Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем
Не в тему

18 февраля 2019 года состоялась лекция «Инстинкты человека»

Понравилась ли она Вам? Нужно ли делать другие видео-лекции по теме этологии?

Нам важно ваше мнение.

ПРОСМОТР ЛЕКЦИИ

список интервью


Блиц-интервью
В.Р. Дольник

Дорогие друзья!

 

Мэтр отечественной этологии, проф. В.Р. Дольник согласился дать виртуальное блиц-интервью нашему сайту. Вопросы, подготовленные редакторами сайта Алексеем Вязовским и Анатолием Протопоповым были направлены Виктору Рафаэльевичу по электронной почте, и тем же образом были получены ответы, которые мы предлагаем ниже вашему вниманию. В силу объективных причин ответы Виктора Рафаэльевича весьма кратки, потому мы сочли необходимым (по согласованию с интервьюируемым) добавить к некоторым из них свои комментарии. Наши комментарии выделены сиреневым цветом.

 

 

1. Виктор Рафаэльевич!  Вы безусловно самый известный популяризатор этологии в нашей  стране. Много ли вы получаете отзывов на свои книги и статьи, популяризирующие этологию  человека, и каков (в основном) характер этих отзывов?

 

 Отзывов много и все положительные, особенно от биологов. Возможно,  что отрицательные до меня просто не доходят.

 

2. Существует множество определений этологии, а что такое этология для Вас?

 

Этология - это наука о естественном поведении животных. Ее создали зоологи и она - часть зоологии. Все остальные - просто примазались.

 

3. Этологов часто обвиняют в недопустимо упрощенном взгляде на поведение людей. Человек, дескать, сложнее любых схем, и это, вообще говоря, похоже на правду. Что на это может ответить этолог?

 

На 95% поведение человека определяется его генетическим багажом.  Просто все это в нем очень сложно преломляется в сознании. Другими словами - главная сложность - распознать эту инстинктивность сквозь напластования деталей текущей культуры и индивидуального опыта. В первооснове же - всегда биологические мотивы и потребности.

4. Е.Ю. Федорович в своем интервью нашему сайту утверждает, что  человеческая личность как единица, в  нормальном состоянии вовсе не подвержена влиянию инстинктов, которые проявляются лишь в  условиях стресса, в раннем детстве, под воздействием психотропных средств, в большой толпе, и  т.п.  В чем вы можете с ней согласиться (или не согласиться)?

 

Бред. Естественное поведение определяется естественной работой генов. См. наш комментарий выше. Кроме того, нежелание согласиться с биологической сущностью мотивации лежат ряд субъективных и отчасти объективных причин и факторов, вызывающих неприятие такого подхода у лиц с гуманитарным складом характера.

 

5. Не могли бы вы привести здесь пару коротких примеров генетически  детерминированного  поведения, и его рассудочного самоосознания?

 

Например, отношение к собственному участку земли и коллективной  территории.

6.  Какова может быть практическая роль этологии в обществе? Где и в  чем этологи,  исследующие людей, могли бы помочь социуму? Возможна ли такая область как прикладная этология, то есть каким может быть прикладное значение этологии человека в какой либо области работы с людьми, а если да, то в какой?

 

В воспитании детей, организации коллективов и т.п. прикладная этология человека не нужна, т.к. мы не можем изучать его этологическими методами (например, изоляция детенышей от среды). Возможно, Виктор Рафаэльевич имел в виду - строгая и научно убедительная этология в этих случаях малореальна в силу этических ограничений.

 

7. Однако (насколько нам известно) в командах американских президентов есть, помимо прочих специалистов, и этологи. Как Вы полагаете, есть ли целесообразность в том, чтобы привлекать этологов для консультирования политических деятелей (опять же, в числе прочих специалистов по поведению)? К примеру, по вопросам национальных отношений, терроризма, демографической политики и прочего.

 

Американцам и прочим легко: у них этология не была запрещена и выросло полно этологов. У нас их просто нет, и место их займут не профессионалы

8. Не приведет ли распространение этологических знаний к подавлению свободы личности, к дальнейшему распространению манипулятивных технологий?

Нет. Изучая этологию, мы просто лучше узнаем себя и поэтому можем  подправлять инстинкты разумным поведением, т.е. получаем большую ("о" с ударением) свободу личности.

