Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем
Не в тему

Все | Индивидуальное поведение | Общественное поведение | Общие теоретические основы этологии | Половое поведение


Вернуться "Половое поведение"


Главное в амурных делах - сохранять спокойствие

Дата публикации: 2004-03-01 / Обсуждение [0]

Считается, что победитель получает все: деньги, влияние и большой успех в личной жизни, но так ли это на самом деле? Что касается личной жизни, то у мышей, агрессивных лидеров, с этим явные проблемы. Их исследовали сибирские ученые при поддержке РФФИ.

Жизнь - борьба, а участие в ней - стресс. Хронический стресс у животных неизменно влечет за собой нарушение половой функции. Мыши, проведшие много времени в изоляции, теряют интерес и способность к спариванию. То же самое происходит и с вечными аутсайдерами - мышами, которые постоянно проигрывают битвы за место на иерархической лестнице. Казалось бы, победители должны торжествовать, но и успех вызывает стресс. Как выяснили сотрудники Института цитологии и генетики СО РАН, агрессивные лидеры не могут в полной мере воспользоваться плодами своего успеха.

Эксперименты проводили на половозрелых 2,5-3-месячных самцах, которым предстояло 10-20 дней драк. После последней драки мышей разделили на группы с различной социальной историей: в одну группу попали агрессивные самцы, которые ежедневно побеждали, а в другую - постоянно терпящие поражение неудачники. Животным дали сутки на адаптацию, а затем посадили в клетку с перегородкой. Во втором отсеке было пусто, но все мыши этим отсеком заинтересовались. Как ученые и ожидали, жертвы социальных конфликтов реагировали на пустой отсек более вяло, чем агрессивные и контрольные животные. Когда за перегородкой появилась готовая к спариванию самка, все самцы заметно оживились.

Перегородка позволяет видеть и обонять самку, но не дает возможности ее пощупать. Новосибирские исследователи установили, что чем чаще самец подходит к перегородке, тем бойчее он ведет себя с самкой при непосредственном контакте. Поэтому, наблюдая за половым поведением мышей с разным социальным опытом, ученые уже не убирали перегородку, а просто фиксировали число подходов и время, которое самцы проводят, вперясь взглядом в соседний отсек. Поэтому ни одна прекрасная обитательница этого отсека в ходе опыта не пострадала.

Мыши-пораженцы вели себя вполне предсказуемо. Они интересовались самками меньше, чем контрольные и агрессивные самцы, причем интерес этот плавно затухал с течением времени (самку подсаживали на полчаса). Уровень полового гормона тестостерона в крови проигравших много ниже, чем у контрольных мышей. Изменения полового поведения были тем заметнее, чем больше межсамцовых конфликтов проиграли мыши.

Как ни парадоксально, в группе социально успешных животных произошли аналогичные изменения. И у них было мало тестостерона: хотя и больше, чем у неудачников, но раза в полтора-два меньше, чем у контрольных самцов, которым не пришлось биться друг с другом. Их интерес к самке за перегородкой, вначале очень высокий, начинает угасать раньше, чем у неудачников, и на тридцатой минуте лидеры столь же безразличны к продолжению рода, как и аутсайдеры, в то время как контрольные самцы торчат у перегородки. Чем больше лидер дрался и побеждал, тем плачевнее его положение.

Исследователи убеждены, что длительные социальные конфликты нарушают функционирование половой системы у животных вне зависимости от опыта побед или поражений. "Но пораженье от победы ты сам не должен отличать" (Борис Пастернак).

Софья МАШИНСКАЯ



Подготовлено по материалам Известия