Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем
Не в тему

Все | Индивидуальное поведение | Общественное поведение | Общие теоретические основы этологии | Половое поведение


список статей


Модель мужских и женских типов с позиций эволюционной психологии и кластерной теории сознания
Ю.Н. Качалова
Обсуждение [0]

Конфликты и непонимание в отношениях с супругом или интимным партнером, разрыв таких отношений, трудности их создания — типичные проблемы, побуждающие людей обращаться к психологу-консультанту, записываться на психотерапию, участвовать в тренингах личностного роста. При этом наблюдается значительный разрыв между богатством методов и техник, которыми вооружены специалисты-практики, и дефицитом теоретического осмысления предметной области. Хотя на тему взаимоотношений между полами написано огромное количество литературы, мало обоснованных теоретических моделей, позволяющих ориентироваться в данном проблемном поле. Цель настоящей статьи: предложить теоретическую модель, разработанную для решения задач практической психологии (понимания поведения партнеров в паре, динамики отношений; анализа типичных проблем, с которыми сталкивается пара).

Краткий экскурс в историю

С античности и до середины XX столетия обсуждения отцами церкви и философами различий «мужского» и «женского» сводились, главным образом, к умозрительным «обоснованиям», почему мужчина лучше. Вот несколько цитат из знаменитой книги Отто Вейнингера «Пол и характер», вышедшей в 1903 году: «Женщина аморальна и алогична. У женщины мышление и чувствование представляют единое, нераздельное целое, у мужчин существуют отличия. У женщины многие переживания остаются в форме гениды1, тогда как у мужчин наступает просветление….….». В моделях, разработанных в направлениях глубинной психологии в первой половине прошлого века, психологические различия между представителями двух полов также преподносятся оценочно и не обоснованно. Например, основоположник психодинамического направления З.Фрейд приписывает женщине комплекс кастрации и на основании того, что «пенис лучше, чем вагина» закрепляет идею о женской неполноценности [20]. Ближе ко второй половине XX века в психиатрии, психологии, социологии начинают появляться так называемые «женские теории» (в частности, работы К.Хорни, Д.Б.Миллер, К.Гиллиган и др.), указывающие на ограниченность классических мужских воззрений. «Психоанализ — творение мужского гения, и почти все, кто развивал его идеи, тоже были мужчинами,  — пишет К. Хорни в работе «Уход от женственности». — Естественно и закономерно, что они были ориентированы на изучение сущности мужской психологии и понимали больше в развитии мужчины, чем женщины»[19]. Женские теории множатся и к 90-м годам оформляются в гендерный подход, утверждающий, что психологические различия мужчин и женщин определяются не природно-биологическими, а социальными факторами [12]. В последние годы прошлого века начинает развиваться эволюционная психология, которая объясняет многие феномены человеческого поведения наличием врожденных эволюционных программ, заложенных в представителей нашего вида. Последние изучаются этологами, исследующими поведение животных2.

Признавая безусловную важность социальных влияний на формирование психологических различий между полами, представляется, что истоки последних лежат глубже, нежели условия социализации, воспитание, культурные традиции, обычаи, законы и мораль конкретного общества. По мнению автора, базисная основа различий закладывается ролями, задачами и программами, предписанными каждому полу эволюцией, а социальные факторы монтируют на этом фундаменте надстройку.

Эволюционный подход к психологическим различиям между полами

Разделение на два пола обеспечило эволюционный прогресс и разрешило противоречие, с которым постоянно сталкивались живые организмы. С одной стороны, им нужно было меняться, чтобы приспосабливаться к меняющейся среде. С другой — сохранять себя, свою генетическую организацию. Эволюция решила это противоречие просто и изящно: специализацией двух полов. Мужской пол стал отвечать за изменение, женский—за сохранение. То есть мужской пол—экспериментальный материал, на котором эволюция вслепую опробует новые генетические признаки. Будут ли они полезны для адаптации? Может, да, а может, нет. Если окажутся полезными, то закрепятся в популяции через женский пол, которому отводится главная роль в половом отборе. Эволюционная задача самки — произвести потомство от лучшего самца. Эволюционная задача самца — как можно более широко репродуцировать свои гены, достичь эволюционного бессмертия. Каждый пол запрограммирован на решение своей задачи и действует так, словно имеет четкие инструкции, предписывающие определенный тип поведения3. Будем называть эти инструкции эволюционными программами, а предписываемые ими модели поведения — эволюционными стратегиями4. Программы пола записаны генетически, что позволяет предположить, что в сознании новорожденного младенца имеются врожденные смысловые структуры, содержащие информацию о диктуемых ими стратегиях. В дальнейшем предлагается именовать эти врожденные смысловые структуры ипостасями.

Какие программы заложены в человеке для решения эволюционных задач, связанных с полом?

Начнем с женщин. В каждого ребенка женщина вкладывает огромные личные ресурсы: девять месяцев носит плод в своем теле, затем мучительно производит на свет и длительное время, пока младенец абсолютно беспомощен, посвящает ему всю себя. От детенышей других видов человеческих детей отличает крайне затянутое детство (почти четверть жизни), в течение которого они дозревают до полноценных взрослых индивидуумов. Именно поэтому женщине, в отличие от самок других видов животных, очень сложно обеспечить жизнеспособность и полноценное развитие своего потомства без посторонней помощи. В тот период, когда мать отдает все собственные ресурсы детям, она нуждается со стороны мужчины как минимум в пище и защите. С этой особенностью связаны эволюционные программы и стратегии женщины.

Эволюционные программы женщины

1. Сохранить себя. Проявлять достаточно осторожности и осмотрительности, чтобы не погибнуть раньше времени и достигнуть репродуктивного возраста. То же самое справедливо и во время беременности и младенчества ребенка  — нужно по-прежнему сохранять себя, иначе не выживет и ребенок.

