Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем
Не в тему

Все | Индивидуальное поведение | Общественное поведение | Общие теоретические основы этологии | Половое поведение


Перечитывая Дольника
Я буду рассматривать работы В.Р. Дольника, как некий «фасад» всего здания этологии человека . Во взгляде этого автора, зоолога, на поведение человека, изложенном в популярной форме, есть ряд недоговоренностей, которые, казалось бы, очевидны, но без эксплицитного рассмотрения этих тонких нюансов вся этология человека (по крайней мере, в том виде, как ее излагает В.Р. Дольник) становится колоссом на глиняных ногах. [2006:03:03]
Комментарии отключены


1-1

Псевдоним: Фрейтаг Светлана, Время: 2011-10-21 19:16:59
Руководитель нашего кружка сообщила, что весьма рекомендует изучить книгу В.Р. Дольника \\\\\"Непослушное дитя биосферы\\\\\". Я последовала рекомендации своей коллеги, но должна признаться, что эта книга вызвала у меня недоумение. я обратилась к Нине за разъяснениями, но на мои вопросы она ответить не смогла. Возможно, что Вы сможете.
1. Разница между человеком и высшими животными. Как-то случилось мне познакомиться с произведением В. Вундта \\\\\"Душа человека и животных\\\\\". Разница между человеком и животными там представлена как количественная: человек совмещает в себе инстинкты (как это понимали в 19 веке) муравьев - рабство, птиц - создание дома и т.д. (с.119). С тех пор прошли столетия. В нашей стране был загорский эксперимент по созиданию личнстей из слепоглухонемых детей. В нем участвовали не только педагоги и психологи (Соколянский и Мещеряков) , но и такой известный в 60-70 года философ как Э.В. Ильенков. О. Скороходова уже умерла, но А. Суворов еще жив. Разница между человеком и животным - качественная (отнюдь не количественную).
2. Считает ли Дольник психологию и другие общественные науки - науками? И если психология, искусствознания, педагогика - науки, то почему он их не уважает? Не называет по имени хотя бы тех, с кем полемизирует. Ладно, о зарубежных ученых особый разговор, но зачем \\\\\"замалчивать\\\\\" Выгодского и Леонтьева, Ладыгину-Котс, Мещерякова и Соколянского, Запорожец и Рубинштейна и многих других? Разве они сделали мало доброго для всего человечества на его пути к самопознанию? И еще мне странно от ученого слышать инвективы по поводу определений. Известно, что некоторые разнородные объекты часто бывают сходны, не так ли? Для поверхностного наблюдателя летают: рыбы, насекомые, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Но если надо дать хотя бы ребенку определение птицы, то все равно в него должны попадать \\\\\"нелетающие\\\\\" птицы, а все остальные животные - исключаться. В.Р. Дольник, по-моему, дурно поступает, бунтуя против определении нтеллекта, сознания и пр., которые исключают человека в особый вид. 3. Происхождение культуры. Несомненно, что она использует простейшие биологические механизмы. Но В.Р. Дольник, например, на полном серьезе говорит животном происхождении музыки... Я поверю ему, если обезьяны или кузнечики составят оркестр, то есть не будут перекрикивать друг друга, а как-то согласно (гармонично) для своего эстетического удовольствия исполнят чью-то песню. Пусть это будет песня типа \\\\\"что вижу, про то пою\\\\\", пусть оно будет технически иное, чем мы привыкли (вон у народов Крайнего Севера распространено \\\\\"горлохрипение\\\\\" - мало ли у кого какая эстетика).
4. Последнее. Ильенков задал вопрос \\\\\"павловцам\\\\\": \\\\\"Кто и как заключил конвенцию, условился с животным? Какие могут быть условные рефлексы у собаки?\\\\\" Как Вы отвечаете на этот вопрос? Пожалуйста, ответьте на эти вопросы. C уважением, Светлана Владимировна.
Мой адрес^ gart67@yandex.ru
1-1