Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем
Не в тему

все темы

Женская логика

1-20 21-23

[#6823]Псевдоним: Jpx16:19 10/09/2005
http://www.sciam.ru/2005/8/neyrobiology.shtml
[#6253]Псевдоним: Аптекарь3:18 14/06/2005
здесь

http://www.telegraph.ru:8888/misc/psycho/psich13.htm
[#6252]Псевдоним: ТАТА1:40 14/06/2005
Аптекарю - спасибо, ща похлопаем. А чего оно значит, не помните?
[#6228]Псевдоним: Аптекарь2:57 12/06/2005
>Он подошёл к вопросу серьёзно и придумал сделать такой тест: дал трём предполагаемым

Вариация анекдота более близкая к теме обсуждения. Тот же мужик спрашивает у претенденток -"Сколько будет дважды два?" Первая отвечает -Три. -О, Мисс, Вы не только милы но и сообразительны. Вторая - Четыре. -Мисс, вы не только красивы, но и умны. Третья -А сколько бы Вам хотелось? -Мисс, Вы не только обворожительны, но и тактичны. Далее по тексту:) Кстати о тестах. Предлагаю простенький. Первый - поза Наполеона - скрестив руки на груди вы отмечаете какая рука лежит сверху, итак, первая буква Л. Далее, совмещаете вытянутый указательный палец с удаленной горизонталью , закрываете один глаз, затем другой. Тот глаз, при закрытии которого смещается положение пальца, допустим правый - второй результат теста. Ставим букву П. И наконец, поаплодируем. При этом можно выделить руку "бьющую", активную и ту, по которой бьют, пассивную. Отмечаем, какая рука "активная", допустим это левая и ставим Букву Л. Получилось ЛПЛ. Итого 8 типов. Их характеристи есть на каком то из сайтов. Лень искать по новой, но кажется в поисковой строке надо набрать "правый левый мозг". Все более менее похоже, рекомендую:)
[#6225]Псевдоним: Федя16:13 11/06/2005
Кстати, этологи!
Вам никогда не казалось страным, что поведенченстие реакции имеют много общего вне зависимости от принадлежности к Виду или Отряду животных, эволюция которых развела их в разные стороны на очень ранних этапах развития?
Не является ли предложенная мной примитивная схема возможным "ключом к решению этой проблемы?
[#6222]Псевдоним: ТАТА4:56 11/06/2005
Jpx - насчёт логики - уточнения принимаю, я вообще такую серьёзную тему сама не одолею :-) Просто не надо путать научные термины с жаргоном. Ведь и про мужскую логику немало анекдотов рассказано :-)
Кстати, ссылаясь на Федю - Вас ведь тоже мама сначала воспитывала, закладывала основы. Или Вы всё сами? :-)

Я ведь не утверждаю, что оба пола воспринимают мир одинаково - всё это уже проверено - но пытаюсь уточнить, избежав предрассудков.
И прыгать выше головы тоже не рекомендую - можно шею повредить :-)

Анекдот (а то ведь народ вдруг да и спросит:"А где?" :-))
Богатый мужик решил жениться.
Он подошёл к вопросу серьёзно и придумал сделать такой тест: дал трём предполагаемым претенденткам каждой по сумме денег и через год попросил отчитаться, как они их потратили.
Первая все деньги ухнула на наряды-косметику и полирование своей внешности, "чтобы больше тебе нравится, дорогой".
Вторая купила шикарное путешествие-круиз на двоих, "чтобы мы вместе хорошо отдохнули".
Третья вложила деньги в бизнес, преуспела и похвалилась, что теперь их стало больше, и можно увереннее смотреть в будущее.
И которую из трёх мужик выбрал?
Не угадали - ту, у которой самая большая грудь!
[#6219]Псевдоним: Федя19:25 10/06/2005
"В кормане завелась "мелочевка"-захотелось бросить и свои 5 копеек."

Не является ли Женская логика частью чего-то более общего, Женской психологии и психики,например?

Если является, то не является ли Женская психология и психика частью общечеловеческой психики наряду с психикой Мужчины и Ребенка?

Если является,то не является ли общечеловеческая Психика и Психология частью проявления сознания животных, размножающихся половым способом?

Если является, то определяет ли половой способ накопление генетической информации с возможностью большей частоты мутаций для более успешной адаптации животного к окружающей среде?

Если это так, то не является ли половой способ размножения частью просто размножения живых организмов,имеющего целью накопление генетической информации?

Если это так, то не является ли накопление генетической информации частью процесса накопления информации вообще?

Если это так,то не является ли накопление информации вообще естественным проявлением качества природы "нести информацию"?

Если это так, то присуще ли качество "нести информацию" всем явлениям природы?

Если да, то несут ли явления природы информацию в виде сигналов от Источника к Приемнику?

Если это так,то сигналы есть проявления качеств природного явления?

Качества природных явлений могут проявляться только при Движении?

