Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем
Не в тему

18 февраля 2019 года состоялась лекция «Инстинкты человека»

Понравилась ли она Вам? Нужно ли делать другие видео-лекции по теме этологии?

Нам важно ваше мнение.

ПРОСМОТР ЛЕКЦИИ

список статей


Этологические сказки

               *  *  *

Жил бы Вася-таракан,

Рыжеусый хулиган.

Был знаком со всем двором,

Дома, обитал в котором.

Встретил как-то он Катюху,

Близкую ему по духу.

Закипела в венах кровь -

Безответная любовь…

Стимул Васи был таков

Он семью создать готов

 Был с Катюхой, но она

Непреступная была.

Ситуация такая,

Скажем честно: не смешная,

Человеку интересна

Разобраться ему лестно.

Он читал К.Э.Фабри

Знает он, что там внутри

У букашек всех твориться,

Все что может приключиться.

С бедной психикой их.

И про этот стих.

 

Он сказал: «В Катюхе видим,

Что хромал ее импринтинг,

Тот, который половой.

Не привычно ей с тобой.

Лоренц на своей модели

Показал, что мы имеем

Эс Э Де и Вэ эР эМ

Неизвестны ей совсем.

Стимул для нее не ты

Все цветочки, да мечты

Но, дождись, мой друг, финала -

С тобой будет твоя дама!

 

Бухалев Сергей Михайлович

 

 

*  *  *

Жили-были дед и бабка, вследствие ветхости их организма и потраченной впустую молодости на данном этапе их жизни детей у них не было и физиологически уже быть не могло, т.к. несмотря на деревенский дух, генотип бабки порядочно испортился и она уже лет десять как жила в климаксе. Но им на старости лет ужасно хотелось завести нечто, о чем можно было позаботиться, так сказать, нереализованный материнский инстинкт давил на совесть.

Дед был послан в погреб грести сусеки, дабы слепить некого колобка, на  которого старики могли переадресовать свою активность. Колобок испекли и с присущей людям халатностью, оставили одного на окне, не занявшись с ним предварительно обучением и не создав столь значимого стимула, чтобы он сидел на одном месте.

Инстинктивно колобок понимал, что он должен катиться, хоть не разу не пробовал заниматься этим процессом. Но инстинкт победил, и он последовал зову природы…

Что характерно, прокладывая свой путь, колобок никак не ориентировался на местности, и основным его ориентиром была колея от его собственного тела, хотя можно предположить, что он был способен вычислить путь, сказка об этом умалчивает.

Итак, колобок покатился…

Через небольшой промежуток времени им был встречен заяц, которому со всей своей несмышленостью колобок изложил всю свою подноготную. Заяц, влекомый пищевыми рефлексами попытался съесть комок теста, но инстинкт самосохранения оказался мощнее и колобок скрылся.

Следующим препятствием на его практически «обходном пути» был волк. Сквозь толстый слой пыли, покрывший свежеиспеченного колобка, все еще пробивался сладкий запах съедобного теста, который в свою очередь немедленно спровоцировал слюноотделение у волка, который был столь истощен, что готов был сожрать все, что угодно. Однако инстинкты колобка вновь победили, и он избежал участи стать продуктом пищеварения волка. Потом подобная история повторилась и  с медведем, однако богатый жизненный опыт он вновь избежал нависших над ним угрозы.

Но самое страшное было впереди!!!

Его ждала лиса. Лиса была стара и очень опытна. Она решила отработать свои навыки на колобке… использовав в качестве подкрепления грубую лесть, она выдрессировала колобка до такой степени, что он согласился сесть на язык. Он был хорошим учеником, и был съеден.

Зубкова Алина Константиновна

 

 

Сказ про медведя

Жил был медведь в ящике Торндайка. Ящик не был уж такой проблемный. Но выбираться из него он все равно не умел.

Ящик был собран из свинцовых плит и в один прекрасный день развалился на две половинке. Медведь очутился на воле. Благодаря этому инциденту нам стали видны внутренние грани ящика. Оказалось, что ящик был буквально битком набит томами Большой Советской Энциклопедии, поэтому когнитивные процессы шли полным ходом в мохнатой голове медведя.

