Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем
Не в тему

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 

Феодосий Григорьевич Добжанский

Феодосий Григорьевич Добжанский (Добржанский, 1900–1975) – один из самых ярких генетиков-эволюционистов XX века – родился в городе Немирове на Украине в семье гимназического учителя математики. Окончил Киевский университет. В 1924 году Ю.А. Филипченко пригласил его на кафедру генетики и экспериментальной зоологии Петроградского университета. В 1927 году Феодосий Григорьевич уехал в научную командировку в Америку, остался и работал там до конца жизни. Начав ассистентом по курсу генетики в Калифорнийском технологическом институте, был затем профессором в Колумбийском, Рокфеллеровском, Калифорнийском университетах. Избран членом многих академий, в том числе Национальной академии наук США и Лондонского королевского общества, почетным доктором двадцати одного университета.

Подобно тому, как Н.В. Тимофеев-Ресовский в 20-е годы нашего века привнес идеи российской эволюционной генетики московской школы С.С. Четверикова в Европу, Добжанский развивал эти идеи в США. В 1937 году появилось первое издание его книги “Генетика и происхождение видов”, которая получила широчайшее распространение. Последовательные ее переиздания – в 1941-м, в 1951-м и, наконец, последнее в 1970 году под названием “Генетика эволюционного процесса” – вехи бурного развития эволюционной теории в XX веке. Без преувеличения можно сказать, что целое поколение генетиков-эволюционистов США – в основном, ученики Добжанского.

Начиная с 50-х годов Добжанский пишет ряд статей и книг о генетических аспектах эволюции человека, представляющих собой синтез генетики, эволюционной теории и социологии. Публикуемая ниже статья [1] – из числа этих работ. В ней анализируется роль наследственной и ненаследственной (средовой) компонент в развитии и поведении человека, включая его интеллектуальную деятельность. В 80-е годы прошлого века Ф. Гальтон ставил этот вопрос как “Nature or Nurture?” – “Природа или воспитание?” У Добжанского это звучит как “Мифы о генетическом предопределении и о tabula rasa”. Проблема эта очень трудная, очень важная, она имела и сегодня все еще имеет острое социальное звучание. И вчера и сегодня многие вполне грамотные биологи и генетики, обсуждая эту проблему, яростно спорят, отстаивая противоположные точки зрения “или – или”. Прочитайте статью, посмотрите, насколько глубок анализ Добжанского, как убедительно аргументирован его основной вывод: не “или – или”, но “и”!

Идеи статьи перекликаются с теоретическими построениями 30-х годов основоположника хромосомной теории наследственности Т.Г. Моргана, различавшего у человека биологическую и культурную наследственность, и крупнейшего отечественного невролога и генетика С.Н. Давиденкова, независимо говорившего в близком смысле о наследственности и преемственности. Детально мысли Добжанского развиты в книге одного из его блестящих учеников – Р. Левонтина, переведенной на русский язык [2].

В течение последних двух десятилетий за рубежом интенсивно развивается продолжающее эту линию направление, называемое генетико-культурной эволюцией (Gene-culture evolution) [3], к сожалению, до сих пор не представленное в отечественной литературе, хотя некоторые аспекты проблемы взаимодействия генотипа и среды обсуждаются многими авторами, в том числе и нами [4].

Н.В. Глотов, В.И. Иванов

Интервью

Список работ автора имеющихся на сайте

Мифы о генетическом предопределении и о tabula rasa
Знаменитая работа Феодосия Добжанского о соотношении генитического и культурного в человеке.
Ф.Г. Добжанский