Первичный импульс движению в нашей вселенной возник в момент "Большого взрыва". Это явление стало нам (человекам) известно в результате познания окружающего мира на основании когнетивной способности нашего, человеческого Сознания?

Если это так, то накопленная генетическая информацию привела к формированию специфической когнетивной способности Человека?

Если это так, то когнетивная способность отдельного человека формируется во взаимодействии с другими человеческими сознаниями?

Если это так, стало быть существует некое "Коллективное человеческое Сознание"?

Допустим,что, "Да", тогда коллективное человеческое сознание представлено Женским, Мужским, Детским и Старческим Сознанием?

Предположим,что это так, тогда взаимоотношения между ними носят специфический характер?

Прослеживаются ли Специфические взаимоотношения наиболее ярко между матерью и ребенком, особенно в первые годы жизни и проявляются ли в специфической психологии и логике Женщин-Женской логике?

Если это так, то женская логика, как часть женской психики в первые годы формирования детстого сознания определяет дальнейшее развитие личности и человеческого сознания, определяющего вектор формирования человеческого индивидуального и коллективного сознания- прогресс Цивиллизации.

[#6218]Псевдоним: Jpx19:13 10/06/2005
Тойон:
> если мы говорим об наследовании и отборе, как движущих силах
> эволюции, то, извините, она уже "умерла". как и я лично. Детей
> еще "довоспитать" надо, но это уже социальная функция.

Ну вот, на Докинза ругаетесь, а сами-то - сводите функции
исключительно к непосредственному размножению :)
(хотя может это опять такой хитрый прием ведения диалога :)).

ТАТА:
> :-)Можно ведь и после менопаузы поучаствовать :-) Про
> логику и интуицию я уже много раз пыталась высказаться, но
> народ как-то не реагирует.

А какую реакцию вы предполагаете? Это вопрос философский, т.е.
не имеющий решения :)

> Короче, читайте Пола Файерабенда.

Ага-а-а! (c) крошка Ру, кажется :)
То есть, ну, в общем, понятно :)))

> Я бы не
> стала так жестко разделять логику и интуицию (по некоторым
> определениям сия штука - итог быстрого подсознательного
> анализа с результатом в виде "ощущения"), и по-прежнему
> настаиваю, что логика(особенно вербальная :-)) - вторична
> и служит скорее способом передачи знаний, чем получения
> оных.

Мммм... строго говоря, оно, конечно, так - в случае человека все
нетривиальное получается с помощью интуиции (хотя если
когда-нибудь-таки изобретут искусственный интеллект - :)).
Но все же логика важнее в следующем:
1. Как уже вы сказали - передача знаний.
2. Близко, к п.1, но немного не то - хранение знаний. Хоть
обобщения часто рождаются интуицией, логика нужна, чтобы связать
все в одну систему. Без создания такой системы никакая интуиция
не поможет - не в чем будет просто выразить результат работы
интуиции (поэтому математики и изобретают все новые и новые
объекты).
3. Наверное, самое главное - проверка результатов работы
интуиции. Нередко она нас подводит :)

> А вот насчёт слабого тяготения женщин к философии -
> вы совершенно правы. Дети и всё с ними связанное постоянно
> откидывают нас к решению простых конкретных задач.

По-моему все же дело не в "откидывании". Хотя доказать не смогу :)

> Тойону - как бы
> продолжая Вашу мысль: раз есть разная стратегия
> размножения, то и способы решения задач для разных полов
> не фиксированы. Если в ответ на некие обстоятельства
> меняется гормон, а за ним и поведение - тогда и при
> возможных тестах картина изменится. В случае человека
> получится примерно так: ситуация - эмоции - -ины мозга -
> гормоны - поведение (а с ним - восприятие
> действительности, способы решения задач, отношение к
> результатам и пр.) Примерно это я уже описывала.

Вот они, результаты антидогматизма и анархизма :)
Т.е. нужно просто очень захотеть - и можно и крылья отрастить и
полетать? Как бы не так, выше головы не прыгнешь :-P
Разная стратегия размножения - у разных видов, а мы пока
таки один вид.
[#6208]Псевдоним: Тойон9:47 10/06/2005
>>А менопауза у женщин? То есть после пятидесяти женщина вроде как не существует? Видите, как я изящно пытаюсь вернуться к теме топика?:)

