Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем
Не в тему

список лекций


ОБЪЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Ю.М. Плюснин

                          Факультет психологии НГУ

 

                                     Программа курса

 

 

Ю.М.Плюснин  ( jgo@ngs.ru )

доктор философских наук, кандидат биологических наук,

профессор, главный научный сотрудник ОИИФФ СО РАН

 

 

Данный спецкурс является продолжением курса «Поведение человека». В нём рассматриваются методология и методы «объективной психологии» - поведения (этологии) человека. В методологической части курса обсуждаются подходы и принципы изучения поведения человека, сложившиеся в 20 веке. В методической части рассмотрены конкретные методы регистрации повседневного поведения человека, описание отдельных структурных компонентов поведения. Изучение методов поведения сопровождается практическими занятиями для их освоения.

Раздел 1.  Методология изучения поведения

Тема 1.  Структура поведения человека

Компоненты структуры поведения: пространственный, коммуникативный социодинамический. Матричное представление структуры поведения как основной подход к его изучению. Непрерывность поведения как основная методологическая проблема этологии человека.

Тема 2.  Виды поведения, принципы и подходы к их изучению

Деление поведения в этологии на виды и формы. Особенности подходов к их изучению в «полевых» условиях. Типология объективных методов (наблюдение, эксперимент, имитация) и их соотношение. Генетическая детерминация поведения, наследственные и культурные стереотипы поведения. Моторные акты. Комплексы моторных актов (паттерны). Стереотипы. Принцип инвариантности поведения. Репертуары повседневного поведения. Проблема возрастных, половых, популяционных, этнокультурных, расовых и исторических различий в поведении. Задача разложения «потока поведения» на исчислимые «кванты поведения» и подходы к ее решению.

Тема 3.  Методология изучения поведения

Программа полевого этологического исследования. Выбор вида (видов) поведения. Выделение паттернов. Репертуар. Процедура наблюдения (эксперимента). Проблемы регистрации. Ошибки. Частотный анализ. Использование статистики: за и против. Проблемы обработки данных. Интерпретация результатов.

Раздел 2.  Общие методы наблюдения и регистрации поведения

Тема 4.  Наблюдение в этологии. Этограммы

Наблюдение «естественного» поведения в полевых условиях как основной подход к изучению поведения. Способы наблюдения «в поле». Фиксация паттернов поведения и составление этограмм. Репертуар паттернов в отдельных видах поведения и общий репертуар поведения. Наблюдение повседневного поведения, создание экспериментальных условий, имитация поведения.

Тема 5.  Репертуары повседневного поведения

Процедура создания репертуаров паттернов отдельных видов повседневного поведения. Практическая работа.

Тема 6.  Метод моментального сканирования

Описание метода моментального сканирования И. Альтмана. «Ручной» и видеотехнический варианты метода. Преимущества и трудности. Практическая работа.

Раздел 3.  Частные методы изучения поведения

Тема 7.  Методы изучения пространственного поведения

Методы изучения персонального пространства. Структура персонального пространства. Изучение территориального поведения. Территория. Формы индивидуальных и групповых территорий, методы их изучения. Практическая работа.

Тема 8.  Методы изучения коммуникативного поведения

Изучение структуры коммуникации. Совокупность методов определения коммуникативного поведения индивида в группе. Практическая работа.

Тема 9.  Методы изучения статусных отношений (поведение доминирования-подчинения)

Этологические методики измерения статусных позиций индивидов в группе. Как определить доминанта, субдоминанта, подчинённого с помощью объективных методов наблюдения? Практическая работа.

 

 

 

Рекомендуемая литература по курсу

 

1.        Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. - Л., 1990.

2.        Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. - М., 1992.

3.        Дьюсбери Д.  Поведение  животных.  Сравнительные аспекты.  - М., 1981.

4.        Изард К. Эмоции человека. - М., 1980.

5.        Лабутанская В.А. Невербальное поведение. - Ростов, 1986.

6.        Левонтин Р.  Человеческая  индивидуальность:  наследственность и среда. - М., 1993.

7.        Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1981.

8.        Личко А.Е.  Психопатии и акцентуации характера у  подростков.  Л., 1983.

9.        Лоренц К. Агрессия. - М., 1994.

10.     Меннинг О. Поведение животных. Водный курс. - М., 1982.

11.     Мужское и женское поведение. - Л., 1992.

12.     Панов Е.Н.  Поведение животных и этологическая структура популяций. - М., 1983.

13.     Плюснин Ю.М.  Проблема биосоциальной  эволюции. - Новосибирск, 1990.

14.     Плюснин Ю.М. Пространственное поведение человека (методы проксемических исследований). – Нск, 1990.

15.     Поведение человека и животных: сходство и различия. - М., 1989.

16.     Роуз Ф. Аборигены Австралии. Традиционное общество. - М., 1989.

17.     Тинберген Н. Поведение животных. - М., 1987.

18.     Тинберген Н. Социальное поведение животных . – М., 1995.

19.     Экспериментальная психология. Вып. 1-У1. - М., 1966 - 1978.

20.     Эрман Л., Парсонс П. Генетика поведения и эволюция. - М., 1984.

21.     Этнические стереотипы поведения. - Л., 1986.

22.     Этнография детства. – Л., 1982 – 1986 (т. 1, 2, 3).

 



2005:04:11