Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем
Не в тему

Все | Индивидуальное поведение | Общественное поведение | Общие теоретические основы этологии | Половое поведение


Вернуться "Общие теоретические основы этологии"


Почему смех инстинктивен, а плачу надо учиться?

Дата публикации: 2010-11-17 / Обсуждение [0]

Текст: Фернандо де ла Куадро

Мы рождены, чтобы смеяться и учиться плакать, считают нидерландские психолингвисты. Хихикать, когда нас щекочут, смеяться во весь голос над доброй шуткой — это, на их взгляд, дело едва ли не бессознательное, а вот более эмоциональные «вокализации» приходят к нам с опытом.

Сначала учёные из Института психолингвистики им. Макса Планка в Неймегене (Нидерланды) попросили 16 волонтёров, половина из которых были глухими, воспроизвести звуки, выражающие те или иные эмоции, не используя слов. Затем эти записи, отражающие грусть, страх, облегчение, гнев, веселье и другие чувства, проиграли 25 гражданам с нормальным слухом, спросив их, что всё это значит.

Получилось предсказуемо, но всё равно прелюбопытно: легко и непринуждённо слышащие «расшифровали» лишь смех и вздохи облегчения глухих. Все прочие звуки, включая рыдания горюющего человека и плач напуганного, «исполненные» волонтёрами с нормальным слухом, заставили участников эксперимента поломать голову. Хотя, конечно, в последнем случае это было попроще, нежели разгадывать записи глухих.

Что из этого следует? Учёные считают, что, поскольку глухие понятия не имеют (никогда не слышали!), как смеются другие, это доказывает то, что мы с рождения знаем, как это делается. Мол, смех у нас в крови. Напротив, тонкости «озвучивания» других эмоций, к примеру, той же печали, постигаются только с годами/опытом.

Диза Саутер, проводившая исследование, полагает, что смех и улыбка, вероятно, развивались как способы ослабления напряжения между индивидами, элемент сопереживания.

«Исследование того, как способ воспроизведения шлифуется при отсутствии отклика, без слышащей аудитории, — это действительно новый взгляд на выражение эмоций, — комментирует работу специалист в области биологических основ языка профессор Софи Скотт (факультет когнитивной неврологии Университетского колледжа Лондона). — Смех выказывает бóльшую чувственность. Смех в этом смысле можно уподобить скорее ещё одному способу дыхания, нежели вербального общения».

А вот профессор Дэвид Остри из Университета Макгилла в Монреале (Канада) предостерегает от поспешных выводов, считая, что глухие могут научиться смеяться, просто наблюдая за слышащими. Г-жа Саутер согласна с этим, а потому обещает проверить гипотезу.

В любом случае изучение того, какие звуки свойственны нам от рождения, а какие приходят с опытом, по мнению исследователей, облегчит работу тех, кто имеет дело с больными глухими младенцами.

Изложенный выше доклад будет представлен на следующей неделе на конференции Акустического общества Америки, которая пройдет с 15 по 19 ноября в Канкуне (Мексика).



Подготовлено по материалам NewScientist.