если мы говорим об наследовании и отборе, как движущих силах эволюции, то, извините, она уже "умерла". как и я лично. Детей еще "довоспитать" надо, но это уже социальная функция. если не я, то с точки зрения выживания моих наследников ничего старшного не произойдет, не погибнут. Глуповаты немного будут, но в целом это тоже не проблема :))))
[#6200]Псевдоним: ТАТА22:27 09/06/2005
Про постменопаузную жизнь уже было на сайте - про роль бабушек в истории человечества.
А как насчёт познания мира как дополнительпого смысла в эволюции homo sapiens? :-)Можно ведь и после менопаузы поучаствовать :-)
Про логику и интуицию я уже много раз пыталась высказаться, но народ как-то не реагирует. Я, наверное, как Тойон, периодически абстрагируюсь от возможных собеседников, после чего они абстрагируются от меня :-)В смысле, плохо формулирую.
Короче, читайте Пола Файерабенда.
Я бы не стала так жестко разделять логику и интуицию (по некоторым определениям сия штука - итог быстрого подсознательного анализа с результатом в виде "ощущения"), и по-прежнему настаиваю, что логика(особенно вербальная :-)) - вторична и служит скорее способом передачи знаний, чем получения оных.
А вот насчёт слабого тяготения женщин к философии - вы совершенно правы. Дети и всё с ними связанное постоянно откидывают нас к решению простых конкретных задач. При этом не то чтобы теряется понимание философских вопросов - уходит мотивация. Особенно с младенцами, когда женщине сподручнее быть немного коровой (что гормонально поддерживается)- так она лучше настраивается на нужды ребёнка. Однако современныя жизнь нередко требует от женщины "переключения" - для работы, учёбы, ориентации на местности и, в конечном итоге, для лучшего обеспечения всё того же ребёнка. Думаю, тут природой предусмотрены некие резервы, и сами по себе упражнения в обобщениях полезны. Но действительно, часто срабатывает защита от перегрузки:"Не понимаю, не интересно, нафиг." Мол, у дитяти температура, понос, истерика, плохие оценки - и т.п., а тут он со всякими глупостями :-)
Тойону - как бы продолжая Вашу мысль: раз есть разная стратегия размножения, то и способы решения задач для разных полов не фиксированы. Если в ответ на некие обстоятельства меняется гормон, а за ним и поведение - тогда и при возможных тестах картина изменится. В случае человека получится примерно так: ситуация - эмоции - -ины мозга - гормоны - поведение (а с ним - восприятие действительности, способы решения задач, отношение к результатам и пр.)
Примерно это я уже описывала.
Аптекарю - постепенно мы подбираемся к теме топика - для чего нужны бабы? Я пытаюсь внести свой вклад и разъяснить то, что, вроде бы, сама понимаю. Вы задавайте вопросы, не стесняйтесь :-)
[#6185]Псевдоним: Аптекарь12:38 09/06/2005
> если не размножается, но еще живет, то для своего вида и других видов он уже не существует.

А менопауза у женщин? То есть после пятидесяти женщина вроде как не существует? Видите, как я изящно пытаюсь вернуться к теме топика?:)
[#6182]Псевдоним: Тойон12:08 09/06/2005
>>>А вот понятие "цели живого", в том числе "размножиться" - это "нехорошая" абстракция. Это один один из этапов. За фазой роста как правило следует "стационар" а затем гибель.

не хорошая, я ее в кавычки взял. но все-же буду настаивть на своем глобальном упрощении, в данном случае в стиле Докинза :)))

отдельный организм важен с точки зрения эволюционирования лишь до того момента, пока он способен размножаться. если не размножается, но еще живет, то для своего вида и других видов он уже не существует. Снегирь в клетке живет, а для природы его уже не существует.
[#6175]Псевдоним: Аптекарь16:03 08/06/2005
>в теории автоматического управления или в теории принятия решений существует одна абстаркция, с которой полезно было бы познакомиться всем, кто интересуется живой природой. это так называемый ландшафт, на котором...

Замечательная абстракция очень "мощная", в добавок наглядно-геометрический образ ситуации. Только мне кажется , чтобы не было мистики-откуда берутся эти пики, впадины- стоит пояснить, так сказать, "напальцевыми" соображениями:). Модель любой системы - это набор эволюционных правил - каждое последующее состояние есть функция предыдущего(предыдущих). Состояние характеризуется набором переменных состояния. В простейшем случае, стартуя со всех возможных состояний по жестко детерминированным эволюционным правилам мы через некоторое число шагов можем прийти к различным стационарным состояниям (т.н. аттракторам -устойчивым особым точкам где f(x)=x). Схема стимул-реакция в этих терминах выглядит так: специфическая флюктуация внешней среды (стимул) перебрасывает систему(влияя на наиболее чувствительную часть переменных состояния x) в бассейн притяжения нового стационарного состояния(реакции). Эволюционные уравнения имеют также "постоянные" коэффициенты, которые можно менять научением (пример - изменение проводимости межнейронных связей - синапсов). Так может меняться набор стимулов-реакций и модифицироваться поле возможностей реализации какого либо инстинкта за счет изменения положения и появления новых аттракторов -реакций(впадин, пиков и пр.) при изменениии управляющих рараметров. Как эта обратная связь реализуется - отдельный разговор. А вот понятие "цели живого", в том числе "размножиться" - это "нехорошая" абстракция. Это один один из этапов. За фазой роста как правило следует "стационар" а затем гибель. Можно было бы с натяжкой сказать, что цель живого это -"расцвести и умереть", но это уже давно подметил поэт:)
[#6173]Псевдоним: Тойон13:01 08/06/2005
>>PS. Кстати, на этот раз я с трудом >>осознал сообщение Тойона.

