо того, чтобы искать своих жертв по вагонам московского метро и темным улицам спальных районов. Метод «стравливания» для переадресации агрессии широко известен с давних времен и активно используется. Так, политические наблюдатели заметили спад количества нападений на израильтян в ходе последней Интифады после того, как обострились взаимоотношения между конкурирующими группировками Палестины (Фатх и Хамас). Не исключено, что противостоянию группировок поспособствовала израильская разведка. Данный метод является сомнительным с точки зрения морали, но в безвыходной ситуации резкого роста националистических и расистских настроений в обществе может быть эффективен.

4.      Смещение (канализация) агрессии в постороннюю социально приемлемую активность также давно используется в обществе. Спортивные клубы и кружки, соревнования, активное рекрутирование представителей «пограничной» группы в армию, инвазии молодежи в различные географически отделенные регионы страны (поднятие целины и т.п.) – все это методы, которые позволят снизить накал межпопуляционной агрессии, канализировать ее в социально приемлемую и даже полезную форму.

5.      Фрустрация релизеров агрессивного поведения – самый сложный и неоднозначный путь корректирования поведения нацистов и расистов. Разрушить контур «стимул (например, темная кожа) – реакция (нападение)» не так то просто. Популяционные различия (расовые, этнические) возникали на протяжении сотен тысяч лет и узнавание, идентификация «свой-чужой» закреплена на инстинктивном уровне. Этот инстинкт можно попытаться фрустрировать создавая ситуации когда голос разума звучит громче, чем голос инстинкта. Либо, когда инстинкт подает свой голос в абсурдных или смешных ситуациях. Т.о. снижается, его значимость, у человека возникают сомнения, а стоит ли поддаваться эмоциям? Тут безусловно важна роль кинематографа, визуальных средств информации (фотографии, Интернет), изобразительного искусства.

 

           

     Расовые различия – вещь относительная.  

           

           

Подводя итог всему вышеизложенному, я хочу повторить – с нацизмом и расизм можно и нужно бороться путем просвещения, обучению навыкам толерантного сосуществования в обществе, но при этом важно не забывать нашу биологическую природу и учитывать ее при выборе способов борьбы с отвратительными проявлениями ксенофобии.



2007:06:07
Обсуждение [1]