Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем
Не в тему

18 февраля 2019 года состоялась лекция «Инстинкты человека»

Понравилась ли она Вам? Нужно ли делать другие видео-лекции по теме этологии?

Нам важно ваше мнение.

ПРОСМОТР ЛЕКЦИИ

список статей


Этологические сказки

                                      Дедушка Джон и его червячок

 Жил-был на свете дедушка Джон. Был он совсем одинок: ни детей, ни внуков у него не было. Подумал, подумал дедушка и решил поселить у себя дома какое-нибудь маленькое живое существо. «Буду заботиться о нём и растить как своего ребенка», - подумал он.

На следующий день пошел дедушка в лес; долго ходил он, разглядывая живых существ. И вдруг увидел на тропинке маленького червячка. Взял дедушка его в руки, жалко стало ему живое создание. «Буду тебя растить. Станешь ты большим и умным и превратишься в человека», - сказал червячку дедушка и унёс его к себе домой.

Дома он соорудил ему коробочку, насыпал в неё земли и посадил туда своего нового «домочадца». В хорошую погоду дедушка выносил домик на улицу, чтобы червячок погрелся. Но однажды он обратил внимание, что чем ярче и теплее светит солнышко, тем глубже в землю зарывался червячок. «Наверное, всему виной такому поведению тепло. Не любит мой червячок солнышко», – подумал дедушка и решил не выносить его греться.

На утро третьего дня пребывания червячка у дедушки, превратился он в жучка. «Вот так да! Ладно, буду и тебя любить», - решил дедушка.

Однажды дедушка случайно уронил свою шапку на стол, по которому ползал его жучок. Насекомое тут же бросилось бежать. «Интересно, значит, ты, как и человек боишься за свою жизнь»,- подумал дедушка.

Прошло ещё три дня, и жучок превратился в рыбку. Дедушка принёс ему водички и соорудил новый «домик». Кормя рыбку, дедушка заметил, что она сразу плывёт в ту часть своего жилища, куда он крошит еду. «Ты прямо как человек! Бежишь туда, где есть еда», - заключил дедушка.

Ещё через три дня в доме дедушки уже жила птичка. И на протяжении двух дней дедушка Джон кормил птичку в определенном месте: на столе около стенки. А на третий день птичка сама прилетела в это место и стала стучать клювом, требуя пищи. «Смотри-ка! Да ты уже научилась есть в определенном месте. Молодец!» - похвалил её дедушка.

На следующее утро рядом с дедушкой жила уже обезьянка. Все три он разговаривал с ней с помощью жестов. Объяснял ей, как надо показывать жестами, что она голодна. На третий день, возвратившись из лесу домой, дедушка сам стал показывать, что он голоден. На это обезьянка принесла ему еду. «Да ты меня понимаешь! Это просто замечательно!» - сказал дедушка.

А на следующее утро к дедушке подошел маленький мальчик и сказал: «Доброе утро, дедушка!». Дедушка улыбнулся: «Здравствуй, внучок!».

                                                                  Анастасия Иванкова

 

Мыслить, чтобы жить 

Жила-была в одной из ненужных бумажных коробок, находившихся в большом зале некого института, сказочная мышь. Сказочной она была, потому что вела себя человекообразная обезьяна, тем самым спасая себе жизнь, ведь большинство людей мышей не любят. Что же позволило обычной глупой мыши «обзавестись» элементарным мышлением – способностью усваивать эмпирические законы, связывающие элементы и предметы внешнего мира, и оперировать ими в новой ситуации для построения поведения?

Всё началось со страха. Однажды в большой зал зашла взрослая серьёзная женщина. Увидев мышь, она не растерялась и не испугалась, а принялась за бедной мышью гоняться. И, представьте себе, поймала бедное животное за хвост! Но мышь и не думала так просто сдаваться: она укусила врага за руку так сильно, что падать ей самой пришлось далеко, больно и свысока. Но зато она осталась жива.

Этот прискорбный случай всё-таки принёс свои плоды: у мыши выработался условный рефлекс, основанный на сильном отрицательном подкреплении – угрозе жизни. Теперь при появлении кого-либо в дверях, мышь пряталась как можно дальше. Но в скором времени мышке предстояла со знакомым студентом. Недавно он выманил её, голодную, кусочком вкусной колбаски, но обижать не стал. Мышь запомнила черты лица добродетеля и поняла, что не все входящие в дверь, враги. Более того: с тех пор мышь стала различать людей по возрасту, так как у неё появилась способность к обобщению, а это свойственно лишь мыслящим существам.

Следующим этапом мышкиного развития стало обучение добыванию пищи. Было это так. Кто-то из студентов забыл на верхушке классной доски кусочек сыра. Голодная мышка быстро его учуяла. Но как же ей его достать? Ведь прямых путей восхождения на доску нет! Что делать?!! От горя и нетерпения мышка стала прыгать на месте. Тут её осенило, и она принялась прыгать на доску с такой силой, чтобы та сотряслась и тем самым спровоцировала сыр на падение. И мышь добилась своего: сыр упал прямо в зубы изголодавшийся мышке. Что же произошло? А вот что: наша маленькая героиня смогла составить элементарный план и добраться до цели методом проб и ошибок, используя придуманную стратегию. А ведь подобное поведение свойственно лишь мыслящим существам!

А ещё мышь научилась не бояться собственного отражения. Раньше она его боялась. Но, заметив однажды как какая-то красивая девушка пристально смотрится в странный предмет, мышка увидела в этом предмете ту же девушку! И тогда она поняла, что та, кого она боялась, есть она сама. А себя бояться не надо. И она перестала бояться.