:))

Jpx, вы не комплексуйте по поводу сообразительности. просто я иногда сам с собой разговариваю, этот пост я вообще под влиянием конька в конце рабочего дня написал :))))




>>Так Тойон же и пишет - у них по->>разному. То есть к нам напрямую
>>применить не получится.

действительно, стратегий размножения довольно много. не берусь оценить все существующие, я это сделал только для пресноводных рыб. фрагмент книги есть в библиотеке этого сайта. если кому интерсно в деталях, книга уже вышла, думаю, еще есть в продаже .... скромный я, извините :))))

так вот у рыб можно видеть десятки стартегий размножения, больше чем у других позвоночных вообще. (про беспозвоночных не берусь судить, больно уж тема неподъемная) есть моногамные пары, есть гаремы, есть полигамия, есть самооплодотворения, есть изменение полов в течение жизни, массовый нерест и смерть после этого, даже нерест на суше есть :))))) даже беременные самцы есть :)))

к чему это я? это не просто нагромождение стратегий. они наследуются и модифицируются также как и любой другой признак. и связаны они с какими-то другими призанками, по которым можно "опознать" стартегию размножения, если занть, на что обращать внимание. например, если пара моногамна, то внешне самец и самка не отличаются даже в деталях. Любители погулять на стороне окрашены ярко....

соотвественно возвращаясь к теме думаю, что для гомо сапиенс логичнее было бы говорить о ЛОГИКЕ вообще (класссической, абстрактной), логике мужской и логике женской :))))))


[#6172]Псевдоним: Тойон12:41 08/06/2005
извините, может в этой теме это и не самое удобное место для такого поста, но:

зная негативное отношение ТАТЫ к ЕДИНЫМ и НЕПРЕРЕКАЕМЫМ советам, выводам, идеям и т.д. могу с ее мнением лишь согласиться. Легко обнаружить некие тенденции, но они не абсоютны. в природе обычно одной тенденции противостоит не то что другая, а даже несколько других. поэтому, каждый раз когда находится панацея или единое решение натуралисту интуитивно хочется поспорить. практически инстинк естествоиспытателя.

в теории автоматического управления или в теории принятия решений существует одна абстаркция, с которой полезно было бы познакомиться всем, кто интересуется живой природой. это так называемый ландшафт, на котором находится автомат (объект, животное), которое должно принимать решение и достичь цели. то есть таксис типа "осветили и поплы в сторону света" -- это понятно и хорошо. но настолько же и тупо: уперся в освещенную стенку и ни шагу в сторону, так и умер.

цель на ландшафте может быть пердставлена как некий пик. существуют алгоритмы поиска пика, их несколько, например, один из простейших "если знак меняется с + на -, то только что был пик". но это не позволяет отличать локальные пики от самого высокого. поэтому существуют и другие алгоритмы, более изощренные.

так вот в природе разнообразие и целесообразность достигается чаще всего не за счет тупых переборов, прямолинейных тенденций и прочее, а за счет использования локальных впадин и пиков на таком ландшафте. соотвественно возникает поняте локальной цели, хотя глобальняа цель у всех одна -- размножаться.
[#6165]Псевдоним: Jpx3:06 08/06/2005
Так, надо решать, о чем же мы тут говорим - о социальном успехе,
особенностях психо(физио)логии или особенностях мышления. Хотя
ясно, что от второго зависит все остальное, другие связи как-то
не прослеживаются - например, успех в бизнесе или у
противоположного пола с мышлением связаны слабо :) (достаточно
посмотреть на нашу элиту - я не говорю о титанах вроде
В.С.Черномырдина; "хотели как лучше, а получилось как всегда" -
всякие Гегели с этим и рядом не стояли :))

Что я могу еще сказать по теме - все же к философии по-моему
женищины не приспособлены именно на уровне физиологии. У них уже
есть смысл жизни - рожать и воспитывать детей, поэтому задаваться
глупыми вопросами типа "быть или не быть?" им ни к чему :)

> Поэтому очередной раз вопрошаю про животных. Как у них тесты
> сдают самцы и самки?

Так Тойон же и пишет - у них по-разному. То есть к нам напрямую
применить не получится.

