Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем
Не в тему

Все | Индивидуальное поведение | Общественное поведение | Общие теоретические основы этологии | Половое поведение


список статей


Подопотный руководитель
А. Степнов
Обсуждение [1]

Записки от профессора Северо-Западного университета в Иллинойсе Адама Галински студенты получали в закрытых конвертах. «Вас назначили руководителем группы, - сообщал ученый. - Обязанности подчиненных и размер их вознаграждения теперь определяете только вы». Это были результаты теста, который закончился всего час назад. Психолог набирал участников для своего нового эксперимента. Подопытным предстояло работать в группах и решать самые разные задачи. Координировать действия добровольцев должны были специально назначенные руководители - самые способные из студентов. Для того чтобы ученый мог отобрать лучших, волонтерам пришлось выдержать настоящий экзамен.

Галински обманул своих подопечных. На самом деле от результата теста ровным счетом ничего не зависело - их никто и не проверял. Победителей конкурса ученый выбрал случайно. Но мало того, поздравительные записки получил каждый второй участник эксперимента. Психолог добивался одного: избранные должны были почувствовать собственную значимость. Галински изучал, как на человека действует ощущение собственной власти. Оказалось, что даже весьма условные «назначения» делают людей более решительными.

Этому эксперименту уже семь лет. Сейчас такие опыты стали очень популярным направлением в психологии. В 2007 году ученые доказали, что высокий статус влияет на то, как мозг человека воспринимает информацию. А совсем недавно появилась работа, доказывающая, что чувство власти, пусть и формальной, заставляет людей вести себя аморально, например - воровать.

НАЖМИ НА КНОПКУ

Впрочем, в своих исследованиях Галински так далеко не заходил. Он решил испытать терпение своих подопечных. Ассистенты ученого развели его подопечных по отдельным комнатам. Там студентов усадили за стол и заставили заполнять анкеты. Все это время Галински наблюдал за поведением участников эксперимента с помощью скрытой камеры. Психологу было на что посмотреть. Дело в том, что на столе перед каждым подопытным стоял вентилятор. Прибор работал на максимальных оборотах и располагался так, что струя воздуха била прямо в глаза - это очень раздражало.

Многие студенты вели себя робко и не отключили прибор. Более решительные участники эксперимента отодвигали вентилятор в дальний угол стола или просто выдергивали его из розетки. Чаще всего так поступали именно те добровольцы, которых психолог перед этим «назначил» начальниками. Им помогало сознание собственной важности.

Это ощущение может повлиять не только на характер, утверждает психолог из британского Университета Кента Анна Гинот. В 2007 году она доказала, что даже простые мысли о власти влияют на то, как человеческий мозг обрабатывает информацию. Исследовательница поручала своим подопечным написать небольшое сочинение. Добровольцы должны были вспомнить и изложить на бумаге несколько событий из своей жизни. Одной половине участников эксперимента психолог предложила написать о случаях, когда их решениям подчинялись окружающие люди. Другие подопечные вспоминали менее приятные истории, когда следовать чужой воле приходилось им самим.

После этого добровольцев ожидало еще одно задание. На установленном перед ними экране с большой скоростью появлялись и исчезали буквы. Подопытные должны были успеть опознать эти символы и дать устный ответ. Гинот усложнила эту задачу с помощью простого трюка. Возникающие на мониторе буквы в свою очередь состояли из других символов. Например, «Е» была нарисована с помощью множества небольших «А». Это должно было постоянно отвлекать участников эксперимента. Размышлявшие о собственной власти добровольцы справлялись с заданием быстрее своих коллег - они опознавали буквы в среднем на тридцать миллисекунд быстрее. «Все указывает на то, что у таких участников эксперимента повышалась способность концентрировать внимание на задаче», - объясняет Гинот. Простое напоминание о власти оказалось неплохим стимулом.

Но в новой работе, которая будет опубликована в ближайшее время, исследовательница описывает неприятный побочный эффект от такой самоуверенности. Гинот заставила участников эксперимента выполнять несложные задания на компьютере. Предварительно ее подопечные прошли психологическую обработку - они писали сочинения, как и в прошлый раз. Затем исследовательница ознакомила добровольцев с задачами и попросила оценить, сколько времени у них может уйти на решение. Подопытные Гинот все как один оказались оптимистами - их оценки заметно расходились с действительностью. Но сильнее всего себя переоценивали именно те участники эксперимента, которых психолог заставила на время почувствовать себя важными. «Это поучительное наблюдение, - размышляет Гинот. - Что-то подобное наверняка происходит и в реальных условиях».

УСПЕШНЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ

Мало того, что, размышляя о собственной значимости, люди начинают переоценивать себя, они еще и перестают обращать внимание на окружающих. Это доказала в своем исследовании американский психолог Джудит Холл. Она разбивала добровольцев на пары и заставляла разыгрывать короткие сценки. Один из участников тандема изображал из себя владельца картинной галереи, а другой - его подчиненного. Вместе они должны были отобрать несколько экспонатов для новой выставки. Для пущей достоверности психолог снабдила добровольцев репродукциями картин, и они всерьез спорили о художественных достоинствах каждой из них. Все это время за подопечными Холл следила скрытая камера.

После того как участники эксперимента заканчивали это представление, исследовательница обращалась к ним с неожиданной просьбой. Добровольцы должны были вспомнить, как вел себя собеседник. Затем полученные описания манер и жестов исследовательница сравнивала с видеозаписью. Оказалось, что лучше всего поведение партнеров помнят подопытные, находившиеся в подчиненном положении. А вот начальники, судя по всему, не обращали на своих коллег особенного внимания. Это не случайно, считает Холл. Внимательно следить за поведением окружающих - удел тех, кто обладает низким социальным статусом. Так, по крайней мере, обстоят дела у ближайших родственников людей - приматов. Доминирующие особи в стае редко удостаивают своих подчиненных особым вниманием.

«Иерархия сохраняет огромное значение и в человеческом обществе», - соглашается Йорис Ламмерс, психолог из Университета Тилбурга в Нидерландах. Он допускает, что все наблюдения его коллег можно объяснить эволюционным прошлым человека. Сам Ламмерс по первому образованию политолог. Психологией он заинтересовался потом. «Существует масса исторических примеров того, как власть меняет поведение людей, - рассказывает ученый. - Однажды мне стало интересно: а вдруг в этом и правда есть система?»

В недавней работе ученый наглядно подтвердил свое предположение. Он разбил своих подопечных на небольшие группы и выбрал лидеров. Подопытные вместе работали над решением разнообразных задач. А затем ученый выплачивал каждому из них денежное вознаграждение. Его размер определяли сами участники эксперимента. Для этого они несколько раз бросали игральную кость. Выпавшие очки складывались, и от этой суммы зависел размер причитающегося добровольцам гонорара.

За ходом жеребьевки ученый специально не следил, это была самая настоящая провокация. Его подопечные сами вписывали в анкеты результат, а затем получали деньги. Уже потом Ламмерс сравнил успехи начальников и подчиненных. Оказалось, что лидеры часто указывали в бланках подозрительно высокие результаты. «Конечно, это можно списать на то, что всем им тогда феноменально везло, - смеется Ламмерс. - Но есть и более очевидное объяснение». Получившие «власть» участники эксперимента не собирались участвовать в нем на общих основаниях. Они нарушали правила и вознаграждали себя по собственному усмотрению.



2010:04:12
Обсуждение [1]


Источник: runewsweek.ru