2. Привлечь сексуальных партнеров. Постараться влюбить в себя как можно больше мужчин; поддерживать сексуальный интерес избранника как можно дольше.

3. Осуществить выбор лучшего кандидата в отцы и мужья. Удерживать его при себе или найти ему замену.

4. Зачать, родить, выкормить и сохранить потомство.

Первая программа: сохранение себя

Решением этой задачи занимается инстинкт самосохранения, который, вероятно, у женщин развит сильнее, чем у мужчин. По статистике, женщины меньше рискуют собой, меньше подвержены злоупотреблениям, больше заботятся о своем здоровье. В их генах словно записан «принцип незаменимости самки», который гласит, что даже если в популяции останется один самец, он способен оплодотворить всех самок, и популяция сохранится. Если же останется одна или несколько самок, популяция исчезнет.

Стратегии программы

Есть три проверенных эволюцией способа реагировать на угрозу: прятаться, убегать или защищаться (как вариант — атаковать). Женщины, подобно самкам гоминидов — наших предков, обладают меньшей физической силой в сравнении с мужчинами. Поэтому у них было меньше шансов выжить, выбирая стратегию защиты или нападения. И больше шансов спастись, если успеть убежать, спрятаться и переждать, затаиться, слившись с окружающей средой.

Опорные психические функции

Чтобы это сделать своевременно, необходимо получить предупреждающую информацию заранее, то есть обладать особым восприятием, способным мгновенно выдавать прогноз относительно развития событий. Такое восприятие обычно именуют интуицией. Естественно, интуиция присуща не только женщинам (как и инстинкт самосохранения), однако представительницы слабого пола чаще утверждают, что полагаются на нее. Нередко за голос интуиции они принимаются плоды собственной фантазии. Поскольку в вопросе выживания лучше перестраховаться, чем проявить беспечность, женщины, у которых сильна эта эволюционная программа, склонны преувеличивать реальную угрозу и придумывать вымышленные опасности. Чрезмерное усиление этого процесса приводит к психической патологии (фобическим или параноидальным расстройствам).

Эволюционные стратегии программы сохранения себя — убегать, прятаться, пережидать, мимикрировать. Врожденную смысловую структуру, в которой они «записаны», предлагается именовать ипостасью Девы.

Вторая программа: привлечение сексуальных партнеров

Эта программа реализуется через передачу сигналов сексуальной заинтересованности, арсенал которых у представительниц нашего вида весьма богат. К ним относится «особый взгляд» (легкая улыбка, опущенные веки, глаза смотрят в сторону); одежда; использование украшений, духов и прочие ухищрения, которым несть числа. Если женщина — пусть раскрасавица — не накрашена, не на каблуках, одета в брючный костюм мужского покроя, мужчины не обращают на нее особого внимания. Зачем, если она сигнализирует об отсутствии сексуального интереса?

Стратегии программы

Женское кокетство адресуется всем представителям сильного пола, бессознательно женщина стремится приобрести как можно больше поклонников, чтобы было из кого выбирать. Еще одна стратегия: поддерживать сексуальную привязанность мужчины к себе. Гиперсексуальность (т.е. постоянная готовность женщины к сексуальным контактам) — уникальный феномен, встречающийся только у нашего вида. У других видов (за исключением мартышек верветок) самки способны к спариванию лишь во время овуляции. У самок приматов овуляция происходит ежемесячно, но они скорее гипосексуальны, чем гипер.

Опорные психические функции

Эта программа направляет половое влечение женщины к объекту, выделенному ее чувством. Последнее представляет собой активное эмоциональное суждение (иногда довольно иррациональное), свидетельствующее, что избранник обладает важными качествами. При повреждении программы половое влечение становится индифферентным и перестает служить своей эволюционной задаче.

Эволюционные стратегии этой программы: передача сигналов сексуальной заинтересованности всем заинтересованным представителям сильного пола, полового влечение к объекту, выделенному чувством, поддержание его сексуального интереса к себе. Врожденную смысловую структуру, в которой записаны эти стратегии, предлагается именовать ипостасью Первоженщины.

Третья программа: выбор лучшего партнера

Чувство как критерий выбора первично, но может быть чересчур иррационально, чтобы слепо на него полагаться. Следует наблюдать, сопоставлять, проверять прежде, чем принять решение. Вся эта долгая процедура относится к состоятельности потенциального партнера.

Стратегии программы

В мире животных:

  • промискуитет и победа самой жизнеспособной спермы;

  • столкновение самцов между собой, чтобы отдаться победителю;

  • выражение сопротивления, чтобы сильнейший сумел его преодолеть.

У людей примерно также, только более завуалировано: возбуждать ревность и сталкивать мужчин между собой; конкурировать с ними, чтобы выявить победителя; отбить «лучшего» у другой женщины, используя различные завуалированные маневры и манипуляции; обеспечить путь «в лучшие» своему мужчине, если он пока не лучший; найти ему замену в случае его потери или если он не соответствует ожиданиям.

Опорные психические функции

Наблюдение, сопоставление, сравнение, просчитывание, планирование и т.д. требуют развитого мышления.

Врожденную смысловую структуру, в которой записаны эти стратегии, предлагается именовать ипостасью Подруги.

Четвертая программа: воспроизводство и жизнеобеспечение потомства

Материнская программа является финальной и наиболее ответственной из программ, направленных на решение эволюционной задачи женщины. Три предыдущие программы носят в каком-то смысле обслуживающий характер. Некоторые из их стратегий служат исключительно тому, чтобы обеспечить помощь мужчины. Так, ипостась Девы для удержания партнера манифестирует детское поведение и потребность в опеке — на какую-то часть представителей сильного пола это действует безотказно. Ипостась Первоженщины не позволяет ослабнуть сексуальному интересу мужчины к себе. Подруга возбуждает в партнере ревность, желание вновь ее завоевывать. Женщины с развитой материнской программой привязывают мужчину уютом домашнего очага.