 Медведю особенно понравилась та часть энциклопедии, которая посвящена психологическим экспериментам над животными. Очень скоро он узнал, что живет в ящике Торндайка, но принципиально не хотел из него выходить. Медведь тоже хотел чтобы кто-нибудь над ним поэкспериментировал. Например, если бы экспериментатор попытался бы выработать у него условный рефлекс, он бы поражал его необычно коротким латентным периодом реакции.

Медведь сам научился по звонку собирать книги в хронологической последовательности. А по сигналу зеленой лампочки патриотические стихи о В.И. Ленине, которые он прочитал в этой же энциклопедии и выучил наизусть. После действия выше упомянутых стимулов медведь чувствовал, как очаг возбуждения распространяется в его коре головного мозга. Он прекрасно понимал, что это всего лишь генерализация. Но контролирование своих бессознательных процессов забавляло медведя. Медведь полностью нейтрализовал отрицательную эмоцию и был счастлив.

 И напоследок еще одна особенность у медведя помимо второй сигнальной системы была 3 и 5-ая. Четвертую он никак не мог открыть. Так и умер он, не овладев 4-ой сигнальной системой.

Мораль: Сидение в ящике Торндайка повышенной сложности способствует повышению интеллектуального уровня особи.

Беляков Валентин Витальевич

 

 

 

 

Сказка об украденном волке

Давным-давно, в то время, когда моря еще не бороздили металлические корабли-гиганты и небо не портилось видом кукурузников, в семье волков, почитаемой всеми другими животными леса, родился маленький волчонок. Вся стая была рада появлению в их круге нового волчонка. Родители назвали новорожденного Луной, так как тот имел светлые глаза, как будто излучающие некую добрую, как лунный свет энергию.

Волчонок рос и вскоре стал таким же сильным и храбрым, как его родители. Но всего через несколько десятков смен дня и ночи после того, как Луна узнал сладкий вкус крови, его украли охотники из племени людей. Волчонок был еще не на столько могущественным, чтобы сопротивляться семи грубым людям, смотрящим на него горящими безумными глазами. Они незаметно подкрались к нему в то время, когда он спал, и оглушили его ударом прочной коряги по голове, так, что Луна даже не успел позвать своих братьев  волков, отдыхающих неподалеку… Увидев, как начал сопротивляться волчонок, когда очнулся от удара, люди решили не убивать его. Совет племени решил использовать силу животного в своих целях. Но Луна недолго пробыл у людей. Ему удалось сбежать от существ, по способу добычи пищи больше походящих на волосатых обезьян. Порвав глотку одному сторожу и увернувшись от второго, волк скрылся в лесу, оставив лишь не осевшую пыль недоумевающим людям.

Но через несколько часов бега меж могучих стволов деревьев, уходящих ввысь и как будто поддерживающих небосвод, Луна понял, что совершенно не знает этих мест и не представляет, как добраться до своей родной стаи.

Несколько лет волчонок прожил в лесу, стараясь не умереть от голода. Было большой удачей поймать не обед зайца, но иногда Луна обходился весь день без еды…

…Однажды, когда матерый волк, мало похожий на того, кем он был, когда его украли, гнался за красивой антилопой. Он уже почти настиг ее, но вдруг увидел слева от себя еще трое храбрых лесных животных, в чьих жилах также кипела кровь мохнатых клыкастых хищников. Луну тоже заметили, и трое волков немного замедлили бег, изучая незнакомца. Луна, видя похожих на него  существ, тоже остановился и опасливо приблизился к ним.

Когда наш герой посмотрел на волчицу, стоящую немного позади двух своих защитников, он был оглушен не хуже, чем если бы его ударила молния. Он узнал в этой волчице свою мать. Как можно было не узнать эту серую с белыми вкраплениями шерсть, эти, такие родные, глаза, порванное правое ухо…? Сердце его начало стучаться сильнее, и он еще ближе подошел к членам своей бывшей стаи, которая так и не была найдена им. Он с надеждой посмотрел на свою мать, проскулив ей волчье имя души, но та лишь прищурилась, зрачки ее сузились. Она втянула несколько раз носом воздух, и, повернувшись, пошла прочь. Луна хотел еще ближе подбежать к ней, но сопровождающие ее волки угрожающе оскалились. «Уходи, чужак!…» - как будто прорычали они.

