- Орангутаны научились использовать орудия с выгодой для себя [2019-03-22]
- Мозг собак отличил настоящие слова от тарабарщины [2019-03-22]
- Какаду Гоффина выклевали палочки из картонки и использовали их в быту [2019-03-22]
- Орангутанов уличили в создании крючков [2019-03-22]
- Любовь самок гуппи к ярким самцам объяснили генами и освещением [2019-03-22]
- Орангутаны рассказывают друг другу о прошлом [2019-03-22]
- Блеск и нищета этологии [2018-05-03]
- Почему хозяева похожи на своих собак? [2018-03-15]
- Интервью с Анатолием Протопоповым [2019-02-13]
- Цирки: развлечение vs мучение [2018-12-15]
Красная Шапочка
Давным-давно…когда, не помню (совсем долгосрочную память потерял)…на окраине Волшебного леса в маленькой избушке жила уж совсем маленькая девочка. И звали ее Красная Шапочка.
Полюбила она однажды своего соседа, да не могла сказать ему об этом: сосед гулял с ее дорогой подругой, не отходил от нее как гусь от гусыни, ни на кого больше не смотрел. Да и подруга только им и жила – прямо-таки обоюдный импринтинг какой-то! А Красная Шапочка девочка совестливая, честная была и не хотела дорогой подруге досаждать. Разрывалась она между любовью и долгом, да тут-то и началась у нее смещенная активность: начала пирожки печь! Напекла их столько – девать некуда. Сначала твердые как дерево были – не раскусить, но методом проб и ошибок даже Красная Шапочка печь научится: все лучше и лучше получаться стало. А она увлеклась, привыкла и довела все до такого автоматизма, что пирожки скоро из окон дома посыпались. Жалко, не было по близости Лоренца: тогда его психогидравлическая модель появилась бы на…(не помню сколько, хоть убейте!) лет раньше! Вот что бывает, когда специфической энергии действия не дают выхода!..
Треснул дом, да и рассыпался весь как картонный. А Красная Шапочка, благо на треск у нее уже условнорефлекторная реакция была (мама и сестрица тоже часто пирожки пекли: наследственность…), из дома выскочила и жива-здорова осталась. Только по голове ее маленько стукнуло упавшей поварешкой… Тут-то в беззаботном мозгу Красной Шапочки нейроны зашевелились, ассоциативные связи заработали, медиаторы в синапсах зашуршали, и вспомнила наша героиня свою бабушку! "С чего вдруг? Почему?.." – думала Красная Шапочка… А было все просто: поварешку злосчастную ей бабушка подарила – вот ассоциации и сработали: память у Красной Шапочки работала исправно (не то, что у меня), и решила она бабушку пирожками накормить: две недели уже не навещала ее, бабушка голодная, наверное, сухарями да грибами питается… Жалко бабушку! Внуки тоже к эмпатии способны!
И пошла Красная Шапочка к своей прародительнице – понесла пирожки. А дорога через лес шла, между сосен да елей. Скучно идти было, и Красная Шапочка запела о горькой своей девичьей участи, а птички с деревьев ей отвечали и тоже пели – о своей судьбинушке. Слушала их Красная Шапочка и пела все громче и громче: ей голоса птичьи положительным стимулом служили – больно любила она их. Распелась так, что земля задрожала и звери все разбежались. Почти все… Остался неподалеку только Серый Волк. Услышал он жалобный голос Красной Шапочки, почувствовал земли колебания и решил, что рядышком где-то добыча – может, стадо оленей, а может, и кто послаще к нему во владения забрел… А Волк был не глупый: зачатки элементарного мышления у него были, в пространстве ориентировался – и "латентно обучен" был, и представление о лесе в голове его волчьей сложилось, и счислять путь умел, ориентиры и "когнитивные карты" исправно использовал…
Вот и добрался он, сориентировавшись, до Красной Шапочки и стал за ней по пятам следовать. Очень манил его красный головной убор девочки... С детства он был жестокий и кровь любил. Наверное, что-то неладно было у его матери-волчицы во время потуг, и нарушилась Третья Пренатальная матрица… Но не один он такой был! Корюшки у соседнего ручья тоже были к красному не равнодушны и стали проявлять агрессивное поведение – бросались из воды на Красную Шапочку как на соперника. У Красной Шапочки случилось сотрясение мозга, и она упала без чувств. А все глупый рыбий КФД!!!
Только Волк хотел наброситься на свою добычу, как появилась мама Красной Шапочки. Она подстрелила Волку лапу и отправила его в СССР срочной посылкой товарищу Павлову И. П. – на исследования физиологии условных рефлексов у представителей семейства собачьих!
Мораль сей басни такова: любовь и материнская привязанность спасут мир!