 

9 Какие проблемы у этологии как у науки, вы видите? Какие области этологии вам кажутся наименее исследованными?

 

Только в этологии животных. Этология человека в развитии не нуждается, т.к. лишаясь главного метода (изоляция) попадет под влияние социальных наук. См. наш комментарий выше

10. По вашему мнению, каковы перспективы этологии в России? Растет ли у  нас в стране интерес к этологии?

 

Перспективы этологии животных не так велики, но интерес к ней растет стремительно.

 

11 Если мы признаем, что нашим поведением в существенной степени руководят инстинкты, то как мы можем решить вопрос со свободой воли? Раб ли человек своих инстинктов? Можем ли мы в этой связи осуждать, допустим, преступника,  националиста и т.п. людей, которые просто следует своей биологической природе?

У нас есть много альтернативных программ поведения и, поэтому, есть свобода выбора. Вора мы можем осуждать, ибо из 2-х программ - "укради" и "не укради" он сознательно выбрал первую. Исключение - только патологически больные люди. Их мы осуждаем, но изолируем или лечим.

 

12 То есть, Вы признаете, что человек не может действовать вопреки своей врожденной программе поведения, он лишь может выбирать для своих поступков ту или иную. Но наверное возможны ситуации, когда общественно приемлемого врожденного варианта просто нет. Может ли это служить оправданием человеку, или мы вправе потребовать, чтобы в каких-то случаях человек поступал вопреки своей "природе", но согласно общественно-приемлемым законам?

 

Если нет программ - мы создаем вместо них законы и обычаи. Очевидно, мы создаем законы и тогда, когда программы есть, но они не приемлемы для современных условий. Кроме того, регулирующие общественную жизнь законы часто не то, чтобы заменяют врожденные программы, но побуждают нас выбирать те из существующих, которые наиболее общественно-приемлемы в современных условиях. Хорошо бы, чтобы это вполне осознали законодатели.

 

13 Есть точка зрения, которой придерживаются многие известные и компетентные в этой области люди, например Докинз, что мы не можем проводить прямые аналогии между животными и человеком, что все биологическое настолько сильно преломляется через призму культуры, что от него не остается и следа: Что бы вы сказали по этому поводу?

 

Преломление через культуру - да, а все остальное - нет.

 

14 Как Вы думаете, можно ли попробовать выявить пропорцию вклада биологического и социального в человеке?

 

Социальное - тоже биологическое. Поэтому искать пропорции бессмысленно.

15 Как Вы думаете, нужна ли такие дисциплины как этология,  зоопсихология в гуманитарных ВУЗах?

Зоопсихология - вообще давно умерла. Этологию уже преподают во многих школах и ВУЗах. Но должны это делать биологи, а не психологи или философы.


16 Чем по вашему  различаются этологический и социобиологический подходы к человеку?

 

Ничем не должны отличаться. Но этологи - естественники, а  социобиологи - гуманитарии.

17 Какие важнейшие инстинкты имеются у человека?

 

Всех не перечислишь, их многие сотни.

 

18 Не кажется ли Вам, что инстинктивность в течение проявляется не  только в каких-то отдельных поведенческих актах, но и во всем базовом жизненном сценарии (детство, та или иная учёба (если не в образовательной школе, то в "школе жизни"), начало карьерного роста и  одновременное начало устройства личной жизни (опять-таки в различных формах), рождение детей, продолжение карьеры, воспитание внуков и передача опыта)?

 

Да, так оно и есть

 

19 Чем, по вашему мнению, мог бы быть полезен этологический сайт? Хотели ли бы его видеть прежде всего местом общения ученых, преподавателей, студентов, или просто как библиотека этологических материалов, или чем-то иным?

Этологический сайт должен быть полезен тем, что в него попадет проверенная научная информация.

20 Другими словами - существует некий дефицит достоверной этологической информации, и восполнение этого дефицита - должно быть (по Вашему мнению) одной из главных задач сайта, мы Вас верно поняли?

Достоверной этологической информации в мире сколько угодно, только ее нужно правильно отбирать (в основном из научных рецензируемых журналов).

 С уважением

Виктор Рафаэльевич Дольник

 



2004:06:02