Материнская программа может вступать в конфликт с инстинктом самосохранения. Например, стремление к зачатию в естественной природе неизбежно приводит к беременности — периоду наибольшей уязвимости для самки. Другой пример конфликтующих программ — защита потомства и самосохранение. У большинства видов млекопитающих ответственность за детей обычно лежит на матери. Спасая детенышей, даже самые кроткие самки исполняются неистовой отваги, забывают о собственной безопасности и вступают в смертельную схватку с врагом.

Стратегии программы

«Гнездование» и поддержка домашнего уюта; стремление к зачатию; выкармливание и защита потомства. Выкармливание потомства связано со специфическим поведением самок, которое Брэм в труде «Жизнь животных» называет «сострадательной заботой». Женщина проявляет сострадательную заботу не только в период кормления младенца. Она может вообще не иметь собственных детей, например, быть монахиней, как Мать Тереза, и заботиться о слабых и нуждающихся. Не зря благотворительность — преимущественно женское занятие. Такое расширение сферы приложения сострадательной заботы эволюционно обусловлено уже упомянутой проблемой: невозможностью для матери обеспечить выживание потомства без сторонней поддержки. Когда нет помощи со стороны мужчин, женщины кооперируются друг с другом.

Опорные психические функции

Можно предположить, что эта программа опирается на сенсорное восприятие. Действительно, во время беременности основное внимание сосредоточено на ощущениях, сигнализирующих о благополучии или неблагополучии; младенчество ребенка — вновь концентрация на ощущениях, чуткая настройка на потребности малыша.

Врожденную смысловую структуру, в которой записаны эти стратегии, назовем ипостасью Матери.

Перейдем к эволюционным программам мужчины. Для выполнения своей эволюционной задачи представителям сильного пола необходимо:

1. Обрести право на сексуальную реализацию

2. Прельщать женщин

3. Конкурировать с другими мужчинами

4. Защищать своих (членов сообщества, территорию и т.д.) от чужих

Первая программа: обретение права на сексуальную реализацию

В социальной группе животных, когда детеныш мужского пола достигает полового созревания, отношение со стороны взрослых к нему резко меняется. У некоторых видов молодые самцы решительно изгоняются старшими. У других видов молодежь пытается встраиваться в систему взрослых отношений, занимая освобождающиеся нижние места в иерархической пирамиде. В традиционных человеческих обществах подростку также отводится самый низкий ранг. Чтобы стать полноценным членом сообщества и получить право на сексуальную реализацию, юноша проходит инициацию. В современном обществе неполным аналогом традиционной инициации является прохождение срочной службы, отдельные элементы которой (исключительно мужское окружение, требование беспрекословного подчинения старшим по рангу; суровые физические нагрузки; унижения, подавление амбиций новобранцев) словно почерпнуты из традиционных мужских инициаций. Однако современная армия не дает юноше более высокого уровня личной зрелости и не подтверждает эту зрелость получением полного набора прав.

Стратегии программы

В процессе обряда инициации, проводимого мужчинами и сопряженного с суровыми испытаниями, от юноши требуется отказ от амбиций и собственных суждений, подчинение авторитету; подражание; сдерживание агрессивности и при этом стремление выйти за отведенные ему узкие детские границы.

Опорные психические функции

Вытеснение страхов перед суровым обрядом надеждой, что «все будет хорошо», опирается скорее на веру, иррациональную интуитивную фантазию.

Ипостась Ученика — расположенная в бессознательном смысловая структура, которая диктует поведение, помогающее молодому человеку встроиться во взрослую систему отношений.

Вторая программа: прельщение

В животном мире период ухаживания для самца является вершиной индивидуального расцвета. Брачный успех самцов у многих видов животных обеспечивается способностью воздействовать на эстетические чувства самок. И активный пол вовсю занимается прельщением, демонстрируя дамам:

  • богатство своей окраски и многочисленные украшения (рога, хвосты, гривы, оперения);
  • разнообразные таланты (к пению, зодчеству, аллюрам и даже к свечению);
  • галантное ухаживание и настойчивое стремление к сексуальному контакту.

Программа прельщения часто противоречит инстинкту самосохранения. Сложные и броские украшения, которые самцы многих видов использует для привлечения самок, вредны для их подвижности и способности укрываться от врагов. Кроме того, самец при сватовстве пытается выставить себя перед самкой не только крупнее и ярче, но и смелее, стремится к «подвигам», сопряженным с бессмысленным риском.

Стратегии программы

У ЖИВОТНЫХ У ЛЮДЕЙ
Демонстрация вторичных половых признаков (у людей дополнительно  — предметов обладания)
Окраски, оперения, рогов, хвостов, хохлов, грив и т.д. >Автомобиля, аксессуаров, экипировки, головных уборов, усов, чубов и т.д. 
Демонстрация способностей
Силы, скорости, ловкости, благозвучного пения, силы голоса, красоты аллюров, танцев, прыжков и т.д. Силы, ловкости, скорости, интеллекта, остроумия, игры на музыкальных инструментах, силы голоса (или громкости стереосистем), эрудиции и т.д.
Созидательная активность
Построение сооружений, которые не несут никакого утилитарного значения, но создаются исключительно для того, чтобы заинтересовать самку Вырезать инициалы любимой на скамейке, сделать для нее что-то полезное или запоминающееся (повесить у нее на кухне полочку, скачать для нее фильм и т.д.)
Ухаживание
Страстные взгляды, кормление, брачные танцы, сопровождение, эротические игры и т.д. Страстные взгляды, приглашение в ресторан, комплименты, подарки, танцы, сопровождение, эротические игры и т.д.