P. S. До попадания в умелые руки И. П. Павлова ни один Волк сильно не пострадал…
Максимов Арсений
Трудное детство Фунтика.
Жила-была жирная-прежирная обезьяна. Жила она весело: у нее в клетке всегда было много бананов и игрушек. Но вот чего-то ей в этой жизни все же не хватало - детеныша! Заметив нервное поведение Марфы Васильевны (а ведь именно так звали обезьянку), добрая ученая Ладыгина-Котс подселила к Марфе Кузю (обезьянку "мужеского полу"), на время. И вот, через n-ное количество месяцев у Марфы родился Фунтик. Недолго радовалась Марфа рождению малыша – сдохла она от ожирения через час после его рождения... А виновата в этом была Карен Прайор, пытавшаяся выработать определенное поведение у Марфы, но не знавшая теории подкрепления Скиннера – перекормила бедное животное! А все из-за того, что интересовалась она только цыплятами, заставляла их танцевать, да еще и описывала эти пытки в своей книге!
Так вот, остался Фунтик один в клетке (Марфу унесли в реанимацию в надежде "откачать"). Забыли ученые о таком важном свойстве животного в первые 12 часов жизни как импринтинг (то есть запечатлевание). Запомнил несчастный Фунтик большого плюшевого крокодила и стал считать его своей мамой. И никто из светлых голов в зоопсихологии не мог с этим ничего поделать – природа, знаете ли!
Несмотря на свои странности, Фунтик был достаточно умным животным. Это заметили американские ученые Беатрис и Ален Гарднер и решили научить его языку жестов. И результаты, надо сказать, были весьма недурные.
Желая урвать свой кусок славы, объявился другой американский ученый Дэвид Примак, занявшийся с шимпанзе Сарой (он обучал ее AMSLANу, то есть жестовому языку глухонемых). Опыт Гарднеров отличался тем, что они пытались соблюсти биологическую адекватность эксперимента и включить элементы языка-посредника в естественную структуру поведения обезьяны.
Фунтик обучился этому языку и стал знаменитым! Он стал ездить по разным конференциям и демонстрировать изумленной публике свое умение.
А Карен Прайор, погубившую его маму, так и не простил!
Вот и все!!!
Жорник Анастасия
Вариации на тему курочки Рябы
Жили-были дед да баба. Были они зоопсихологами, придерживались учений И. П. Павлова и создали даже собственную классификацию основных форм поведения животных. (Однако, какую конкретно, история умалчивает.) Эти дедушка и бабушка всю свою сознательную жизнь занимались решением вопроса о том, почему мышка бегает и смахивает своим хвостом яйца, и постановкой над ней экспериментов. Курочку Рябу они тоже не обделили вниманием: проверять у курицы наличие мышления доставляло им особое удовольствие. Как ни странно, под конец жизни своей (по неизвестным нам причинам) обнаружили у курицы абстрактно-логическое мышление (так как не было доказательств, памятник им не поставили).
И вот однажды эта фантастическая курица снесла яйцо. И так как детей у бабушки с дедушкой не было, договорились они с курицей, что та отдаст им своего первенца. Дед и баба холили, лелеяли яичко, хотели, чтобы у цыпленка в первые 12 часов осуществился импринтинг, запечатление привязанности. Однако не все так просто в жизни нашей... Прибежала мышь и кокнула яичко. (И все последующие тоже.)
Дед с бабой переключились на изучение этого загадочного феномена.
Они использовали наблюдение, этограмму, эксперимент, моделирование, но ни что не давало никаких результатов. Также пытались переучить мышку, давая ей подкрепления, изменяя условия окружающей среды, но…никакого результата. Все попытки не приводили к выработке.
Попытка осуществления нужного поведения с помощью стимулов не принесла никаких изменений. (Не те стимулы применяли.) Потом дед да баба перешли к более жестким мерам: "Убить зверя", наказание, отрицательное подкрепление, угашение и т. д. Однако упрямая мышка выдерживала все и продолжала смахивать яйца! И как бы далеко не уносили старики яйцо, у мышки было очень развито латентное поведение и когнитивная "карта", поэтому она находила яичко всегда и везде.
В конце концов, дед и баба перестали носиться с этим яйцом и обратили внимание на саму мышку, и эти махания хвостом пропали... Просто мышка преследовала цель, полную противоположности альтруизму. (Какая мышка-эгоистка!!!)
У мышки просто была очень специфическая энергия действия, а стимула - никакого. Дед да баба обратили на мышку внимание, и с моделью Лоренца у нее все нормализовалось. (Про модель Лоренца старики ничего не поняли, да и не знали.) Так и зажили они втроем (дед, баба, мышь) весело, дружно и припеваючи!!!
Вот и сказке конец, а кто читал, тот молодец!
Бутузова Оксана