Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем
Не в тему

Все | Индивидуальное поведение | Общественное поведение | Общие теоретические основы этологии | Половое поведение


список статей


Господа, вы — звери!
А. Константинов
Обсуждение [0]

На весьма любопытном сайте http://ethology.ru [1] регулярно появляются новости этологии — науки о поведении животных. Но вряд ли я стал бы зачитываться наблюдениями натуралистов, если бы добрая половина этих новостей не была посвящена одному-единственному животному — человеку. Во время последнего виртуального визита моему пытливому уму предложили три опуса. Один — о том, что страх перед змеями имеет инстинктивную природу и возникает даже у детей, незнакомых с их гнусными повадками. Впрочем, доводы, приведенные исследователями в доказательство этой банальной мысли, не показались мне особенно убедительными, хоть я, сколько себя помню, всегда боялся змей.

Другое произведение докапывалось до корней расизма, тоже инстинктивных. Оказывается, одной из причин дискриминации чернокожих является то, что они напоминают белым обезьян. При виде, допустим, афророссиянина власть над неокрепшим сознанием аборигенов захватывает инстинкт изоляции вида, который не велит совокупляться с приматами других видов и внушает нам вражду к «понаехавшим». Тут и экспериментальное обоснование неплохое. Вот только никакой враждебности к чернокожим братьям и, тем более, сестрам я никогда не ощущал, как, впрочем, и вожделения. Но мой друг Ача-баба, когда-то водивший меня по Индии, делил там всех на «чернозадых обезьян» (местных) и «белозадых обезьян» (нас, туристов), что не мешало ему понимать и любить и тех и других.

Третье исследование сообщало, что задать направление крупной группе людей могут лишь немногие, а 95% всегда бессознательно следуют за лидерами. Снова, в общем-то, банальная мысль, и снова вывод об инстинктивной природе нашего поведения. «Наблюдаются четкие параллели с поведением групп животных», — заключает статью профессор Краузе. Этим глубокомысленным резюме можно закончить любой текст о людях, опуб­ликованный на сайте. После такого чтива начинаешь чувствовать себя кем-то вроде крупного грызуна.

Конечно, этология и не может прийти к другим выводам: исследования построены так, что, кроме инстинкта в качестве универсальной объяснительной конструкции и параллелей с поведением животных, никаких иных результатов не предусмотрено. А с другой стороны, иногда невольно задумываешься: а есть ли она, эта особая человеческая природа, отличающая нас от животных? Кстати, прекрасный художественный фильм на эту тему — Human Nature наши прокатчики переименовали в «Звериную натуру». А уж они-то знают жизнь!

Или взять, простите за упоминание, телезоопарк «Дом-2». Ничего, кроме этологии: борьба молодых самок за элитных самцов, доминирование, кооперация, агрессия, выживание — инстинкты, стимулы и реакции без прикрас и особых надстроек. Почему-то эта передача вызывает у меня некоторый ужас, хотя вообще-то я не впечатлительный. То есть понятно почему: не то страшно, что мы произошли от животных и носим в себе свою животную природу, а то, что за ней порой не видно природы человеческой — и не в каких-то экстремальных, предельных ситуациях, а в самых обычных, бытовых. Разительный, кстати, контраст с передачей «В мире животных»: там Дроздов своим волшебным присутствием возвышает зверей до существ, подобных людям в истинном смысле этого слова.

Вот только в чем он, этот истинный смысл? Вроде бы и знаем, а сказать не можем. Наука, кстати, тоже не может. Департамент стратегического научного планирования при Евросоюзе недавно выделил 40 млн евро на то, чтобы как-то продвинуться в вопросе о том, что именно делает человека человеком. Не так-то, оказывается, просто ответить на этот вопрос. А у этологов ответ готов: человек — это один из видов животных. И только. Никакой тайны нет.

Любовь, говорите? Без сомнения, инстинкт. Благородные стремления? Предопределены генетически — биологические механизмы справедливости, альтруизма, сострадания во многом уже изучены. Умение различать добро и зло? Основано на генетически запрограммированной способности отличать друга от врага, приятное от неприятного, дальнейшее — дело научения. Разум? Ну, во-первых, скорее зачатки разума, а во-вторых, наши желания и цели задаются чаще всего теми же инстинктами, а наш хваленый ум служит лишь инструментом их осуществления.

Что же, остается только обижаться на психоаналитиков, сводящих наше столь потрясающе разумное поведение к малосимпатичным инстинктивным и бессознательным импульсам, и подавать в суд на Дарвина — ну не хотим мы происходить от обезьяны, сам он это слово! Я, впрочем, читаю новости этологии совсем не затем, чтобы разбередить свой комплекс неполноценности по поводу животного происхождения. Просто, мне кажется, «звериная натура» будет тем больше управлять нами, чем больше мы будем закрывать на нее глаза.

Ж. "Русский репортер". www.rusrep.ru

 

 



2008:11:25
Обсуждение [0]


Источник: Эксперт