Опорные психические функции

Избирательность полового влечения у сильного пола стремительно снижается по мере его депривации. Эта программа, по-видимому, опирается и на чувства, и на ощущения.

Ипостась Влюбленного — расположенная в бессознательном смысловая структура, которая диктует поведение, направленное на прельщение прекрасного пола.

Третья программа: конкуренция с другими мужчинами

Борьба с собратьями по виду характерна для самцов позвоночных. Даже у видов, живущих гигантскими сообществами, особи которых не имеют личных притязаний на территорию, самцы ведут между собой яростные схватки. У территориальных видов состоятельность самца определяется размером территории, которую он способен захватить и контролировать. Самец без территории теряет для самок всякую привлекательность. Территория и самка достаются сильнейшему, а определяет его опять-таки поединок. Наконец, у социальных животных поединки позволяют индивидам занять свое место в групповой иерархии.

Стратегии программы

Показательные турниры с демонстрацией силы, угрозы, акты агрессии. У многих видов поединки имеют характер ритуала, задача которого — определить, кто из противников сильнее, не нанося друг другу серьезного ущерба. Битву предваряет турнир угроз, дающий соперникам возможность оценить друг друга. Тот, кто сочтет себя более слабым, может отказаться от поединка. Только когда противники ощущают себя равными по силе, победа достигается путем кровопролития. Агрессия, которую взрослые самцы направляют друг на друга, сочетается со встроенным запретом причинять вред детенышам и самкам. Механизмы торможения агрессии тем сильнее развиты, чем лучше вооружен вид. Создание и стремительное совершенствование искусственного оружия привело к ситуации, когда «человек разумный» оказался видом, обладающим мощнейшими средствами уничтожения и слабыми инстинктивными запретами на убийство себе подобных. Программа конкуренции вызывает у мужчин агрессию по отношению друг к другу, побуждает к самоутверждению, достижению более высокого иерархического ранга, расширению личной территории и т.д.

Опорные психические функции

Можно предположить, что эта программа ввиду дефицита естественного оружия у нашего вида сопряжена с необходимостью создания искусственного, что стимулирует развитие изобретательности и интеллекта.

Ипостась Соперника — расположенная в бессознательном смысловая структура, которая подталкивает мужчину к самоутверждению.

Четвертая программа: защита «своих от чужих»

Программа коллективной защиты от хищников возникла у наших предков по ряду причин. Во-первых, они, в отличие от современных человекообразных, обитали на открытых пространствах африканской саванны. Во-вторых, в отличие от проживающих в той же саванне львов, не были настолько хорошо вооружены, чтобы справиться с врагом в одиночку. В третьих, в отличие от лошадей, не умели настолько быстро бегать. Самки и детеныши, составлявшие наиболее ценную часть стада гоминидов, могли выжить только в том случае, если им была обеспечена организованная коллективная защита со стороны мужской части группы. Именно из этой необходимости развился инстинкт защиты высших (т.е. коллективных) ценностей, пробуждающий в мужчинах полный воодушевления боевой порыв, если их ценностям что-то угрожает.

Стратегии программы

У человека разумного как социально-территориального вида к числу высших ценностей относится общее жизненное пространство. Инстинкт защиты коллективной территории с четко очерченными границами у нашего вида очень силен. Программа соперничества также запускает территориальное поведение, но цель последнего  — расширение и охрана личного пространства. Программа защиты предписывает мужчинам территориальное поведение, направленное на охрану общих границ. Или на расширение жизненного пространства своей группы путем захвата новых земель. Стратегии поведения, заложенные в мужчинах для защиты слабейших членов сообщества от хищников, а затем для охраны общего жизненного пространства, впоследствии были использованы для организации коллективной загонной охоты на крупных животных. Совместная охота требовала организованности, способности к слаженным коллективным действиям, доверия и взаимовыручки. Возникновение мужской дружбы можно приписать естественному отбору именно этих качеств.

Опорные психические функции

Запуск программы защиты сопровождается сильными эмоциями и ощущениями, которые, как и в случае программы прельщения, трудно разделить.

Ипостась Защитника — расположенная в бессознательном смысловая структура, которая побуждает мужчину действовать во имя коллективных целей своей группы.

Терминология кластерной теории сознания

Терминология предлагаемой модели использует понятийный аппарат кластерной теории сознания, разработанной М.А.Щербаковым [21]. Основные понятия, заимствованные из кластерной теории и используемые в модели: «слои сознания» и «кластеры». Исходя из данных о структуре мозга, М.А.Щербаков моделирует структуру сознания как «слоеный пирог», состоящий из нескольких информационных слоев.


Верхний слой — адаптативный — только к информации этого уровня человек может иметь сознательный доступ. Все остальные слои — бессознательное, дифференцированное от перинатального до трансперсонального по «глубине опыта», отголоски которого иногда всплывают в снах или измененных состояниях сознания. Кластеры — сложные смысловые структуры, которые формируются из множества элементарных смысловых «кирпичиков» и занимают определенную «зону смыслов», пронизывающую разные уровни сознания. В качестве морфологического аналога кластера можно представить ансамбль нейронов.

Ипостаси являются глубинными кластерами (т.е. смысловыми структурами, расположенными в бессознательных слоях). «Прорастание» их на адаптативный слой сознания зависит от факторов среды, т.е. условий воспитания и социализации, событий личной истории, социально-культурных и прочих воздействий, изучаемых в гендерном подходе. В кластерной теории все эти факторы обобщаются понятием «внешняя энергия».


