Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем
Не в тему

Все | Индивидуальное поведение | Общественное поведение | Общие теоретические основы этологии | Половое поведение


список статей


Социобиология народных обычаев: плата за гены
А.В. Вязовский
Обсуждение [0]

 

                        Автор выражает благодарность

М.Потапову  за помощь в подготовке статьи.

 

Если этнология и этнография претендуют на статус полноценных наук, то этим дисциплинам необходимо не только на качественном уровне описывать обычаи того или иного народа, искать корни этих обычаев в прошлом, но и давать прогноз их развития, т.е. определять вероятность появления, исчезновения и изменения народных традиций в будущем. Представляется, что именно с этим у указанных наук есть некоторые затруднения. Эти трудности легко проиллюстрировать на примере такого дуалистического обычая как выкуп невесты (калым), либо, напротив, выплата приданого за невесту. Так, у некоторых народов укоренилась традиция выкупать невесту у ее родственников, платя тот или иной аналог среднеазиатского калыма. В других традиционных обществах существует противоположный обычай – давать за невесту приданое. Распространенны также смешанные варианты. Этнографы худо-бедно научились фиксировать и описывать эти обычаи, а также связанные с ними обряды. Делаются попытки найти корни этих традиций в прошлом, выдвигаются различные объяснения. Например, ученые связывают появление традиции платить калым с экзогамией или эндогамией. Есть «экономические» гипотезы (приданое может стать существенным подспорьем молодой семье и т.п.). Однако все эти гипотезы страдают одними и теми же изъянами. Во-первых, среди них нет общепризнанных, каждый ученый вправе дать свое объяснение. Во-вторых, как уже писалось выше, во всех гипотезах отсутствуют прогнозы. Отсутствуют они по одной причине – ученые-этнографы не знают достоверно, как будет развиваться и меняться тот или иной обычай, будет ли он востребован народом, который «изобрел» (или заимствовал) его или он отомрет как ненужный.

Учитывая вышеописанные трудности, представляется целесообразным привлекать к анализу народных обычаев социобиологические и этологические теории, которые подразумевают поиск природных, средовых причин возникновения и исчезновения того, что мы, в применении к человеку, называем обычаями. Так, например, можно, конечно, считать, что французский гастрономический обычай пить аперитив перед едой, распространившийся по всему миру, был создан гением романов Сименона и фильмов Годара, но если знать физиологическую причину (алкоголь в крови тормозит постоянно идущий в организме процесс глюконеогенеза, что приводит к возбуждению «центра голода» и появлению аппетита), то наш взгляд на это обычай становится более адекватным. Что это значит? Это значит, что мы можем не только более полно и точно описать какое-то явление, но, зная истинные (природные) причины, предсказать его дальнейшее развитие. Так, обычай пить аперитив будет появляться в тех культурах, которые не испытывают проблем с питанием. И вряд ли употребление алкоголя перед едой будет свойственно голодающим Эфиопии, Эритреи и некоторых других африканских стран. Но если знать физиологическую причину, аперитив еделяющих то или иное поведение. стинктивном поведении нашими следами и свидете

Другим примером социобиологического объяснения может служить обычай сватовства в некоторых сельских районах Турции. Невеста, желающая выйти замуж (или ее родители, желающие выдать ее замуж), выставляет на крыше дома кувшин с водой (крыши в Турции обычно плоские). Если невеста – вдова или разведенная, то кувшин бывает несколько побитый (с отколотой ручкой и т.д.). Окрестные женихи, увидев кувшин и заручившись согласием своих родителей, идут в дом невесты в компании родственника мужского пола (обычно дяди – они есть практически у всех, т.к. большинство семей в сельской местности многодетные). Зайдя в дом, они заводят какую-либо беседу о пустяках (не о цели визита). В ходе болтовни гостям подают кофе, который приготовлен собственноручно невестой. Если кофе сладкий – это означает: «да», невеста согласна выйти замуж за этого жениха, если горький (т.е. без сахара), то «нет». Соответственно, жених и сваты сразу, по вкусу кофе (без какого-либо обсуждения самого предмета визита), все понимают. Как это можно трактовать с этологической точки зрения? Кувшин и кофе – это, конечно, система сигналов (как брачные песни и распускание перьев у птиц, определенные запахи у млекопитающих и т.д.). Но мне видится, что корни этого обычая лежат несколько глубже. Возможно, дело заключается в высокой плотности населения южных народов. И как следствие высокой плотности, количество внутривидовых конфликтов и актов проявления агрессии также должно быть много (аналогия с броуновским движением напрашивается сама собой – достаточно сжать стенки сосуда с газом и количество столкновений молекул автоматически увеличится). Соответственно, у такого народа (с высокой плотностью населения, большой рождаемостью и т.д.) должны быть механизмы, уменьшающие количество стычек, снижающие их напряженность, заменяющие саму стычку на демонстрацию агрессии.

Кроме того, очень важна роль ритуализации – когда обе стороны какого-либо социального действия (например, сватовства) заранее знают этапы этого действия и его возможные исходы (убирается фактор неопределенности, что, в свою очередь, уменьшает взаимную напряженность и агрессивность).

