- Орангутаны научились использовать орудия с выгодой для себя [2019-03-22]
- Мозг собак отличил настоящие слова от тарабарщины [2019-03-22]
- Какаду Гоффина выклевали палочки из картонки и использовали их в быту [2019-03-22]
- Орангутанов уличили в создании крючков [2019-03-22]
- Любовь самок гуппи к ярким самцам объяснили генами и освещением [2019-03-22]
- Орангутаны рассказывают друг другу о прошлом [2019-03-22]
- Блеск и нищета этологии [2018-05-03]
- Почему хозяева похожи на своих собак? [2018-03-15]
- Интервью с Анатолием Протопоповым [2019-02-13]
- Цирки: развлечение vs мучение [2018-12-15]
К. Ефремов
Стресс первобытный и стресс цивилизованный
Мы и не знаем, какой из этих стрессов тяжелее. Считаем, что наш, цивилизованный. „Время стрессов и страстей“ — называем наш век. Мол, прадеды жили спокойнее…
Нет, не так. Судьба подбрасывала нашим предкам такие испытания, которые большинству из нас и не снились. Они воевали, тяжело работали или болели, они замирали от безумного страха и кипели от неистовой ярости. И каждое испытание отражалось на их организме. Стресс!
С точки зрения физиологии, стресс — это общая реакция организма на неблагоприятные воздействия. Это явление открыл канадский учёный, в дальнейшем нобелевский лауреат Ганс Селье. В его лабораториях животных подвергали самым разным воздействиям. И что бы ни делали с бедными крысами, их организм отвечал одинаково, четырьмя симптомами: увеличением надпочечников, уплотнением стенок артерий, изъязвлением
По существу, стрессовый синдром — это важный приспособительный механизм. Он позволяет в критический момент мобилизовать все силы, чтобы остаться живым и невредимым при нападении хищника, преодолении бурной реки, опасной охоте
Итак, включен режим „атаки или бегства“. В первую очередь перераспределяется кровоток. Растёт артериальное давление, кровь заполняет сосуды крупных мышц, отливая от конечностей и внутренних органов. Пальцы леденеют, лицо бледнеет. Пробивает „холодный пот“. Сердцебиение и дыхание учащаются. Параллельно надпочечники высвобождают гормоны — адреналин и кортизол. Под их действием распадаются запасы жира и гликогена, чтобы кровь насытилась „горючим“ — жирными кислотами и глюкозой. А для успешного управления движением активируются анализаторы, да и весь мозг.
Переход организма в режим „атаки или бегства“ обеспечивал выживание в первобытную эпоху. Однако в современной жизни он нередко приносит лишь вред. Представим, что человек начинает злиться, попав в дорожную пробку, или приходит в отчаяние от критики начальства. А может, глядя на экран телевизора, волнуется за судьбу людей, попавших в беду.
Автоматически его организм откликается симпатической реакцией — преддверием стресса. Скорее! Надо
Поэтому „пар“, который некуда выпустить, ударит по собственному организму. Высокое давление будет ещё много часов разрушать кровеносные сосуды. Мобилизованные жиры отложатся на поверхность артерий в виде бляшек. И чем больше таких переживаний, тем сильнее засоряются артерии, ускоряя приближение сердечного приступа.
Есть ещё одна проблема: режим „атаки или бегства“ в целях экономии временно отключает пищеварительную, иммунную и репродуктивную системы. Поэтому хронический стресс может привести к бесплодию, нарушить работу
Впрочем, когда действие стрессора минует, организм пытается вновь стимулировать работу отключенных систем. Но хорошо ли это на нём отражается? Нет. Расшатанность иммунитета ведёт к развитию аллергии или, напротив, иммунодефицита, мешающего справляться с клетками опухолей. В желудке происходит излишний выброс пищеварительных соков, что ведёт к раздражению и язве. Наконец, для компенсации разрушенных жировых запасов организм старается накапливать их вдвойне.
Особый удар получает нервная система. Гормоны стресса мобилизуют нейроны, однако интенсивная работа истощает и даже убивает их. Особенно страдают структуры, отвечающие за эмоции. Результат — депрессия.