Структура личности

Ипостаси являются фундаментом, на котором факторы среды строят личность. Факторы среды могут отвергать какие-то стратегии конкретной ипостаси и поощрять другие. Естественное предпочтение ребенок будет отдавать тем способам поведения, которые приводят к результату. Факторы среды могут отвергать все стратегии конкретной ипостаси, подавлять ее развитие, вследствие чего ипостась остается в бессознательном и «не прорастает» на адаптативный слой. В результате сложных психических процессов взаимодействия глубинных ипостасей между собой, с кластерами верхних слоев в соответствующих смысловых зонах и факторов среды, образуется структура личности взрослого человека. Это по-прежнему открытая система, в большей или меньшей степени способная к перестройке.

Идеальная структура личности («идеальный мужчина» или «идеальная женщина») характеризуется манифестацией на адаптативном уровне всех четырех ипостасей. Преимуществом личности с такой структурой является ее способность реагировать на внешние стимулы максимально гибко и адекватно. Недостатком — слабая устойчивость к дестабилизирующим внешним воздействиям. Под влиянием, например, неидеального супруга идеальная структура очень быстро трансформируется. Триада — структура личности, в которой на адаптативном уровне проявлены три ипостаси. Триада более устойчива к внешнему воздействию, чем идеальная структура, поскольку каждая из трех ипостасей усилена за счет четвертой, однако, и она легко перестраивается. Обладатели структуры с триадой хорошо адаптированы к жизни. Прямой противоположностью идеальной является структура личности с одной доминирующей ипостасью. Это самая устойчивая к внешним воздействиям структура, ее обладатели реагируют на стимулы инстинктивно, воспроизводя узкий набор эволюционных стратегий доминирующей ипостаси. Такой стиль поведения часто не адекватен ситуации и создает проблемы  — обладателями структуры с доминирующей ипостасью и/или окружающим. Структура личности с доминирующей парой ипостасей не только устойчива к внешним воздействиям, но и синергетична вследствие интеграции двух исходно сильных ипостасей и формирования нового глубинного кластера, расположенного между смысловыми зонами исходных ипостасей. Достигая адаптативного слоя сознания новый кластер способен придавать личности смысловую направленность, не выводимую из эволюционных программ.

Принципы типологизации, предлагаемые в модели

Невзирая на многообразие индивидуальных различий, внутри каждого пола можно обнаружить категории людей, обладающих схожими психологическими характеристиками и приоритетными способами взаимодействия с миром. То есть существуют разные типы мужчин и женщин. Люди пытались ввести некую систему в многообразие человеческих индивидуальностей еще с глубокой древности. Наиболее известной сегодня является модель психологических типов, разработанная К.Г. Юнгом [22], в которой определяющая роль отводится экстравертной или интровертной установке, а также функциям сознания.

Из идей Юнга выросло множество прикладных типологий, в частности, типология Майерс-Бригс, соционика; психософия А.Ю.Афанасьева. Сложность их применения для решения прикладных задач, связанных с взаимоотношениями мужчины и женщины, заключается в том, что эти модели построены без учета психологических различий, характерных для представителей разных полов. Авторы типологий, основанных на различиях [1], [2], [18], к сожалению, не объясняют принципов типологизации.

В предлагаемой модели тип личности определяется структурой личности и конкретными ипостасями, которые ее формируют.

Мужские и женские ипостаси отличны, поскольку эволюционные задачи, программы и стратегии у двух полов различаются. Таким образом, разница между мужчинами и женщинами встроена в предлагаемую типологию.

Континуум психических состояний зададим следующими параметрами:

а). установкой: на отношения или на достижения. При установке на отношения достижения рассматриваются как следствие умения налаживать и поддерживать контакты; собственная значимость определятся человеком через качество отношения к нему других людей. При установке на достижения взаимодействия с другими людьми важны лишь постольку, поскольку приближают к цели; собственная значимость определяется достигнутым (включая материальные объекты обладания, общественный статус, полезные связи и т.д.).

б). характером сил, которые формируют и направляют мотивацию: ось эрос— логос. На плоскости эроса мотивация направляется влечением и чувствами; суждения выносятся эмоциями. На плоскости логоса мотивацию формирует стремление к самоутверждению. Настроения и поступки подконтрольны разуму; суждения рассудочны и рациональны.


в). внутренней стабильностью: ось хаос — порядок. На плоскости хаоса человек находится в неустойчивом состоянии: самоидентификация размыта, ценности не ясны, цели не поставлены, устремления и интересы постоянно меняются, самодисциплина отсутствует, внешняя и внутренняя реальности то и дело смешиваются. На плоскости порядка полная внутренняя стабильность: ясная самоидентификация; фиксированные интересы и цели, традиционные ценности, устойчивые жизненные принципы, высокая самодисциплина.

Эти три параметра: установка, мотивация, стабильность  — могут быть предложены и для описания состояния социума. В случае социума установка на отношения означает смысловую ориентацию на связи, создающие из людей общность: язык, историю, традиции/верования/идеологию, этику и мораль. При установке на достижения приоритетными являются экономическое, материально-техническое, технологическое развитие. Аналогом эроса является культурная среда, развитие эстетики, степень обходительности, принятая в обществе. Аналогом логоса — организация власти и системы управления. Порядок — состояние стабильности социума, наличие законов, регулирующих общественные отношения, и механизмов, обеспечивающих их соблюдение. Хаос — это обновление, осуществляемое через ломку этих механизмов, временную анархию, неразбериху, смуту и беззаконие.

Смещения в психическом состоянии могут быть обусловлены разными факторами (их рассмотрение не входит в рамки данной статьи). В зависимости от направленности — в сторону эроса или логоса,  порядка или хаоса — они сопровождаются следующими изменениями.


Изменения в состоянии личности при сдвиге в сторону:

Эроса

Логоса

Хаоса

Порядка

Перенос внимания на область чувственности, появление эротических фантазий, повышение эмоционального тонуса, импульсивности, частая смена настроений, повышение внимания к внешности, актуализация творческого потенциала.

Перенос внимания на укрепление социального статуса, повышение сдержанности, рациональности, разумное и предусмотрительное планирование жизни.