Луна смотрел в след трем убегающим хищникам, стараясь, по крайней мере простить свою мать и братьев, не признавших его. Впереди еще была длинная жизнь-жизнь, наполненная неожиданностей. Когда лишь ночное светило над головой может подсказать, кто прав, а кто - виноват…

Козаченко Евгений Владимирович

 

 

*  *  *

            Жили-были Дедка с Бабкой. Они были в социальном взаимодействии только друг с другом. Их репродуктивное поведение было неудачным. Так как им было очень одиноко, Бабка решила слепить для них Сыночка-Колобочка. Как только Колобок был испечён и остыл, он увидел Бабку и сработал импринтинг, то есть Колобок понял, что перед ним его мама…

            Каждый раз, когда её любимый Колобок делал уроки, Бабка давала ему сладости, что служило ему стимулом чаще делать уроки. Но Колобок также любил шуметь и заниматься спортом, это было для него самоподкреплением и как-то весенним солнечным утром Колобок долго-долго гулял вдали от дома. У него возник инсайт, озарение убежать из дома, поглядеть на мир. И его весёлое поведение послужило раздражителем для находившейся неподалёку Лисы. Когда Лиса увидела, что Колобок сделан из очень вкусного сладкого теста, у неё сработал условный рефлекс, и она захотела его съесть.

            Потекли слюни, и она его съела.

Беларева Мария Николаевна

 

 

 

 

Один день из дневника подопытной крысы

Сегодня всё было как обычно. На мне пытались исследовать какие-то когнитивные процессы, как говорят эти люди в белых халатах.

Я был такой голодный, а меня затащили в радиальный лабиринт. Но я не сильно расстраивался, потому что был уверен, что меня в нём покормят. Меня поставили туда, и я сразу смог на глаз определить длину его лучей. Она была приблизительно равна 120 см. это средняя линия, потому что я бегал уже и на более длинные дистанции. Впоследствии я там наелся всякой вкуснятины, ну, в общем, остался довольным.

Ах да, я забыл вам сообщить, что, как только меня поместили в лабиринт, я сразу воспользовался своей когнитивной картой и начал сразу ориентироваться в том, где находится еда.

Люди в белых халатах считают, что они исследовали тем самым мою пространственную память и соотношение таких категорий, как рабочая и реферативная память. Ну и что, пусть пользуются мной, пока я жив, на благо общества. Меня ведь кормят, я не жалуюсь.

Всё, пойду спать. Надо отдохнуть от сегодняшних мучений и настроиться на завтрашние.

Пин Маргарита Павловна

 

 

*  *  *

            Жила-была хрюшка. И родила она трёх замечательных поросят. По велению судьбы хрюшка умирает во время родов и поросята остаются без мамы. Добрая повитуха-кабаниха решает забрать их себе. Но вдруг в двери домика начинает ломиться злой волк. Кабаниха, испугавшись, выскакивает в окно и успевает забрать с собой всего двух малышей. В это время волк отчаялся взломать дверь и ушёл. Несчастный поросёнок, оставшись один, начал искать свою маму и первое, что он увидел, открыв глаза, был цветочек, который рос в горшке.

            Когда кабаниха вернулась за ним, было уже поздно, процесс импринтинга произошёл и был необратим. Кабаниха пыталась объяснить бедолаге, что теперь она будет его мамой, но он никак не хотел её признавать и слушаться. Он искренне считал своей мамой цветочек, и , когда подрос, убежал в лес к другим цветам. Жизнь его была недолгой, и он никогда не имел детей.

            Судьбы его братьев сложились по-разному. Кабаниха не могла прокормить двух детей, и ей пришлось отдать одного из них в детский дом.

В детском доме воспитатели были жестокими. Пытаясь обучить поросёнка наукам жизни, они били его и ругали. Было это для него отрицательным подкреплением. В итоге, он не смог усвоить все науки даже не пытался этого делать. Он вырос глупым и всегда стремился к одиночеству.

Третий их брат жил в семье кабанихи. В ней его очень любили и всегда давали положительные подкрепления за правильно выполненные задания. Поросёнок быстро освоил все науки. И вырос полноценным членом своего общества.

Евдокименкова Дина Викторовна

 



2006:05:05