Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем
Не в тему

все темы

Что есть наука?

1-6

[#728]Псевдоним: ДТ12:26 03/06/2004
Вы знаете, Алексей, я бы наверно не говорил о "лишних мощностях". На самом деле задачи чисто практического характера, с которыми на заре формирования Homo Sapiens как вида сталкивались первобытные люди и от решениях которых зависело выживание, тоже требовали очень высокой степени развития мышления. (Риску даже предположить, что современному среднему человеку нет такой объективной необходимости напрягать мозги, как его доисторическому предку.) Другое тело, что со временем, так сказать, накапливались "готовые решения", поэтому "мощности" освобождались и человек начал все больше их задействовать как бы "не по назначению", в направлении "бесполезного" познания мира. Нередко впрочем плоды такого познания находили практическое применение в будущем, но это "отсроченная выгода" (как бы "культурная преадаптация"), и человек познающий преследует не ее, он просто задействует мозги, "свободные мощности" - сам мозг заставляет его думать.
[#723]Псевдоним: Алексей9:46 03/06/2004
ДТ. Соглесен с тем, что инстинкт познания, - это "следствие высокоразвитого мозга, который требует для себя "пищи" независимо от "практической пользы". Видимо дело еще в том, что в ходе эволюции, у человека внезапно появились "лишние" мозговые мощности (если так можно выразится), которые пришлось использовать не только для решения адаптивных, сиюминутных задач, а для вычисления какого-нибудь "Пи" и т.п.
[#720]Псевдоним: ДТ7:50 03/06/2004
Согласен с Алексеем. Думаю, можно говорить, что интерес к окружающему миру, стремление его познать, имеет инстинктивный характер у человека. Он автономен и независим от ранговых, половых и пищевых устремлений - иногда они соприкасаются и "действуют заодно", но могут и вступать в противоречие. Это то, чего нет у животных. Вероятно это единственный инстинкт, качественно отличающий человека.

Животные тоже интересуются окружающих их миром, но их интерес всегда носит конкретно-целевой характер: пищевой интерес, "жилищный", репродуктивный, связанный с избежанием опасности и т.д., и т.п. Можно сказать, что их интересы имеют экологический характер, т.е. ограничены спектром их экологических ниш, прямых связей и взаимодействий со средой, и познание служит не более чем средством для удовлетворения других потребностей. На большее у них просто "не хватает мозгов", да и энергию надо экономить. У человека же это интерес к миру в целом, выходящий далеко за рамки экологических ниш, причем безотносительно практических результатов, - познание здесь именно цель, а не средство (хотя вполне может быть и средством).

Человек тратит огромную часть времени и прочих ресурсов, удовлетворяя свою любознательность, не имея с этого никакой пищевой, сексуальной и прочей "животной" выгоды. Для многих это вообще становится делом всей жизни, зачастую даже в ущерб иным потребностям. Процент таких людей возможно не сильно велик, но "процентный подход" здесь неприменим, ибо их роль в жизни вида, несмотря на небольшую численность, огромна; без них человечество было бы совершенно иным.

Конечно, животные тоже способны проявлять "чистый интерес", "чистое любопытство", но это не играет в их жизни большой роли и проявляется главным образом в молодом возрасте, когда есть переизбыток энергии, идет формирование мозга и вообще "надо учиться и неизвестно, что пригодится". У человека же это свойство остается на всю жизнь. Что, в частности, дало повод говорить о роли неотении в антропогенезе. Глубокий старик может быть столь же любознателен как маленький ребенок. Вне всякого сомнения, мы стремимся познавать мир.

Вопрос: как возник подобный "инстинкт познания"? Ну, во-первых, в целом любознательность все-таки адаптивна, хотя во многих случаях может быть и наоборот (и кто знает, что будет в конечном итоге). Во-вторых, вероятно это есть неизбежное следствие высокоразвитого мозга, который требует для себя "пищи" независимо от "практической пользы" - в виде новой информации, материала для обработки, что обеспечивается познанием. В этом плане вполне закономерно, что недостаток умственной деятельности, тупой монотонный труд, способен даже вызывать болезни.
[#709]Псевдоним: Грамотей7:52 02/06/2004
Отребуты - что-то с отребьем связано...
[#704]Псевдоним: Алексей16:47 01/06/2004
Мне кажется, что в основе опять же инстинктивное программа - "познай окружающий мир".
[#699]Псевдоним: Эдуард15:48 01/06/2004
Что является мотивом для научной деятельности?Знания-отребуты ранговых игр?Стремимся ли мы познавать мир?
1-6