- Орангутаны научились использовать орудия с выгодой для себя [2019-03-22]
- Мозг собак отличил настоящие слова от тарабарщины [2019-03-22]
- Какаду Гоффина выклевали палочки из картонки и использовали их в быту [2019-03-22]
- Орангутанов уличили в создании крючков [2019-03-22]
- Любовь самок гуппи к ярким самцам объяснили генами и освещением [2019-03-22]
- Орангутаны рассказывают друг другу о прошлом [2019-03-22]
- Блеск и нищета этологии [2018-05-03]
- Почему хозяева похожи на своих собак? [2018-03-15]
- Интервью с Анатолием Протопоповым [2019-02-13]
- Цирки: развлечение vs мучение [2018-12-15]
Н. Фаткуллина
«Этология» в переводе с греческого означает — поведение, характер. Именно при обучении подружейных собак надо учитывать особенности поведения и характер животного. Зная, как ведет себя собака в той или иной ситуации, можно предугадать событие и оградить животное от опасности.
НАУКА О ХАРАКТЕРЕ
Официально об этологии как о науке, заговорили только в ХХ веке, хотя родоначальником этологии надо признать Ч. Дарвина (1809–1882). Именно он, еще в 1882 году, создал труд «Выражение эмоций у животных и человека». В этой работе он провел аналогии между сходными чувствами, инстинктами и эмоциями у человека и животных.
Ни для кого не секрет, что поведение собаки — не что иное, как проявление двигательной активности, необходимой для связи организма с внешней средой. Это один из способов обмена информацией между человеком и собакой. Правильность восприятия собакой переданной человеком информации является одним из главных факторов при работе с подружейной собакой.
В наше время бытует мнение, что «собака является зеркалом своего хозяина», и это именно так. До понимания собаки доходит та информация, которую мы ей передаем. И чем больше мы сможем передать собаке информации, понятной для ее восприятия, тем более социализированной она становится. Семья, в которой живет собака, оказывает многостороннее влияние на поведение собаки, поэтому в зависимости от уклада семьи и образа жизни у собаки формируются определенные эмоции, различная познавательная способность и активность.
Д. Келлер (1887–1967), анализируя свои наблюдения, пришел к выводу, что животные имеют разум. Это было великое открытие. Этим ученым было доказано, что животные могут образовывать образы. Знание о возможности собаки создавать образы очень помогает при подготовке к натаске подружейных собак. Ведь образы — это не что иное, как стойкие ассоциации.
Дальше всех в этих изучениях продвинулся И. Павлов (1849–1936). Он изучил и обосновал условные рефлексы у собак. Для дрессировщиков и натасчиков охотничьих собак очень важно то доказательство, что инстинкты всегда лежат в основе формирования индивидуального приобретенного поведения. Поэтому мы имеем возможность формировать поведенческие реакции при участии генетических факторов и под влиянием внешней среды. Проще говоря, можно управлять врожденными инстинктами, дабы добиться желаемого поведения собаки, необходимого для удачной охоты.
Принимая во внимание все эти открытия и наблюдая за собакой, из которой хотят сделать охотника, мы можем четко составить психобиологический портрет эой собаки, учитывая ее поведение, возможности и познавательную способность. Это в дальнейшем сыграет огромную роль при натаске. Более того, применение в охотничьем собаководстве результатов научных исследований поведения собак позволяет значительно повысить уровень подготовки собак к испытаниям, состязаниям и охоте.
В начале жизни у щенка (до 21 дня от роду) наблюдаются врожденные адаптационные реакции, выражающиеся в рефлексах и инстинктах. На формирование характера и на последующее управление собакой эти детские рефлексы и инстинкты, как правило, не влияют. Я же хочу подробно остановиться на приобретенных формах поведения: на мышлении и способности собаки к обучению. Благодаря обучению, жизненный опыт влияет на поведение каждой собаки в отдельности и позволяет развивать новые приспособительные реакции с учетом прошлого опыта, а также видоизменять те реакции, которые оказались неадаптированными. Следует отметить, что у собак, особенно охотничьих пород, очень сложно выделить в поведении врожденные элементы и быть уверенным, что обучение не повлияло на поведение. Например, у легавой стойка считается инстинктивной реакцией, но часто щенки, прежде чем сделать первую стойку в поле, должны увидеть, как это делают взрослые особи. Мы спрашиваем, почему многие первопольные легавые не делают стойку, ссылаясь при этом на генетику собаки. А ответ — в другом. Это происходит не потому, что генетически у данных собак не заложена стойка, а потому, что не всегда охотничьих собак натаскивают профессионалы, знающие основы поведения собак и дрессировки. Также это происходит из-за того, что в натаску берут несколько молодых собак одного возраста, не давая молодым собакам возможности наблюдать за опытными, хорошо обученными сородичами.
Импринтинг означает — запечатление и заключается в установлении характерной связи собаки с объектом внешней среды в определенный период жизни. Запечатление кардинально отличается от условного рефлекса, так как очень быстро запоминается и реакция на этот объект долго сохраняется. Попросту говоря, это не что иное, как форма ранней памяти. Если щенок охотничьей породы в детстве был испуган в лесу выстрелом, либо приближением огромного зверя или специфического запаха, изменить эти реакции очень трудно. Еще одним характерным подтверждением является то, что если щенка испугала собака определенной породы, то в дальнейшем этот щенок будет неординарно относиться ко всем собакам такой породы вообще, а не к той собаке в частности. Причем эта реакция, в зависимости от психобиологических возможностей, может быть либо оборонительной, либо агрессивной.
Следующий вид обучения, используемый при подготовке охотничьих собак, — подражание. Часто подражание происходит автоматически, оно очень близко к рефлексу следования. Так щенки всегда следуют за матерью и самопроизвольно учатся делать то, что она им показывает. К сожалению, мы сталкивается еще и с тем, что помимо полезных желаний молодая собака путем подражания может выработать у себя и плохие привычки.
Еще одним видом поведения, который мы можем использовать в свою пользу при натаске, являются ориентировочные реакции. У молодых собак ориентировка всегда сопровождается любознательностью, то есть рефлексом — «Что это?». Кроме того, при натаске мы учитываем такой фактор, как исследовательская активность щенков. Поэтому можно использовать такое желание молодых собак в полной мере. Если на глазах у молодого ретривера забросить битую утку в кусты, он обязательно туда устремится, чтобы узнать — «А что же там лежит?». Или при обучении легавой работе по кровяному следу собака еще не знает и не понимает, куда и к чему ведет этот запах, но интерес берет верх.
И, конечно, нельзя забывать об игровом инстинкте. Игры служат тренировкой организма и развития тех форм поведения, которыми животные еще не обладают. Многие натасчики ошибочно полагают, что высшей мерой похвалы собаки является лакомство. Игра на самом деле считается главным поощрением в натаске. При дрессировке основной формой обучения является условный рефлекс, или, точнее сказать, условная реакция. Это адаптивный ответ собаки на условный раздражитель. Она возникает в том случае, если вслед за условным раздражителем дается безусловный, в данном случае прием пищи. Используя игровые формы при натаске собак, мы заинтересовываем собаку, развиваем познавательные способности и активность, что положительно сказывается на восприятии окружающего мира данной собакой и в дальнейшем пригодится ей на охоте.
Зная и применяя все эти постулаты, можно добиться высоких и стабильных результатов от собаки за более короткий промежуток времени. Ведь хорошо обученная подружейная собака это залог успешной охоты.