PS. Кстати, на этот раз я с трудом осознал сообщение Тойона.
Наверное, дело действительно в моих понимательных способностях
:))
[#6160]Псевдоним: ТАТА1:14 08/06/2005
Да нет, я просто напоминаю, что система подвижна - в определённых пределах, конечно. Различия никто не оспаривает, поскольку функции таки разные, но в человеческом обществе набор задач весьма обширен, причём абстрактных в том числе, а способ размножения примерно всё тот же :-)Как не раскрепощай женщину, всё равно рожать и сопли вытирать ей. И культура, на этих же особенностях основанная, предполагает за женщиной такую вот зависимость - и от потомства, и от самца. Взгляды постепенно меняются, но медленнее, чем само общество (скажем, в Британии всего 50 лет назад у матерей-одиночек насильно отбирали детей на усыновление; 100 лет назад предположение, что премьер-министр может быть женщиной вызвало бы смех)Эта культурная инерция удерживает женщину от интеллектуальных поисков. Плюс субкультура - это я уже писала: девочке главное - быть привлекательной (раскованной, спортивной, весёлой и т.д.), а мальчику - добиться успеха на каком-нибудь поприще, разбогатеть, наконец. Поэтому, делая тесты, надо учитывать и мотивацию. Потенциально мы часто способны и на большее :-)Ведь и у мужчины "с проблемами" - "маменькиного сынка", "никем не любимого"и пр. могут быть затыки, которые преодолеваются, например, при психотерапии. Или при "столкновении с суровой реальностью". Или при "большом чувстве".
Литеретурные примеры приводить не буду - оглянитесь вокруг себя. На московском телевидении была такая передача "Я сама" - про женщин, попавших в тяжёлое положение и добившихся успеха. Из серии "откуда что взялось". Речь идёт о бизнесе в основном - но ведь как раз в бизнесе и проявились "мужские" черты. Припёрло - и пожалуйста: голова заработала, организм перестроился :-)
Стимулы могут быть разные: компания умных ребят, влюблённость, хороший учитель, суровая нужда, ответственность за слабого.
Ну, я уже писала всё это, см. выше :-)
Поэтому очередной раз вопрошаю про животных. Как у них тесты сдают самцы и самки?
Всё-таки человек ещё и мир познаёт, не только вид воспроизводит. По идее, самки тогда должны хуже решать абстрактные задачи :-)
[#6153]Псевдоним: Тойон13:27 07/06/2005
гендерность в среде современного человека -- это как-то уже попахивает нафталином. то есть никогда не исчезнет, но это все, что хотел ее носитель? :)

>>>Сложившиеся в ходе эволюции тендерные различия в когнитивной и других психологических функциях являются прямым следствием разных репродуктивных стратегий

хорошая фраза, про репродуктивные стратегии. отношения "кто кому барин, самец или самка" у других живых организмов меняются в зависимости от их стратегии размножения. Есть все что угодно: гаремы, преданные супруги, трансвеститы даже. соответственно понятно, кто в лесу хозяин.
[#6146]Псевдоним: ТАТА22:57 06/06/2005
Ага, я нечто подобное читала. Спасибо, очень складно и по теме. Насчёт гормонов - самый простой пример: тестостерон. Он, в основном, регулирует агрессию - в цивилизованном варианте - напор, амбиции и пр. Понятно, его у мужчин больше. Но одной агрессии для хорошего места под солнцем сейчас может оказаться мало. И наоборот, менее мужественный мужчина всё равно имеет шансы. (В конце концов, просто как член команды)Поэтому число ярко выраженных самцов в популяции может падать без особого ущерба для оной. Но тогда, вероятно, повысится количество мужественных женщин. Был такой эксперимент, давно: из группы крыс забирали самцов-лидеров. Потом появлялись другие "сильные из слабых" - их тоже забирали. Тогда появились лидеры-самки с паттёрном поведения самцов. Они не размножались. Заметьте, самцы ещё при этом не кончились :-)Это я к тому, что гормональная система может и перестроиться (в тюрьмах у активных женщин-лезбиянок гормоны как-то менялись). А тогда перестороится и мировосприятие, и способности к разного рода задачам. Опять-таки - многое в поведении женщины - от культуры. Мысли, эмоции - они ведь тоже на гормоны влияют. Если очень прижмёт, то описанные вами особенности могут и "смазаться".
Я Вам не противоречу - просто пытаюсь развить идею.
И, опять-таки - а у животных эти тесты что показывают? Кто знает - поделитесь.
[#6136]Псевдоним: Jpx3:30 06/06/2005
Из того, что было под рукой: цитата из книги Джек Палмер, Линда Палмер "Эволюционная психология
Секреты поведения Homo sapiens".