Вот вам и „все болезни от нервов“ — по крайней мере, основные болезни современности: атеросклероз, невроз, ожирение, язва желудка, астма, ослабление иммунитета.
Стресс цивилизованный
Цивилизованный человек отгородился от таких природных факторов стресса, как хронические инфекции, гельминты, длительный холод или жара, которые „давили“ на первобытных людей. Или хотя бы смягчил их действие.
Однако цивилизация рождает два новых мощных стрессора, и мы умеем их терпеть. Это недостаток движений и избыток впечатлений. Для природного человека наш сидячий образ жизни в четырёх стенах смерти подобен. В буквальном смысле: попав в замкнутое помещение
Теперь об избытке впечатлений. Существует такое понятие, как стресс встречи с незнакомцем. В природе люди жили небольшими группами, где все друг друга хорошо знали. При редком появлении незнакомца запускалась мощная ориентировочная реакция, сопровождающаяся выбросом гормонов стресса. Путешественники часто рассказывали, как туземные женщины и дети с визгом прятались от них. Стоило
А теперь представьте, что чужаки, этакие
Кстати, в начале любой встречи происходит самопрезентация: человек мобилизуется, изменяет позу и демонстрирует свой желательный статус. Мы непроизвольно реагируем даже на случайных прохожих.
Так формируется коммуникативный стресс. Между прочим, он влияет и на репродуктивную систему, например, смещая цикл овуляции или ускоряя половое созревание. То есть выступает одним из факторов акселерации подростков. Поэтому в городах половое созревание наступает раньше на
Тяжело в ученье
Оба фактора „цивилизованного стресса“, информационный и гиподинамический, начинают действовать на человека уже в детстве. Более того, детей специально помещают в среду, где их влияние особенно сильно. Это куда же? В школу.
Школьный день начинается с того, что ребёнок поднимается ни свет ни заря. А ведь зимой
Заметим, что поза, в которой узник, простите, школьник проводит примерно 2000 дней по 6 часов, в природе вообще не встречается! Там люди сидят на корточках или ягодицах, на коленях, но никогда — за столом, сложив ручки. То есть „школьная поза“ противоречит естественной экологии человека. Не удивительно, что она нарушает работу
Влажные ладони и ступни. Застой крови в органах малого таза. Стиснутые лёгкие. На перемене нельзя ни бегать, ни кричать. Подрался — родителей в школу. Кстати, учёные доказали, что драки у приматов — обязательное условие для выработки адекватного социального поведения и установления высокого иерархического ранга. Но в мире, переполненном людьми, драки становятся опасны. Специалисты убеждены, что школьники испытывают перманентный стресс, результат которого — целый букет хронических заболеваний, присущий большинству учеников.
А раз уж мы упомянули родителей… Для растущего человека они — ближайшие партнёры, главная опора в жизни, ось социализации. Проблемы в семье — серьёзный стрессор для ребёнка. Так вот этих партнёров можно очень легко поссорить, достаточно усадить их вместе с детьми делать домашнее задание. Или украсить дневник приглашением в школу.
Однако великая заслуга школы в том, что она делает глубоко аномальный для экологии человека городской образ жизни нормой. Норма — вот важное слово. Школу можно рассматривать как многолетнюю и многотрудную систему тренировок, позволяющую сгладить „цивилизованный стресс“. Без неё человек не смог бы выжить при такой модели взрослой жизни, как „контора — автобус — кресло у телевизора“.
Известно, что стрессовая реакция проходит через три фазы: мобилизация, сопротивление, истощение, за которыми следует… Нет, обычно не гибель, а переход в новое, патологическое состояние. Экологи рассматривают патологию как особую форму приспособления человека. Пусть согбенный и хронически больной, пусть отравленный и изношенный, но организм ещё много лет тянет „на бреющем полёте“. Поэтому наши выпускники, непригодные к строевой службе и пристрастившиеся к курению, будут жить ещё очень долго — до пятидесяти, а то и семидесяти лет. Парадокс в том, что они протянут гораздо дольше, чем жили самые крепкие дикари в своём первобытном раю. И чем прожил бы такой дикарь, попади он в сегодняшний город?
