Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем
Не в тему

Все | Индивидуальное поведение | Общественное поведение | Общие теоретические основы этологии | Половое поведение


Вернуться "Общественное поведение"


Шимпанзе раскрыли связь биологии и экономики

Дата публикации: 2007-10-19 / Обсуждение [0]

Необычный эксперимент поставили Сара Броснан (Sarah F. Brosnan) из университета Эмори в Атланте (Emory University), Оуэн Джонс (Owen Jones) из университета Вандербильта в Нэшвилле (Vanderbilt University) и ряд их коллег из онкологического центра университета Техаса (MD Anderson Cancer Center).

"Эффект дарения" заключается в том, что люди склонны ценить подаренную им вещь больше (и дороже оценивать), по сравнению с максимальной суммой, которую им пришлось бы заплатить за предмет, если бы они его покупали. Этот феномен исследователи всегда связывали исключительно с экономикой и, соответственно, человеческими культурой и психологией.

Однако эксперимент американских биологов показал, что шимпанзе демонстрируют тот же эффект, а значит, он обусловлен более глубокими причинами, порождёнными в ходе предшествующей эволюции живого, нежели сравнительно новым и уникальным опытом именно человека разумного, как считалось до сих пор.

Сначала экспериментаторы провели опыты с людьми. Добровольцев разделили на три группы. Представителям первой давали чашку кофе, второй — шоколадный батончик, третьей предлагали выбрать между двумя этими подарками. Затем людям предлагали, если они желают, обменять своё сокровище на другой предмет (чашку на конфету или наоборот).

Поразительно, но подопытные из первых двух групп чаще предпочитали оставить у себя тот навязанный подарок, что они получили. Чаще — даже в сравнении с ожидаемой реакцией ("оставить") у той группы, которая изначально обладала правом выбора и сразу могла получить более желанную вещь.

Затем аналогичные опыты поставили с шимпанзе. Только кофе и шоколад были заменены на кусочки арахисового масла и палочки замороженного сока. Сначала обезьянам предлагали свободный выбор угощения, который показал, что предпочтение между маслом и соком соотносится примерно как 50 на 50.

Далее учёные воспроизвели ситуацию, испытанную на людях. И оказалось, к примеру, что почти львиная доля шимпанзе, которым просто подарили масло, предпочли его же и оставить у себя, когда им было предложено обменять это лакомство на явно более вкусный сок. "Отсутствие обмена менее предпочтительной пищи на более желанную похоже на "эффект дарения" у людей", — заметил Джонс.

Экспериментаторы проверили этот эффект и на игрушках. Обезьяны продемонстрировали ту же тенденцию, хотя и в значительно меньшей степени, чем с пищей. Возможно, потому, что обмен едой традиционно связан с большим риском, рассуждают учёные.

Отчёт об этих опытах опубликован в Current Biology.

Джонс считает, что данное исследование поможет связать право, экономику и биологию, поскольку позволяет лучше понять нелогичное поведение людей в ряде ситуаций. Ведь эффект дарения может влиять на передвижение товаров на рынке, заключает учёный.

"Биологические аспекты являются неотъемлемой частью картины, — говорит Оуэн, рассуждая о важности изучения психологии людей для достижения тех или иных целей в обществе. — Мы изучаем шимпанзе, чтобы познать себя".



Подготовлено по материалам Мембрана.ру