Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем
Не в тему

18 февраля 2019 года (понедельник) в 19:30
В центре "Архэ-Лайт" (Москва)

Состоится лекция «Инстинкты человека»

Подробности

Все | Индивидуальное поведение | Общественное поведение | Общие теоретические основы этологии | Половое поведение


список статей


Маугли наоборот
Н. Резник
Обсуждение [0]

За новорожденными обезьянками ухаживали, как за грудными младенцами История Маугли, человеческого детеныша, выросшего среди диких зверей, - занимательный вымысел. Рассказ о детенышах макаки, выкормленных и воспитанных людьми, не менее занимателен, но это чистая правда. Макаки-резус, которые живут в приматологических лабораториях Института эволюционной физиологии и биохимии им. Сеченова и Института физиологии им. Павлова РАН, в неволе размножаются, но нередко отказываются от своего потомства. В этом случае сотрудникам межинститутской группы по изучению поведения приматов приходится самим растить малышей. С 1985 по 2001 г. они выкормили и воспитали трех самцов и одну самочку. Макаки выросли здоровыми и приобрели множество навыков, не свойственных диким обезьянам, но полноценно общаться с представителями своего вида не могли.

За новорожденными обезьянками ухаживали, как за грудными младенцами. Круглосуточно дежурили около них, кормили, как детей первого года жизни. Сначала поили "Малюткой" из бутылочки, потом стали добавлять в рацион соки, каши, овощи и фрукты, и к концу пятого месяца жизни перевели на рацион, обычный для обитателей вивария. В первые недели жизни малышей с головой пеленали в теплые мягкие пеленочки. Это делали не только для защиты от холода. Плотное пеленание призвано заменить постоянные материнские объятия, которые в естественных условиях развивают у макак тактильную чувствительность. К концу первой недели обезьянки во время пеленания стали принимать привычную позу со сложенными и прижатыми к телу конечностями, а привычку возиться с тряпками и пеленками сохранили в течение первого года жизни: это занятие их успокаивало и снимало стресс. Помимо пеленок крошки макаки успешно освоили соску-пустышку и игрушки, сначала резиновые, а потом и мягкие, играли с отражением в зеркале, научились взаимодействовать с людьми, понимать их жесты и речь, в том числе слово "нельзя".

Ранняя социальная изоляция приводит к значительным отклонениям в развитии функций головного мозга и поведения. Люди сделали все возможное, чтобы вырастить своих подопечных настоящими макаками, и малыши научились делать все, что могут их сверстники, но центром их постоянно расширяющегося мира стал человек. Маленькие обезьянки чувствовали себя с людьми абсолютно свободно, играли с ними, стремились не терять из виду, а, потеряв, пугались и кричали. Оказавшись в человеческой семье, макаки подолгу смотрели телевизор, охотно играли с детьми, а один маленький нахал в месячном возрасте оспаривал у двухмесячного ребенка право на обладание игрушками и рожком с соской. Домашних животных, в основном собак, обезьянки терпеть не могли и старались выгнать из помещения, где находились сами.

В пятимесячном возрасте воспитанников переводили в виварий, в индивидуальную клетку, стоявшую среди клеток с другими обезьянами. Но и в новых условиях макаки не забыли своего "человеческого" детства. Покидая клетку для участия в экспериментах, они обязательно брали с собой пеленку, игрушку или пустышку, с которыми играли в перерывах между экспериментами. Точно так же таскают с собой в школу игрушки младшие школьники. Во время опытов макаки стремились к тесному контакту с экспериментаторами, просились на руки. Иногда их просто необходимо было обнять, приласкать и посадить на колени. Вообще обезьяны любили общаться с людьми, даже незнакомыми, и неохотно возвращались в клетку.

Дело в том, что отношения с соплеменниками у человеческих воспитанников не сложились, хотя их с первых месяцев жизни приносили в виварий к другим обезьянам. Первое время малыши безумно пугались крика и шума, производимого взрослыми обезьянами, затем привыкли, но к активным контактам с сородичами особенно не стремились. Попытки внедрить приемышей в группу маленьких макак-резусов остались безуспешными. Даже полугодовалые обезьянки их отторгали, били, не позволяли брать пищу. Такого рода взаимоотношения, конечно, не способствовали обучению правилам поведения в сообществе.

Так выращивание макак рядом с людьми позволило сделать много интересных физиологических наблюдений, в естественных условиях просто невозможных. Кроме того, обезьяны, выращенные человеком и наладившие с ним контакт, стали уникальным объектом для экспериментальной работы.



2004:11:09
Обсуждение [0]


Источник: Известия