Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем
Не в тему

Все | Индивидуальное поведение | Общественное поведение | Общие теоретические основы этологии | Половое поведение


список статей


Как злость в горле
А. Степнов
Обсуждение [0]

Когда в 1942 году нефтяные компании добрались до территории индейцев ваорани в Эквадоре, те устроили им традиционный прием: убили трех сотрудников Shell. Через семь лет число погибших достигло 12 человек, и Shell просто свернула работу. Какой-то особой ненависти к нефтяникам ваорани не испытывали - просто убивали всех, кто заходил на их территорию. В 1958 году миссионеры наконец смогли установить с ними мирный контакт. Тогда стало ясно: ваорани одинаково охотно убивают и своих, и чужих - это одно из самых агрессивных племен на планете.

Недавно ученые опубликовали итоги первого масштабного исследования ваорани (см. Make love not war, «Русский Newsweek» №21, 2009). Оказалось, что агрессивность у мужчин не способствует их репродуктивному успеху. Более того, она даже немного уменьшает его. Это противоречит распространенной теории о том, что быть агрессивным выгодно. Например, в своей работе 1988 года антрополог Наполеон Шаньон показал, что в другом свирепом южноамериканском индейском племени яномамо у мужчин, которые кого-нибудь убивали, в среднем больше жен и детей.

Устройство современного общества изучать сложнее, чем организацию примитивных племен. «Мы научились скрывать агрессию, - говорит профессор Марина Бутовская, завсектором кросс-культурной психологии и этологии человека Института этнологии и антропологии. - Но в детях ее еще можно обнаружить на простом, биологическом уровне». Бутовская и ее коллеги изучали, как агрессия проявляется у детей разных национальностей.

«Биологические основы агрессии одинаковы для всех, - говорит Бутовская. - У индейцев и у московских школьников срабатывает один и тот же принцип свой–чужой». Ученые выяснили, что более агрессивные школьники подходят к собеседнику на более короткое расстояние, тем самым вторгаясь в личное пространство. Это вызывает у человека дискомфорт и может спровоцировать ответную агрессию.

ХОДЯТ ТУТ ВСЯКИЕ

Агрессию удобнее всего изучать на тех, кто проявляет ее охотно и часто. Когда ваорани - чемпионы по агрессивности - перестали убивать каждого встречного, ими стали активно заниматься ученые. Группа исследователей под руководством Стивена Беккермана опросила 121 вао (единственное число от «ваорани») в 23 селениях. Всем опрошенным было на тот момент более 50 лет, то есть они обладали богатым жизненным опытом. Опросив их, ученые восстановили историю жизни 95 воинов. Оказалось, что у самых агрессивных воинов жен и детей было в среднем меньше, чем у их более мирных собратьев. «Кто захочет отдавать свою дочь за человека, которого могут убить? - спрашивает Беккерман. - Ведь ее, скорее всего, тоже убьют».

Нападая на соседнее селение или осуществляя кровную месть, ваорани убивают и мужчин, и женщин. Яномамо же забирают женщин с собой, тем самым повышая свой репродуктивный успех. Кроме того, у яномамо, в отличие от ваорани, причиной «гражданских войн» может быть только кровная месть. Традиция требует, чтобы мстители, перебив нужное количество народа, прекратили открытые боевые действия - как минимум на время, за которое подрастает новое поколение. Таким образом, яномамо меньше боятся за своих детей. Репродуктивный успех у яномамо как у племени выше, чем у ваорани.

Другой подход к повышению рождаемости - у мужчин воинственного африканского племени датога. Их уже несколько лет изучает Российская комплексная экспедиция под руководством Марины Бутовской. «Война для них - способ пополнить поголовье скота, - объясняет Валентина Буркова из Института этнологии и антропологии РАН. - А чем больше у тебя скота, тем выше статус, больше жен и детей. Но для таких операций нужны не только агрессия, но и мозги».

Бывает, что молодой датога убивает соседа масая и родственники дарят ему коров в знак уважения. Но если датога будет агрессивным сверх меры и соседи придут мстить, то у него будут большие неприятности из-за того, что он накликал беду на своих родных. «Агрессия в чистом виде никогда не приносит очевидной пользы, - считает Буркова. - Агрессивный мужчина будет плохим отцом, его не выберут женщины».

УМЕРЕННОСТЬ В БЛИЗОСТИ

Умение регулировать уровень агрессии отличает современное общество от племен первобытных охотников и скотоводов. Последние несколько лет российские антропологи наблюдали за взаимоотношениями 1417 детей разных национальностей в школах Москвы, Владикавказа, украинского села Криничное и поселка Октябрьский в Челябинской области. Они изучали индивидуальные, культурные и ситуативные факторы, которые могут вызывать агрессию.

Некоторые культурные различия с первого взгляда кажутся довольно неожиданными. Например, оказалось, что выходцы с юга быстрее мирятся, чем москвичи или челябинцы. Весь их культурный опыт подсказывает, что проще помириться, чем в будущем иметь большие проблемы вплоть до кровной мести.

Также выяснилось, что один из главных показателей степени агрессивности ребенка - расстояние от собеседника, которое он держит в личном общении. «Это та невидимая граница, нарушение которой вызывает конфликт, - говорит Валентина Буркова. - В своей крайней форме это приводит к драке».

Снизить напряженность просто: надо соблюдать нормы пространственного поведения, которые приняты в данном обществе. Это особенно актуально для современных городов - например, для Москвы, где этнический состав за последние годы резко изменился. В столице растет число школ, где обучаются дети разных национальностей.

Со стороны методика работы ученых может показаться очень забавной: они прохаживаются по школьному коридору во время перемены и наблюдают за школьниками. «Мы подходим к детям, которые общаются, и просим их замереть, - объясняет Юлия Феденок, сотрудник учебно-научного центра социальной антропологии. - А потом рулеткой измеряем расстояние между головами, торсами и ногами». Сначала дети смеются и принимают искусственные позы, но через два-три дня привыкают.

Выяснилось, что мальчикам из Владикавказа комфортнее общаться на расстоянии 30 см, а москвичам - на 35-сантиметровой дистанции. Примерно такая же разница наблюдается и у девочек. Кроме того, в обеих культурах более агрессивные индивиды ближе подходят к собеседнику (в том случае, если он того же пола). Те, кого сверстники считают агрессивным, кто пытается утвердить свой доминирующий статус, чаще нарушают дистанцию. У собеседника это вызывает отторжение. Если он пуглив, то старается отодвинуться подальше, если нет - может проявить агрессивность в ответ.

Нарушитель личного пространства в любом случае проигрывает. В феврале социолог из Университета Мичигана Роуэлл Хьюсман показал, что такой человек, скорее всего, будет проигрывать всю жизнь. Хьюсман воспользовался данными работы 1960 года. Тогда психолог из Университета Айовы Леонард Ирон проводил масштабное исследование детской агрессивности. Ирон разработал специальный метод, с помощью которого оценил агрессивность 856 человек. Полученные показатели были на удивление устойчивыми. Повторив свой опрос через несколько лет, психолог убедился в том, что с возрастом агрессоры не сильно меняют свое поведение.

Хьюсман собрал максимально подробную информацию об участниках исследования Ирона. Оказалось, что оценки агрессивности полувековой давности позволяют неплохо предсказывать дальнейшую судьбу школьников. По сравнению со своими спокойными товарищами отъявленные задиры были менее счастливы в браке и чаще разводились. На этом проблемы агрессоров не заканчивались. Буйный нрав мешал их карьере, и в среднем они заметно меньше зарабатывали.



2009:06:01
Обсуждение [0]


Источник: Русский Newsweek