Так глупое животное стало обладать свойством самоидентификации. А ведь это свойственно только разумным существам. Подобных разумных «проделок» в жизни мышки было много. И, в конце концов, её заметили студенты. Они сделали мышку институтским питомцем.

Сейчас мышку учат языку жестов, как человекообразных обезьян, и она справляется. А ведь это свойственно только мыслящим существам!

                                                                                 Юлия Шмакова

                                        

                                       Сказка о звере по имени Макал

Давным–давно, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был некий зверь. И имя его было, конечно, странным, но для окружающих вполне приемлемым, - Макал. Был он очень умным и образованным, работал в НИИ Индивидуального Поведения им. Дьюсбери на кафедре исследовательской активности. Макал занимался исследованием и тестированием различных животных.

Но вот однажды, возвращаясь с ночной смены, Макал наткнулся на злобную шайку недоброжелателей. После непродолжительного сопротивления, он был скручен бандитами и доставлен в лабораторию нехорошего профессора. Злой и ужасный профессор начал издеваться над Макалом. Он проводил над ним жесточайшие и изощренные опыты: формировал несколько типов поведения в конкретный промежуток времени, не  ослаблял, а наоборот,  - усиливал старые критерии при введении новых, нещадно бил током, целыми днями звенел оглушающим звонком над ухом.

Так бы это и продолжалось до бесконечности, если бы о злодеяниях профессора- садиста не узнал добрый и благородный профессор Павлаунис, который решил спасти бедного Макала и вырвать его из лап злодея.

А тем временем, пока благородный профессор Павлаунис вырабатывал план спасения путем простейшего мышления, Макал сидел в кресле напротив профессора- садиста и постоянно задавал ему один и тот же вопрос: «Доктор, почему на вас надет все время один и тот же халат?»

- Ха-ха! Это для того, чтобы внешние факторы среды не тормозили процессы образования условных рефлексов! По той же причине в этом кабинете нет окон! Ты обречен!

- Нет! Вы не сможете меня сломить! – кричал в ответ Макал.

- Ага! Я раскусил тебя: ты вовсе не зверь, ты человек!

- Почему?! – возмутился Макал.

- Потому что ты можешь говорить, а у зверей нет второй сигнальной системы! – воскликнул профессор.

И в этот самый момент в кабинет ворвался доблестный Павлаунис с дубинкой в правой руке и палкой в левой. Несколькими ловкими движениями, с помощью орудийной деятельности он обезвредил злого профессора, несмотря на защитное поведение с его стороны. Освободив Макала, Павлаунис отвез его домой, где тот проявил кормовое и гигиеническое поведение.

После этого ужасного случая Макалу долго пришлось лежать в реабилитационном центре им. Павлова, где добрый профессор Павлаунис лечил его и занимался с Макалом выработкой ассоциативного поведения. В конце концов Макал вылечился и вернулся к своим исследованиям в НИИ Индивидуального Поведения им. Дьюсбери, а добрый профессор Павлаунис впоследствии помог очень многим зверям, которые подвергались жутким опытам со стороны профессора- садиста.

Вот и сказке конец…

                                                                      Евгений Макалов

 

 

Безответная любовь

Как-то раз осёл Васька стал думать о своем хозяине – дедушке Митрофане (желание получить подкрепление – травку). «Хозяин очень любит нашу собачку Жучку, - думал он. – Это, наверное, потому что она к нему подлизывается, строит ему глазки, скачет перед ним на задних лапах, прыгает (закрепленное поведение), а хозяин её за это колбасой кормит (положительное подкрепление). Ну конечно, за это он её и любит. А ведь я Митрофана больше люблю, он у меня единственный, как отец родной (импринтинг). Надо бы и мне попробовать (подражание) поскакать пред ним на задних лапах, а потом забраться на колени!!! И уж тогда дед непременно приласкает меня (положительное подкрепление для осла)». Так думал Васька.

Вернулся Митрофан вечером из колхоза и сел на стульчик во дворе. А Васька (реакция на сигнал – приход хозяина) как подбежит к хозяину и как начал скакать перед ним (привлечение внимания). То влево прыгнет, то вправо и вдруг как заорёт во всё горло (условный рефлекс)… А потом Васька встал на задние лапы, передними обнял хозяина и хотел уж было сесть ему на колени. Но…

Митрофан совсем растерялся, но тут подоспела бабка из хаты и давай горячей сковородкой осла лупить… (использование в наказание болевого метода).

                                                                            Глушенко Ольга

 

Лебедь-Утка

Жили- были утка с лебедем. Они хотя и были разных видов, но, как исключение, могли спариваться. И вот родился у них сын, и назвали они его Пернатый. Но утка решила, что он непохож на неё, и лебедь тоже решил, что Пернатый не слишком-то похож. Из-за этого начались и них ссоры, и разлетелись родители в разные стороны. А все, потому что у них были свои сверхоптимальные стимулы, а Пернатый им не соответствовал. Вот они его и бросили и, повинуясь поисковому поведению, полетели искать детей, похожих на них.

Прошло два часа, Пернатый начал мёрзнуть. Но на его счастье пролетал мимо какой-то гусь. Благодаря хорошо развитому инстинкту он почуял Пернатого. Жалко стало гусю Пернатого, и внезапно пришло ему в голову – инсайт - забрать малыша в своё семейство.

А у Пернатого произошел импринтинг, обусловленный внешним фактором: у него только-только открылись глазки, и первое, что он увидел был гусь. Пернатый конечно же принял его за своего родителя и не отходил от него ни на шаг.

 P.S: Из Пернатого вырос красивый лебедь-утка.

                                                                                       Лилия Терехова



2005:04:18