Ура нашей школе! За то, что она вырабатывает важную привычку — вести малоподвижный образ жизни в замкнутом помещении.
Против стресса — движение
Ну, а если серьёзно?
Выход известен: люди находят его без всяких мудрых советов. Это по меньшей мере пять рецептов: движение, режим троечника, экстрим, психостимуляторы и трансовая практика. Ничего сложного.
Начнём с движения. Это прописная истина: детям необходим оптимальный объем движения, физическая нагрузка. Но в каком виде?
На западе упор делается на командные спортивные игры, где — что важно — большую нагрузку получает пояс нижних конечностей. Там создан настоящий культ бейсбола, баскетбола, футбола — они воспеваются в сотнях фильмов, клипов, передач, а победа в соревнованиях необычайно престижна. И вот чем полезны эти игры.
У ребёнка есть некая ежедневная „квота движения“, заданная самой природой: пробежать семь километров, напрячь диафрагму и голосовые связки
Найдёте, причём в двух местах.
Второе место, где можно „приобрести“ подвижный образ жизни, — спортивные секции. Пусть ребёнок из года в год с малолетства занимается спортом. Но не Спортом с большой буквы, где царит жёсткий режим „всё для победы“. И где наш болезненный „слабачок“
Наверное, это безобразный, расхолаживающий режим с точки зрения тех, для кого важны спортивные достижения. Но достаются они усилиями единиц, ценою травм и тяжёлого детского труда. Тогда как для здоровья общества хорош именно „режим для слабаков“. Пусть каждый занимается „по
Памятуя опасность серьёзного спорта, мы отдали собственного сына на волю „режима для слабаков“. Ходил он на
Клин клином
Экстремальные занятия, столь модные в наше время, возвращают человека к стрессу первобытному и потому избавляют от стресса цивилизованного. Клин клином. Пусть режим „атаки или бегства“ используется прямо по назначению. После прыжка в бездну, акробатики на велосипеде или стремительной верховой скачки житейские невзгоды кажутся такими мелкими…
А поскольку эти занятия доступны у нас далеко не всем, молодёжь старается их
Ещё опаснее для молодёжи — избрать путь химических стимуляторов как средства снятия стресса, ухода от жизненных проблем. Проблемы? У этих дармоедов? Да, они имеются. Ну, например, вообразите, что вы
И вот парадокс. В нашем обществе людям, особенно молодёжи, доступнее всего оказываются вреднейшие стимуляторы с такими побочными эффектами, как злокачественные опухоли, цирроз печени, гастрит, закупорка сосудов. Это алкоголь, наркотики и табак. Они снимают напряжение в нервной системе, облегчают работу мозга.
Одурманивающие средства понижают уровень жизни. Их длительное воздействие само по себе вызывает новый, токсический стресс. Но отказаться от них не просто. Люди одурманиваются с древнейших времён. Это культурная и экономическая традиция. Сломать её может равноценная по мощи сила как общества, так и личности. Энергичные, состоятельные люди стараются двигаться по жизни без дурмана и вести этой дорогой своих детей. Но это очень затратная индустрия! А может быть, пойти другим путём? Например, уменьшить давление цивилизованного и школьного стресса. И отпадёт необходимость в „лекарстве от стресса“. Используется и этот путь. В частности, роль школы как „стрессового тренажёра“ уходит в прошлое.
Один из интересных инструментов, изобретаемых в любом перенаселённом обществе, — практика трансовых состояний. В них человек должен расслабить тело, приглушить восприятие, отринуть суетные мысли и чувства. При этом восстанавливаются силы души и тела. И, что важно, снижается тонус симпатической нервной системы на фоне усиления её антагониста — парасимпатической системы. Молитва, медитация, сосредоточение на духовных ценностях являются в своём роде парасимпатическим тренингом, лекарством от стресса. Улучшаются обмен веществ, питание кожи и другие процессы. Отчасти поэтому у учащихся школ с духовной практикой мы видим такие свежие, светлые лица: повышается тонус подкожных мышц, сосудов, перестают отекать веки и конъюнктива. Такие же лица в военных училищах: активность плюс режим. Вычтите их из мрачных измятых физиономий детей в утренних трамваях — получите „лицо“ школьного стресса.