Гендерные различия

С тех пор как человеческая популяция разделилась приблизительно поровну на женщин и мужчин, наверное, самый быстрый способ вовлечь в конфликт наибольшее число людей - это начать дискуссию на тему различий когнитивных способностей в зависимости от половой принадлежности. Современные женщины, читая «Происхождение человека» Дарвина, где он излагал свои взгляды на основные различия между мужчинами и женщинами, возможно, позабавятся или рассердятся, прочитав его описания. Дарвин изображал мужчин более агрессивными и умными, чем женщин. Последних он воспринимал как более мягких и менее умных. Дарвиновская оценка различий в агрессии между полами по-прежнему считается верной (во всяком случае, в отношении физической агрессии), тогда как значимых различий между двумя полами по среднему когнитивному уровню, измеренному при помощи современных стандартизированных методик, не обнаруживается (Feingold, 1988). Тем не менее существуют тендерные различия в диапазоне индивидуальных когнитивных показателей (Fisher, 1988). У женщин наблюдается значительно меньшая вариабельность по показателям IQ, чем у мужчин. Пропорционально большее число мужчин имеют исключительно высокие и исключительно низкие показатели IQ, чем женщины. Поэтому в любой популяции гениями или умственно отсталыми с большей вероятностью будут мужчины.
Если мы обратимся к субтестам, входящим в инструменты оценки IQ, то обнаружим более глубокие различия между полами. Женщины лучше справляются с тестами на вербальную беглость, скорость чтения, понимание прочитанного и правописание (Notman & Nadelson, 1991), а также на ситуационную вербальную память (Regland, Coleman, Gur, Glahn & Gut, 2000). У девочек раньше, чем у мальчиков, развиваются речевые и языковые способности. Магнитно-резонансное сканирование головного мозга детей и подростков показало, что у мальчиков значимо быстрее увеличивается объем миндалевидного тела, а у девочек до и во время пубертатного периода значимо быстрее увеличивается объем гиппокампа (Giedd, Castellanos, Rajapakse, Vaituzis & Rapoport, 1997). Миндалевидное тело участвует в обработке социальной эмоциональной информации, связанной с функционированием в рамках иерархии доминирования, важнейшего аспекта самцовой конкуренции. Гиппокамп является мозговой структурой, играющей роль промежуточного звена в хранении долговременной памяти, особенно вербальной. Относительно ускоренное развитие гиппокампа у женщин по сравнению с мужчинами служит причиной лучших характеристик вербальной памяти у женщин, а также ориентации в новой среде преимущественно по ориентирам (Sandstorm, Kaufman & Huettel, 1998).
В языковых центрах головного мозга женщин сосредоточено на 17% больше нейронов, чем в соответствующих зонах мозга мужчин (Fisher, 1988). Более того, у женщин головной мозг менее латерализован, а мозолистое тело (волокна, связывающие два полушария и делающие возможной коммуникацию между их корой) толще. Магнитно-резонансное сканирование головного мозга мужчин и женщин во время выполнения вербальных тестов показало, что при одинаковом уровне выполнения заданий мозг у мужчин работает сравнительно интенсивнее. Более того, на снимках видно, что при обработке языковой информации женщины используют оба полушария, тогда как у мужчин задействовано в основном левое полушарие (Bedley, 1995). Было показано, что у женщин пиковые значения вербальной способности приходятся на пики содержания в плазме крови эстрогена, что происходит при овуляции. Также известно, что эстроген стимулирует ветвление дендритов нейронов (Fisher, 1988).
С другой стороны, мужчины превосходят женщин в понимании и мысленном манипулировании пространственными отношениями, что требуется при прохождении нарисованных на бумаге лабиринтов и в стандартных пространственных тестах, вроде заданий на мысленное вращение (Levy & Heller, 1992), в которых предъявляются изображенные на бумаге трехмерные объекты. От испытуемого требуется выбрать из четырех похожих друг на друга по-разному ориентированных объектов тот, который изображен ниже. У мужчин также происходит более эффективное восприятие основных зрительно-пространственных отношений в запутанных и противоречивых условиях. Такая способность называется поленезависимостью и сильно коррелирует с пространственными способностями. Обычно мужчины лучше справляются с тестом замаскированных фигур, в котором требуется обнаружить простую фигуру внутри более сложной. Они также лучше выполняют тест «брусок и рама», где от испытуемого требуется разместить брусок, помещенный в наклоненную рамку, абсолютно вертикально и правильно разместить уровень воды в наклоненной бутылке. Хотя поленезависимость положительно коррелирует с пространственными способностями, она имеет отрицательные корреляции со многими формами социального поведения.
Полезависимые люди более внимательны к информации социального характера, они лучше выражают свои мысли и чувства и более успешно действуют в социальных взаимодействиях (Levy & Heller, 1992). Для женщин более типична полезависимость, что может отражаться в повышенном использовании контекстной информации. В сравнительном исследовании восприятия тинейджерами разных полов своих друзей было обнаружено, что мальчики описывают друзей на основании их личных качеств, тогда как девочки представляют своих друзей частью большего целого, куда входят друзья их друзей, их схожесть друг с другом и прочие виды сопутствующей информации (Matthys, Cohen-Kettenis & Berkhout, 1994). Вне зависимости от своего культурного происхождения женщины лучше мужчин интерпретируют лицевую экспрессию и другие виды социальной эмоциональной информации. Результаты недавних исследований (Skuse et al., 1997) свидетельствуют о возможной генетической предрасположенности женщин к просоциальному поведению, тогда как мужчины вынуждены осваивать его преимущественно посредством социального научения.