Обесценивание традиционных ценностей, отсутствие самодисциплины, смешение внешней и внутренней реальности, дестабилизация.

Укрепление традиционных ценностей; рост самодисциплины, стабилизация, разделение внешней и внутренней реальности.



Изменения в состоянии социума при сдвиге в сторону:

Эроса

Логоса

Хаоса

Порядка

Расцвет искусств и эстетики, признание роли эроса, либерализация сексуальных нравов, предпочтение отдается развитию музыкальных, танцевальных, художественных способностей.

Расцвет технологий, приоритет рациональности и выгоды во всех видах деятельности, пуританские нравы, предпочтение отдается развитию логико-вербального интеллекта.

Дезинтеграция, упрощение системы, уменьшение различий в обществе, нарушение законов, уравниловка, вседозволенность, рост энтропии.

Интеграция, усложнение системы, разрастание законодательной базы, увеличение цензуры, ограничений, различий, градаций.

Определившись с континуумом психических состояний и характером изменений, к которым приводят сдвиги внутри этого континуума, перейдем к вопросу о расположении в нем ипостасей, чтобы понять специфические особенности разных типов мужчин и женщин.

Расположение ипостасей в континууме психических состояний



Ипостаси Девы и Ученика отнесем к Хаосу, где максимум потенциала и минимум внутренней определенности. Ипостась Матери и Защитника отнесем к Порядку  — области свершенности, определенности, стабильности. Ипостась Первоженщины и Влюбленного логично отнести к области Эроса (мотивация формируется чувствами, эмоциями, влечением), а ипостась Подруги и Соперника к области Логоса (мотивация рассудочная). Если говорить об установках, то для реализации стратегий ипостасей Девы (обеспечить защиту и безопасность себе) и Матери (обеспечить защиту и безопасность ребенку) чрезвычайно важно качество отношений с людьми. То же справедливо и для стратегий Ученика (подражание авторитету) и Защитника (защита коллективных ценностей).

Стратегии ипостасей Первоженщины (обольстить как можно больше мужчин) и Подруги (выбрать лучшего, добиться его расположения и т.д.) направлены на достижение определенного результата. Аналогично стратегии Влюбленного (стремление к самовыражению) и Соперника (стремление к самоутверждению) также ориентированы на результат.

Мужские и женские ипостаси, совпадающие по расположению в континууме психических состояний, названы аналогами.

Мужские и женские типы с доминирующей ипостасью

Как говорилось выше, тип личности определяется структурой личности и конкретными ипостасями, которые эту структуру формируют. При доминировании в структуре личности одной ипостаси, она и определяет тип. Женские типы с доминирующей ипостасью: Дева, Первоженщина, Подруга, Мать. Мужские типы с доминирующей ипостасью: Ученик, Влюбленный, Соперник, Защитник.

Все эти типы характеризуются, во-первых, тем, что их способы взаимодействия с миром по большому счету ограничены набором эволюционных стратегий доминирующей ипостаси. Моральные нормы конкретного общества смешно применять к эволюционным стратегиям. Однако автоматическое воспроизведение последних в неуместных и неподходящих условиях приводит к не смешным последствиям. Никто не осудит программу материнства, побуждающую дам преклонных лет с умилением засматриваться на младенцев в колясках. Но не с этой ли программой связана проблема перенаселенности? Вряд ли кто-то подвергнет критике программу соперничества, побуждающую спортсмена тренироваться до седьмого пота, отказывая себе в шумных застольях, на которые собираются его школьные друзья. Но не та же ли программа запускает бессмысленные и опасные гонки на наших дорогах? А развязывание не менее бессмысленных войн? Достаточно вспомнить продолжительную войну в Югославии в конце прошлого века, которую поддерживала немалая часть населения Европы. Европа в результате получила сотни тысяч беженцев и эмигрантов, всплеск преступности и экологические последствия от бомбежек. Разумного ответа, почему европейцы поддерживали эту не приносящую им никакой выгоды, войну, так и не нашлось. Вероятно, потому что истинные причины исходили из глубинных слоев бессознательного, в которых записаны эволюционные программы. Эволюционные программы формировались, когда не было ни оружия массового уничтожения, ни продвинутых технологий. Далеко не все предписываемые ими мотивы и способы взаимодействий между людьми адекватны современному обществу. Некоторые из них не приемлемы и крайне опасны в современных условиях.

Автоматическая манифестация эволюционных стратегий в неподходящих и не соответствующих условиях, свойственная мужским и женским типам с доминирующей ипостасью, также нередко приводит к отрицательным последствиям.

Вторая особенность этих типов — устойчивостью к внешним воздействиям. В отличие от личности с триадой, которая легко может отказаться от каких-то паттернов поведения, если те вызывают у значимого человека негативную реакцию, личность с доминирующей ипостасей способна к изменению своего поведения весьма слабо.

Третья особенность этих типов — неустойчивость положения в континууме психических состояний. На адаптативном слое доминанта узурпировала смысловые зоны трех оставшихся ипостасей. Однако они продолжают воздействовать из бессознательного на поверхностные кластеры, расположенные над их зонами смыслов. Это воздействие — архаичное, дикое, нечеловеческое — может быть таким сильным — что доминирующая ипостась впадает в крайность в прямом смысле слова. То есть меняет условно сбалансированное срединное положение и «притягивается» к полюсу наибольшего воздействия.

Для типов Дева, Ученик, Мать, Защитник смещение в континууме психических состояний идет в сторону Эроса либо Логоса. Значительного смещения в сторону Порядка или Хаоса не происходит, потому что доминирующая ипостась слишком сильна. Кластер, расположенный на той же плоскости отношений, но между Хаосом и Порядком, свидетельствует о другой структуре личности  — доминирующей паре.