Таким образом, одним из таких обычаев, снижающих напряженность и агрессию, мог стать обычай (кстати, характерный для многих южных народов) «сохранения лица». Вместо того чтобы обсуждать достоинства/недостатки жениха/невесты, что может привести к конфликту, социальная стоимость которого высока (кровная месть и т.п.), подаются два смысловых сигнала (кувшин и вкус кофе). И обе стороны, даже при негативном исходе сватовства, «сохраняют лицо» (статус, уважение и т.д.), а социальные действия, в свою очередь, происходят бесконфликтно.

Возвращаясь снова к теме выкупа/приданого, поднятой в начале статьи, хочу обратить внимание на важные средовые факторы, которые могут детерминировать появление вышеуказанных обычаев. Первое, что бросается в глаза, это то, что традиция платить калым (деньгами, скотом или другими ценностями) свойственна скорее кочевым народам (киргизы, масаи и проч.). У оседлых же укоренился обычай давать за невесту приданое либо какие-то смешанные варианты (украинцы, египтяне и проч.).

Какие природные причины могут влиять на появление брачных традиций? Тут необходимо сделать отступление и напомнить читателю некоторые основы этологии и социобиологии. В природе топливом эволюции служит естественный и половой отбор. Если про естественный отбор (выживают наиболее приспособленные) широко известно, то о половом отборе известно меньше. Под половым отбором подразумевается то, что внутри каждого из полов существует конкуренция за наилучшего репродуктивного партнера. Причем выбирает тот пол, который в дальнейшем делает больший вклад во вскармливание и воспитание потомства (теория «родительского вклада»). В современной человеческой популяции – это женщина (даже если выбор является скрытым). Выбирается обычно партнер с «наилучшим» набором генов. Но как узнать генетические качества потенциального партнера? Природа позаботилась об этом, организовав мужчин в иерархию с лидерами (доминантами), которых легко определить и подчиненными (субординантами), которых также визуально и социально легко идентифицировать. Соответственно, если мужчина смог пробиться в пирамиде иерархических взаимоотношений выше, чем другие, то это свидетельствует о его относительно лучших генетических качествах – здоровье, силе, напористости, устойчивости в конфликтных ситуациях и т.д. (исторически востребованные качества могут широко варьироваться). Ошибочно считать, что половой отбор идет только по мужским качествам, возможно, в меньшей степени, отбор ведется и по женским качествам (в основном внешним: красота – совокупный показатель здоровья и фертильности женщины, т.е. способности родить нормальных, здоровых детей).

Однако вернемся к брачным обычаям. Очевидно, что половой отбор по мужским показателям легче осуществляется в оседлых культурах – все знают своих соседей, статус мужчин в иерархии и, т.о., лидеры широко известны и имеют преимущество перед другими претендентами. Это преимущество выражается в том, что фактически они получают плату за выбор женщины в спутницы жизни либо в виде приданого, либо в другом виде (например, этой платой может выступать официально признаваемая в ряде восточных культур полигиния).

У кочевых народов информации друг о друге меньше или вообще нет (например, кланы степи встречаются раз в году[1] на празднике), и визуальный и фактический статус среднего мужчины в иерархии женщинам (или ее родственникам) из другого клана может быть неизвестен[2]. Тут на помощь приходит традиция платить за невесту большой калым (скотом, ценностями), т.о. подтверждая свой статус в иерархии самым простым способом – демонстрируя свою состоятельность. Низкостатусные члены не могут себе позволить собрать большой выкуп (его либо просто нет, либо его отберут доминанты). Т.о., плата за «неизвестные гены» бывает намного выше, чем за известные.

Зная социобиологическую и этнологическую основу указанных брачных обычаев, мы можем делать прогнозы появления или исчезновения брачных обычаев (выкуп/приданое) у тех или иных народов. Как только то или иное племя переходит в силу каких-либо причин от оседлого образа жизни и кочевому, у этих племен появятся обычаи, помогающие женщинам и ее родственникам идентифицировать социальный статус мужчин, а в отсутствии информации о таком статусе обычаи и традиции будут повышать стоимость «платы за гены» для мужчин. При переходе к оседлому образу жизни информированность членов общества друг о друге будет повышаться, соответственно будет падать или вовсе отсутствовать «плата за гены» для относительно более высокостатусных членов общества. Очевидно, что при социобиологическом анализе и прогнозировании брачных обычаев и традиций необходимо учитывать множество других факторов помимо оседлости/кочевничества: плотность группы (или групп) в ареале обитания, соотношение репродуктивных особей обоих полов, стрессующие факторы (войны, эпидемии), средний срок вступления в брак и т.д. и т.п. Однако это уже скорее предмет для отдельного исследования.

Таким образом, этно-науки являются чисто описательными дисциплинами и поэтому не могут претендовать на статус истинных наук, их выводы не удовлетворяют необходимому условию обладания прогностической ценностью, они не в состоянии вычленить причины и сами коренные основы возникновения и, тем более, дальнейшего развития тех или иных обычаев и традиций народов. Науки же биологические (этология и социобиология), напротив, обладают способностью к прогнозу, т.к. в основе их лежит анализ факторов, зачастую экологических, т.е. внешних, предопределяющих то или иное развитие событий на уровне популяций, этносов и т.д.

 



[1] Любопытно, что у кочевых народов встречи кланов на праздник часто сопровождаются каким-либо соревнованием (борьба, скачки), что позволяет установить статус мужчины в иерархии.

[2] Аналогичная ситуация у племен охотников-собирателей, где существует обычай выкупа (например, у австралийских аборигенов).

 


2007:01:25
Обсуждение [0]