Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем
Не в тему

Все | Индивидуальное поведение | Общественное поведение | Общие теоретические основы этологии | Половое поведение


Вернуться "Общие теоретические основы этологии"


Много будешь знать…

Дата публикации: 2007-01-23 / Обсуждение [0]

Скоро стрессируешься. Эволюционные психологи утверждают, что школа изматывает мозг заданиями, не соответствующими его природе. Человеческий интеллект развивался, чтобы решать четыре вида проблем: инструментальные, пространственные, стратегические и социальных взаимоотношений. И всё это применительно к реальному окружению. Совершенно иную задачу мозг получает в школе: заучивать множество отвлечённых фактов и оперировать только ими. Отсюда — постоянная нервная перегрузка, путь к неврозу.

Впрочем, дети, пусть неосознанно, стремятся избежать этой перегрузки. Они рассеивают своё внимание, снижают уровень прилежания, „скатываются на тройки“. Благодаря этому очаги застойного возбуждения в коре мозга рассеиваются и почва для невроза пропадает. Но — из огня попадают в полымя. Стресс информационный заменяется стрессом заниженной самооценки, стрессом конфликта с семьёй.

Если вдуматься, ситуация довольно странная: подавляющее большинство наших детей учатся плохо, допуская ошибки в контрольных заданиях. Разве такое может быть? По законам нормального распределения — нет. Раз мы их учим, значит, большинство должны приобретать умение, научаться.

Однако взрослые предпочитают оставить за собой возможность найти недочёты и осудить этих маленьких людей. Возьмите стопку тетрадей по математике или русскому. Они исписаны вдоль и поперёк. Проделана громадная работа. Какие-то мальчишки чертили графики и решали примеры. Могли бы сказать: не желаю, лучше в футбол пойду играть. Нет, чертили. А что обычно венчает эти усилия? Жирная тройка, а то и двойка. Неправильный, мол, ответ! И оформление! Так школьные годы проходят в постоянном ощущении проигрыша, невыполненных обязательств перед взрослыми.

Информационный стресс отчасти компенсируется при поверхностном и пёстром образовании, которое мы склонны осуждать. Многомудрые математики, отправившись прогуляться по Штатам, любят сетовать: то, что в России учат второклассники, западные дети не знают и в двенадцать лет. Казалось бы, безнадёжное отставание! Чем же тогда занимаются в тамошней школе? Оказывается, детей учат не столько решать примеры, сколько выражать свои мысли и отстаивать права, быть среди людей и оставаться самим собой. Этому посвящены не только уроки, но и активная общественная работа. А стресс заниженной самооценки облегчается там рейтинговой системой. Ты не получаешь оценки (то есть эмоциональные отклики учителя), а зарабатываешь баллы, словно деньги.

Кстати, при кажущейся примитивности западного образования специалистов и учёных там предостаточно. Откуда же они берутся? Люди имеют возможность углублять свои знания после школы, например, в университете, аспирантуре.

Возможно, не они отстают, а мы слишком торопимся: у нашего образования склонность к „преждевременному созреванию“. Ещё не обзаведясь усами, мы важно анализируем Пушкина, Достоевского или Толстого. В студенчестве учим столько всего, что, став аспирантами, занимаемся уже одной только диссертацией: хватит учиться. И удивляемся, что наши западные коллеги, будучи студентами, обучаются „галопом по Европам“ — то здесь лекцию послушал, то там, а серьёзно осваивать спецкурсы начинают только в аспирантуре. Зато и происходят в нашем студенчестве целые эпидемии невроза. Потому как система ставила перед нами сверхзадачу: освоить всю программу „от и до“.

Наше образование вообще богато „сверхзадачами“: обеспечить школьников всей страны знанием иностранного языка, сформировать у них полноценную научно ориентированную картину мира, наделить равными знаниями, довести до уровня абитуриентов вуза… Цели, конечно, благие. Но всем известно, чем оборачивается их преследование на практике.

Разумеется, это не значит, что нужно отказаться от образования и закрыть школы. Наоборот, образование становится всё более ценным и востребованным продуктом ноосферы. Но оно должно изменяться.

Во-первых, систематически продвигаться от научных и технических ценностей, которые воспитывало образование двух прошедших веков, к ценностям всечеловеческим, гуманитарно-экологическим.

Во-вторых, чётко разграничивать общее и целевое образование. Общее готовит человека к полноценному существованию: занимайся всем понемногу для гармонии и здоровья, для высокого уровня жизни. Оно должно давать людям те знания, которые понадобятся им с наибольшей долей вероятности. И наделять их универсальным умением: управлять телом, сознанием, информацией и людьми.

И конечно, общее образование не может быть названо хорошим, если знания и умения приобретаются в ущерб здоровью.

Знание-сила