Для типов Первоженщина, Влюбленный, Подруга, Соперник смещение в континууме психических состояний идет или в сторону Хаоса, или в сторону Порядка. Если кластер расположен на плоскости достижений, но между Эросом и Логосом, перед нами тип, относящийся к структуре личности с доминирующей парой ипостасей.

Крайнее изменение положения в континууме психических состояний приводит к искажению и трансформации способов взаимодействия с миром (т.е. свойств5 исходного типа). Таким образом, при структуре с доминирующей ипостасью следует рассматривать не только 4 базовых мужских и женских типа, но и 2 трансформации каждого базового типа. Впадение в крайности в континууме психических состояний чаще всего патологично. Свойства исходного типа чрезмерно усиливаются в направлении смещения. Рассмотрим этот процесс на примере женского типа «Дева».

Описание базового типа с доминирующей ипостасью Девы

Женщина этого типа не желает взрослеть и воспринимать реалии жизни. Это вечная девушка, этакий Питер Пэн в юбке, податливая, не оказывающая сопротивления в критических ситуациях, восприимчивая к чужому влиянию. Как вода принимает форму сосуда, так и Дева ведет себя в соответствии с ожиданиями и желаниями окружающих. Одобрение людей Дева интуитивно воспринимает как гарантию безопасности, а безопасность играет для нее самую существенную роль. В зависимости от внешней среды, Дева более пассивна или более активна. Активность Девы обычно связана с выполнением социально одобряемой миссии. Но чаще Дева пассивна. Ее собственные желания слабо проявлены, а цели не поставлены. Если же и поставлены, то ей не хватает решимости и упорства предпринять реальные шаги по их достижению, она до последнего надеется, что все произойдет само собой. Рядом с ней должна находиться родительская фигура, которая лучше знает, как ей жить — неважно, кто из близких вынужден исполнять эту роль, хотя бы ее собственные дети. Сама она точно не принимает свою жизнь всерьез и не берет за нее ответственности и реальных обязательств.

Дева — фантазерка, склонная убегать в воображаемую реальность. Нередко увлекается мистикой, настроена на тонкие взаимосвязи, пронизывающие вселенную. Дева обладает развитой интуиций, но часто за голос интуиции принимает плоды своего богатого воображения. Может просто насочинять события, а потом убежденно доказывать, что они происходили на самом деле. В отношениях с людьми Дева нередко проявляет болезненную мнительность, беспрерывно домысливает, что именно имели в виду другие люди, ищет во всем скрытые значения. Любит себя жалеть, с умилением представляет, как близкие, не ценившие ее по достоинству при жизни, будут заламывать руки и произносить полные раскаяния речи над ее могилой. Стареющая Дева часто находит прибежище в религии или тихо угасает под любовные сериалы и романы — суррогатные заменители собственной нереализованной жизни. Бывает, Дева озлобляется на несправедливый мир и поносит его безнравственность, либо изводит знакомых жалобами и дурными предчувствиями.

Сдвиг в континууме психических состояний

Если Дева влюбляется, сдвиг направлен в сторону Эроса. Влюбленная Дева видит в своем предмете лишь то, что ей хочется, пропуская настораживающие моменты. В отношении избранника Дева проявляет легковерие, потакает ему во всем, из-за чего часто оказывается жертвой обмана. Разоблачение обмана может стать для нее столь сильным потрясением, что женщина доходит до сумасшествия или суицидальных действий. Все люди тяжело переживают душевные травмы, но женщины этого типа — особенно. Способность Девы уходить в воображаемый мир, изначально предназначенная для сохранения душевного здоровья, при чрезмерном развитии перестает выполнять свою оберегающую функцию и работает против женщины. На внутренних весах Девы фантазийная любовь обретает значение, несоизмеримо большее, чем все остальное, включая жизнь.

Жертва — трансформация типа Дева при крайнем сдвиге в сторону Эроса.

Если сдвиг направлен в сторону Логоса, она начинает концентрироваться на неприятных впечатлениях, а ее богатое воображение раздувает их до размеров реальности. При самом крайнем сдвиге в сторону Логоса, максимально удаленная от Эроса и от любви Дева превращается в Ханжу. Ханжа стремится быть благочестивее господа Бога, но при этом преисполнена злобы на весь мир.

Ханжа — трансформация типа Дева при крайнем сдвиге в сторону Логоса.

Искажение свойств типа Дева в зависимости от направленности внутренних процессов, показано в таблице6.

СВОЙСТВА ЖЕНСКОГО ТИПА ДЕВА

УСИЛЕНИЕ В СТОРОНУ ЭРОСА

В НОРМЕ

УСИЛЕНИЕ В СТОРОНУ ЛОГОСА

Нереалистичность

Богатое воображение

«Раздувание» неприятных впечатлений

Идеализация

Наивность

Морализаторство

Потакание

Желание быть «хорошей девочкой»

Показное благочестие

Тревожность

Интуитивность

Мнительность

Слезливость

Чуткость

Паникерство



Наконец, четвертой особенностью мужских и женских типов с доминирующей ипостасью является высокая вероятность заключения симилярного союза (брака). Симилярный брак  — союз мужчины и женщины, у которых доминируют ипостаси-аналоги. Этот брак основан на сходстве мужа и жены, на начальном этапе отношений супругам очень комфортно друг с другом.

Однако, золотой век их супружеских отношений, как правило, недолог, поскольку в симилярных браках взаимное влияние мужа и жены друг на друга приводит к явлению, схожему с резонансом в колебательной системе. Суть этого физического явления заключается в следующем. Если возбуждающая внешняя частота совпадает с собственной частотой колебательной системы, последняя оказывается особенно отзывчивой на внешнее воздействие.

