Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем
Не в тему

18 февраля 2019 года (вторник) в 19:30
В центре "Архэ-Лайт" (Москва)

Состоится лекция «Инстинкты человека»

Подробности

Все | Индивидуальное поведение | Общественное поведение | Общие теоретические основы этологии | Половое поведение


список статей


Фактор симпатичности как фактор эволюции
Н. Энждиер
Обсуждение [0]

Если от одного вида малыша-панды Таи Шан, живущего в Национальном зоопарке, ваше сердце не растает, то, посмотрев на толпу восхищенных зрителей, вы, наверное,  все-таки разомлеете.

Звонкий голос смотрителя перекрывает гомон: "Так, ребята! По пять охов и ахов на человека, и пропускайте других поближе".

"Пандомания" не единственная причина, по которой 2005 год стал исключительно симпатичным. Летом фильм о другом черно-белом очаровашке – императорском пингвине – стал самой кассовой из документальных картин всех времен. Продажи таких маленьких, миловидных автомобилей как Toyota Prius и Mini Cooper резко возросли, а несимпатичных внедорожников – сократились.

В фасонах женской одежды миловидность победила чувственность и гламурность. И даже Кинг Конг стал немного симпатичнее.

Исследователи, изучающие эволюцию визуального восприятия, определили широкий набор черт и манер поведения, благодаря которым люди, животные и вещи выглядят симпатично. Это, например, ясные, смотрящие вперед глаза, расположенные низко на большом округлом лице, большие круглые уши, свободно висящие передние конечности, походка вразвалку.

Ученые говорят, что симпатичность ассоциируются с самым ранним возрастом, незащищенностью, безобидностью и беспомощностью, и внимание к этим качествам легко объяснить с точки зрения теории Дарвина. Как и животные, младенцы которых настолько трогательно беспомощны, что не могут самостоятельно дотянуться до материнской груди, люди, должно быть, устроены так, чтобы быстро реагировать на любые проявления желания младенца.

По словам исследователей, "определитель симпатичности" у людей настроен так, что они принимают за симпатичное почти все, что хотя бы отдаленно напоминает им младенца или часть его тела. Чем больше "факторов симпатичности" у животного или предмета или чем сильнее их воздействие, тем более сильную и ярко выраженную реакцию они провоцируют.

Зная, что многие жители Флориды испытывают необыкновенно теплые чувства к морским коровам (ламантинам), похожим на перезревшую картошку с забавной мордашкой, Роджер Рип из Флоридского университета сказал, что эти звери вызывают симпатию благодаря контрасту. "Люди живут лихорадочно, они поглощены заботами, а потом они смотрят на это медлительное животное, на этого кроткого гиганта, видят, как он переворачивается на спину, чтобы ему почесали животик, - говорит доктор Рип. - Это выглядит очень мило. И хотя ламантин трое больше вас и в 20 раз тяжелее, вам хочется залезть в воду и побыть рядом с ним".

Результаты последних исследований показали, что при виде симпатичного возбуждаются те же самые центры удовольствия в мозге, которые, срабатывают от занятий сексом, хорошей еды или приема таких психотропных препаратов как кокаин. Этим можно объяснить тот факт, что каждый, стоящий у клетки с пандой, широко улыбается.

Желание видеть симпатичное исконно и широко распространено, но исследователи говорят, что его сила и важность неодинаковы в разных культурах и в разных эпохах.

Эксперты отмечают, что "мания симпатичности" наиболее остро проявляется в Японии, где ее называют "каваии". Здесь она проникла в самые, казалось бы, мужские сферы жизни. Водители грузовиков прикрепляют к приборным панелям открытки "Привет, Киска". Полицейские оживляют рекламные щиты, призывающие соблюдать безопасность, и плакаты "Их ищет полиция" фигурками двух веселеньких мышек.

По мнению Брайна Маквея, который изучает Восточную Азию в Университете Аризоны, в основе этого феномена – иерархическая природа японской культуры. "Симпатичные образы используют для того, чтобы смягчить условия вертикально организованного общества и проявить власть, не прибегая к угрозам", - говорит ученый.

Рекламодатели могут адаптировать свои стратегии, максимально близко настроив их на частоту работы нашего врожденного "радара", распознающего симпатичное в похожем на детей. Но, по словам ученых, сами младенцы в ходе эволюции вовсе не становились симпатичнее. Большинство их выдающихся качеств предопределены требованиями анатомии и мозга человека и становятся привлекательными в глазах тех, кто заботится о детях, лишь потому, что иначе младенцам не выжить.

Гигантская панда – другой практический пример случайной симпатичности. Хотя она и относится к семейству медведей, в основном плотоядному, панда предпочитает есть бамбук.

Так получилось, что многие из эволюционных изменений, которые позволяют ей продержаться на столь строгой диете, обеспечивают симпатичный вид панды даже во взрослом возрасте. Когда панда сидит на дереве и начинает расщеплять стебли бамбука, выглядит она мило. Кроме того, "человеческая" осанка и лапы – тоже нужны, чтобы так питаться. "Руки" медведя должны быть свободны, чтобы ими можно было очищать стебли бамбука от листьев. 

Также как и "фрак" пингвина, двухцветная шкура панды выполняет две функции. С одной стороны, она позволяет медведю слиться с пестрыми зарослями бамбука. С другой стороны, резкий контраст светлого и темного может служить неким "социальным сигналом", позволяющим одиноким медведям находить, когда настанет время, столь же симпатичных партеров.
 


2006:01:17
Обсуждение [0]


Источник: Известия