Головной мозг женщины физически и функционально более симметричен, чем мужской (Levy & Heller, 1992). У женщин основная обработка эмоциональной информации осуществляется правым полушарием, а у мужчин правое полушарие лишь ненамного превосходит левое в обработки этого вида информации. У мужчин в переработке пространственной зрительной информации имеется значительная тенденция к преобладанию правого полушария. Благодаря большей симметрии головного мозга и более толстому мозолистому телу, женщины обладают большими возможностями в сетевом мышлении (Fisher, 1988). Под сетевым мышлением понимают способность к синтезу дополнительной информации. Может быть, что именно это качество послужило основанием для народной мудрости, приписывающей женщинам большую способность к интуиции. С другой стороны, мужчины с их более выраженной асимметрией головного мозга проявляют в своем мышлении тенденцию к изолированности. Их мысли носят скорее более линейный, целевой характер, и они менее толерантны к неопределенности.
Если мы характеризуем женский паттерн психической организации как обладающий большими вербальными способностями, более высоким эмоциональным интеллектом и способностью к сетевому мышлению, то мужской паттерн можно охарактеризовать как обладающий большими пространственными и математическими способностями, а также линейным мышлением. Хотя женщины в основной своей массе тяготеют к женскому когнитивному паттерну, все-таки существует диапазон способностей, в рамках которого некоторые женщины приближаются по своей когнитивной организации к мужскому паттерну, а некоторые - к женскому (Levy & Heller, 1992). То же самое справедливо и в отношении мужчин. Некоторые мужчины являются примером более выраженного маскулинного паттерна, в то время как другие демонстрируют в своей когнитивной сфере многие характерные особенности женского паттерна. Только при рассмотрении общего среднего мы можем соотнести феминный паттерн с женщинами, а маскулинный - с мужчинами. Это вызвано тем, что различные паттерны когнитивных способностей являются результатом базовых различий в организации мозга и физиологии. Различные паттерны развития головного мозга последовательно появляются под воздействием половых гормонов в утробе матери (Nopoulos, O'Leary & Andreasen, 2000; Sandstrom, Kaufman & Huettel, 1998).
В течение первых шести месяцев после зачатия невозможно определить пол будущего ребенка без микроскопического исследования половых хромосом, на основании одной лишь морфологии зародыша (Carlson, 1998). На начальных стадиях развития у любого из нас имеются недифференцированные зачаточные половые железы. Если у нас генотип XX, то где-то на седьмой неделе после оплодотворения наружный слой этих образований развивается в яичники. Яичники начинают вырабатывать эстрогены, которые последовательно активируют развитие организма по женскому типу. Если у нас генотип XY, то гены Y-хромосомы кодируют синтез фактора терминации яичек (ФТЯ), который стимулирует превращение внутренней части зачаточных половых желез в яички. Затем яички начинают вырабатывать андрогены, которые способствуют развитию мужских половых органов и подавляют продуцирование женских половых гормонов. Развитие внутренних и наружных половых органов по женскому или мужскому типу является результатом действия половых гормонов, выделяемых в кровеносную систему. Половые гормоны также вызывают различия в организации головного мозга, которые в конечном счете порождают обсуждавшиеся выше различия (а также многие другие). Воздействие половых гормонов на развитие головного мозга носит более тонкий и косвенный характер по сравнению с их воздействием на развитие других частей тела.
Как это не парадоксально, но маскулинизация нервной системы, судя по всему, происходит под влиянием женского гормона эстрадиола (Hutchinson & Beyer, 1994). Это происходит в ходе процесса, называемого ароматазацией. Ароматаза является ферментом неонатальных нейронов и превращает тестостерон в эстрадиол. Эстрадиол вызывает дифференциальный рост мозговых структур, что приводит к межполушарной асимметрии и маскулинному паттерну, о которых говорилось выше (Hutchinson, Beyer, Hutchinson, & Wosniak). В женских зародышах эстрадиол, находящийся в. плазме крови, не влияет на дифференциацию нервной системы, поскольку не может проникнуть через гематоэнцефалический барьер. Это происходит вследствие связывания эстрадиола в плазме крови веществом под названием альфа-фетопротеин, и образующаяся при этом молекула не может проникнуть сквозь гематоэнцефалический барьер. Тестостерон же как раз может пересекать этот барьер, а поскольку уровень циркулирующего в плазме крови тестостерона соответственно выше в мужском организме, то его поступление в нейроны сопровождается более интенсивным образованием эстрадиола в развивающихся мужских организмах. Обычно маскулинизация происходит в головном мозге мужчин и отсутствует в головном мозге женщин.