В симилярном союзе «собственные частоты» (психические состояния) обоих партнеров очень близки, поскольку расположение ипостасей-аналогов в континууме состояний совпадает. Таким образом, каждый партнер испытывает со стороны второго партнера воздействие на частоте, близкой к его собственной. В результате возникает эффект, сильно напоминающий рост амплитуды колебаний в физической системе. Т.е. у каждого из партнеров резко усиливаются свойства доминирующей ипостаси, что провоцирует деструктивное поведение. По этой причине вероятность распада симилярного союза весьма высока. Если же такой союз сохраняется, то оказывается весьма далек от первоначальной идиллии. Рассмотрим этот процесс на примере симилярного союза Ученик —Дева.

Симилярный союз: Ученик—Дева

В начале знакомства Деву привлекает доброжелательность и конформность Ученика. Он с удовольствием разделяет с ней свои увлечения, развеивает ее тревоги своим легким, как ей кажется, отношением к жизни, заражает ее духом игры, понимает ее эмоциональные потребности, умеет быть ласковым и нежным. Все это крайне важно для Девы. Ученик рядом с ней чувствует себя непринужденно  — ведь Дева видит в партнере только то, что хочет видеть. Поэтому Ученик без труда скрывает от нее свой страх перед жизнью, прикрываясь эрудицией или волевым подбородком. Все у них обстоит прекрасно, пока на пути пары не возникает серьезная жизненная трудность. Например, рождается ребенок, а денег на жизнь мало. Пара очень надеется, что ситуация «рассосется» сама собой, но этого не происходит. И тогда оба партнера пасуют. Ученик симулирует кипучую деятельность, обычно без особого успеха. А Дева стимулирует его жалобами на то, как она несчастна. Она ожидает, что муж будет нести бремя ответственности и играть роль отца, а обнаруживает, что он — такой же растерянный ребенок, как она сама. И начинает клеймить мужа словом «ничтожество», надеясь таким образом заставить его стать поэнергичней. Результат чаще всего получается обратным. «Любимая обо всем догадалась,  — смекает мужчина-Ученик,— значит, можно расслабиться». И он уютно устраивается на диване.

В союзах, которые нельзя отнести к симилярному типу, взаимное влияние партнеров с доминирующими ипостасями друг на друга не приводит к явным закономерностям. Тем не менее, исходя из особенностей типа мужчины и женщины, образующих пару, можно прогнозировать наиболее вероятные трудности, с которыми может столкнуться пара.

Заключение

Предлагаемая модель мужских и женских типов позволяет выходить на значимый уровень обобщений и объясняет причины многих психологических проблем на уровне отдельной личности, пары, семьи, с которыми работают психологи-практики. Она является теоретическим инструментом, который удобно использовать в индивидуальном и парном консультировании, а также в тренингах личностного роста. Десятилетний опыт изложения автором этой модели в консультационной практике и на тренингах Института развития личности показывает хороший уровень ее понимания.

Литература.

  1. Болен Д.Ш. Богини в каждой женщине. Новая психология женщины. Архетипы богинь. М.: София, 2005. 272 с.

  2. Болен Д.Ш. Боги в каждом мужчине. Архетипы, управляющие жизнью мужчин. М.: София, 2005. 304 с.

  3. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение.М.: Мир, 1988. 248 с.

  4. Брэм А.Э. Жизнь животных т.1.

  5. Бутовская М.Л.Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции. https://ethology.ru

  6. Вейнингер О. Пол и характер. М.:Астрель, 2012. 512 с.

  7. В.Вельков Для чего нужно половое размножение или почему любовь прибавляет ума…. https://ethology.ru

  8. Геодокян В.А. Эволюционная теория пола. https://ethology.ru

  9. Грошев. И. Амурные маневры. https://ethology.ru

  10. Докинз. Р. Эгоистичный ген. М.: Мир, 1993. 317 с.

  11. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. СПб. изд. Петроглиф, М., изд-во МЦМНО 2009, 352 с.

  12. Козлов В.В. Шухова Н.А. Гендерная психология. М.: Речь, 2010. с.270 с.

  13. Кречмер Э. Строение тела и характер. М.: Эксмо, 2003. 416 с.

  14. Леонгард К. Акцентуированные личности. М.: Эксмо, 2002. 448 с.

  15. Лоренц К. Агрессия. СПб.: Амфора, 2001. 348 с.

  16. Протопопов А.И. Трактат о любви, как её понимает жуткий зануда. https://ethology.ru

  17. Системная семейная терапия: классика и современность. Составитель А.В.Черников. М.: Независимая фирма «Класс», 2005. 400 с.

  18. Хамитов Н. М.: Философия и психология пола. Институт общегуманиторных исследований, 2001. 222 с.

  19. Хорни К. Женская психология. СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа. 1993. 221 с.

  20. Хьелл Л., Зиглер Д.Теории личности. СПб.: Питер, 2003. 608 с.

  21. Щербаков М.А. Семь путешествий в структуру сознания. М.: В.Секачев, 1998. 304 с.

  22. Юнг К.Г. Психологические типы. СПб.: Азбука, 2001. 731 с.

1 «Генида представляет, по-видимому, форму ощущения низжих существ и, возможно, многих растений и животных». [6]

2 Источники: [5], [7], [8], [9], [10], [11], [15], [16] и др.

3 Присутствие устойчивых, генетически определенных тенденций в поведении животных было показано этологами К. Лоренцом и Н. Тинбергеном.

4 Концепция эволюционно стабильной стратегии введена М. Смитом (J.Maynard Smith). Этих стратегий придерживаются все члены данной популяции, их невозможно улучшить, а отклонение от них наказывается отбором.

5 Свойства типа — ассоциативный шифр, используемый для удобства описания способов поведения, которым представители этого типа отдают предпочтение.

6 В таблице приведены далеко не исчерпывающие, а лишь некоторые типичные свойства Девы.



2013:05:14
Обсуждение [0]