Вернуться "Общественное поведение"

Эволюция в режиме реального времени

Дата публикации: 2014-06-19 / Обсуждение [0]

Источник изображения: Field Crickets by Queensland Museum

Британским энтомологам удалось зафиксировать эволюционные изменения, которые произошли параллельно в разных, изолированных друг от друга, популяциях сверчков. Буквально в течение нескольких лет сверчки потеряли способность «петь», чтобы спастись от мухи-паразита.

Объектом пристального внимания ученых из Сент-Эндрюсского университета (Великобритания) стали австралийские сверчки Teleogryllus oceanicus, сравнительно недавно занесенные на Гавайские острова. Самцы всех видов сверчков стрекочут, привлекая самок во время брачного периода. Их «песня» – это результат трения передних крыльев. В 2003 году ученые впервые обнаружили на острове Кауаи «немых» сверчков с видоизмененными крыльями.

Энтомологи выяснили, что причиной появления нового признака стала мушка-паразит Ormia ochracea. Эта муха откладывает яйца на спину сверчков и впоследствии личинки поедают своего «гостеприимного» хозяина. Находит мушка свою жертву по стрекотанию. Вот и получается, что «немота» - признак, способствующий выживанию, даже если в глазах самки самец без своей серенады и не столь привлекателен.

Через 20 поколений сверчков на острове Кауаи 90 % популяции были уже не способны к стрекотанию. Спустя 2 года сверчков с видоизмененными крыльями обнаружили и на острове Оаху, на расстоянии 100 км от Кауаи. Энтомологи предположили, что немые насекомые попали на остров с судами. Но исследование генома сверчков из обеих популяций опровергло эту гипотезу.

Выяснилось, что у сверчков и с Оаху, и с Кауаи мутация, определяющая видоизменение крыльев, находится в одном и том же локусе. Но по прочим ДНК-маркерам эти популяции абсолютно разные, что свидетельствует об отсутствии обмена генами между ними. На основании этих данных ученые пришли к выводу, что одна и та же эволюционная адаптация была приобретена в разных популяциях независимо друг от друга.

Аналогичные изменения, происходящие в близких популяциях, называются конвергентной эволюцией. До этого времени этот процесс не наблюдали в природе в режиме реального времени, сообщает InfoxRu.

Похожие материалы:
Исследования подтверждают: эволюция мозга продолжается. Новые разновидности генов, или аллели, как их называют в генетике, распространились, видимо, потому, что они каким-то образом усиливали функцию мозга, сообщают ученые, и в некоторых популяциях они более распространены, чем в других.

Похожие материалы:
Эволюция продолжается: появился новый вид насекомых. Однако жимолостные мушки не первое поколение гибридов. Первое поколение должно было бы иметь ровно половину генов одного родителя и половину – второго. Но у жимолостных мушек встречаются разные сочетания генов, что свидетельствует, что они спариваются между собой на протяжении как минимум сотни поколений.