Выраженность влияний пола в когнитивной сфере может быть обусловлена как уровнем половых гормонов в плазме крови, так и уровнем ароматазы внутри нейронов. Было экспериментально показано, что на фоне стресса матери снижается уровень ароматазы, и родившиеся у подвергнутых сильному стрессу матерей мальчики отличаются более феминными паттернами поведения по сравнению с мальчиками, чьи матери перенесли меньший стресс (Carlson, 1988). Физиологические особенности развития, которые делают возможным такие различия, являются конечным продуктом длительного действия естественного отбора. Удивительно, как все-таки похоже когнитивное функционирование мужчин и женщин, несмотря на значительные различия в их физиологическом и психологическом состоянии. Де Врис и Бойл (De Vries & Boyle, 1998) утверждают, что исходным назначением половых различий в функционировании мозга была компенсация различий в физиологии, с тем чтобы создать согласующиеся паттерны в когнитивной и поведенческой сферах мужчин и женщин. Поэтому когда сравнивают выполнение мужчинами и женщинами различных языковых тестовых заданий, средние уровни их успешности весьма близки, а вот лежащая в основе выполнение заданий мозговая активность имеет существенные различия (Jaeger, Lockwood, Van Valin, Kemmerer, Murphy & Wack, 1998). В ходе выполнения подобных заданий у мужчин задействованы фактически только языковые центры левого полушария, тогда как у женщин активно задействованы оба полушария, а также мозжечок. Более того, у мужчин процент серого вещества (тела нервных клеток) выше в левом полушарии, содержание спинно-мозговой жидкости выше в правом полушарии, а в среднем больше содержание белого вещества (миелинизированных аксонов). У женщин же такой асимметрии нет, но объем серого вещества выше (Gur, Turesky, Matsui, Yan, Bilker, Hughett & Gur, 1999). Естественно, что для такого социального вида, как наш, существует эволюционная необходимость для высокой согласованности в когнитивной и поведенческой сферах между всеми членами сообщества вне зависимости от различий, вызванных репродуктивной физиологией. С другой стороны, хотя когнитивное функционирование у мужчин и женщин очень сходно, существуют тонкие, едва заметные отличия, которые являются прямым следствием различных физиологических паттернов развития. Следующий вопрос заключается в том, какое адаптивное значение имеют эти паттерны.
Сложившиеся в ходе эволюции тендерные различия в когнитивной и других психологических функциях являются прямым следствием разных репродуктивных стратегий (Buss, 1994). Более выраженная эмпатия и высокий эмоциональный интеллект у женщин, несомненно, являются важнейшими характеристиками для выживания зависимого потомства. Другим ключом к выживанию и высокой репродуктивной пригодности у людей является освоение языка, которое быстрее происходит у матерей и воспитательниц с высокой беглостью речи. Вербальные навыки и эмоциональный интеллект женщин также способствуют их умению образовывать коалиции, которые позволяют разделять материнские обязанности. Присущая женщинам склонность к кооперации наблюдается в сообществах многих других приматов, что позволяет предположить, что филогенетически это исключительно древняя черта (Box, 1984).
Что касается мужского когнитивного паттерна, то высказывалось предположение о том, что выраженные пространственные навыки сложились с целью содействия охоте. Было показано, что женщины обычно ориентируются на знакомой местности, выучивая определенные ориентиры, тогда как мужчины полагаются на внутреннее ощущение курса движения (Sandstrom, Kaufman & Huettel, 1998; Choi & Silverman, 1996). Сторонники гипотезы охотников утверждают, что в гонке преследования предки-гоминиды должны были делать значительные зигзаги на местности, но обязательно хотели вернуться домой кратчайшим путем. Поэтому их пространственные способности достигли совершенства, что способствовало функционированию при таких условиях. Приспособленность мужчин к распознаванию замаскированных фигур может рассматриваться как другая охотничья адаптация, которая позволяла охотнику разглядеть спрятавшихся в зарослях животных.
Тенденция у самцов к более выраженным пространственным навыкам наблюдается у различных грызунов и многочисленных видов приматов. Большая часть этих видов охотится мало или вообще не охотится (Gaulin, Fitzgerald, & Wartell, 1990). Это наводит на мысль о том, что данная способность возникла в эволюции не конкретно для охоты, а скорее для того, чтобы самцы имели возможность покидать свои родные группы, перемещаться по большим территориям и находить партнерш для спаривания. Возможно, что оба сценария действительно имели место. Вероятно, исходно эта черта возникла для облегчения передвижения по незнакомой местности, чтобы обзавестись самкой. Позже пространственные способности стали использоваться для охоты. На протяжении 3-4 миллионов лет, когда предки-гоминиды заготавливали еду, питались падалью и охотились, эта черта подвергалась действию естественного отбора. Другие тенденции в поведении мужчин, такие как агрессивность и недостаток эмпатии, тоже имеют отношение к размножению. Конкуренция между самцами за обладание самками требовала агрессивности, а заодно и склонности к слабому сопереживанию сопернику. Эти тенденции, возможно, тоже были включены в активность, связанную с охотой, и подвергались дальнейшему действию естественного отбора на протяжении миллионов лет эволюции гоминид. Непосредственные тендерные отличия в брачном поведении будут обсуждаться в главе 5.
1-20 21-23