- Орангутаны научились использовать орудия с выгодой для себя [2019-03-22]
- Мозг собак отличил настоящие слова от тарабарщины [2019-03-22]
- Какаду Гоффина выклевали палочки из картонки и использовали их в быту [2019-03-22]
- Орангутанов уличили в создании крючков [2019-03-22]
- Любовь самок гуппи к ярким самцам объяснили генами и освещением [2019-03-22]
- Орангутаны рассказывают друг другу о прошлом [2019-03-22]
- Блеск и нищета этологии [2018-05-03]
- Почему хозяева похожи на своих собак? [2018-03-15]
- Интервью с Анатолием Протопоповым [2019-02-13]
- Цирки: развлечение vs мучение [2018-12-15]
Когда лошади фыркают, они не просто прочищают нос от пыли, а выражают положительные эмоции. К такому выводу пришли французские ученые, опубликовавшие статью в PLoS ONE.
Эмоциональное состояние у животных не так просто определить однозначно. Как физиологические маркеры, так и поведенческие сигналы могут давать противоречивые результаты. В некоторых исследованиях была установлена связь между акустическими сигналами лошади и ее эмоциями, но напрямую связать что-то именно с положительными эмоциями не удавалось. У отдельных представителей отряда Непарнокопытных (Perissodactyla), например, у носорогов, с положительными эмоциями ранее связывали фырканье, поэтому авторы нового исследования предположили, что такая связь возможна и для лошадей. До настоящего времени считалось, что фырканье просто помогает лошадям прочистить нос, если в воздухе много пыли.
Французские этологи под руководством Матильды Стомп (Mathilde Stomp) из Университета Ренн I решили разобраться в эмоциональной составляющей фырканья лошадей. Для этого они наблюдали за двумя группами лошадей (всего 48 особей), которые содержались в разных условиях. Одна группа жила в школе верховой езды, где лошади в основном стояли в одиночных стойлах. Лошади из второй группы жили на пастбище в стабильной группе — в приближенных к естественным условиях. Всего было зарегистрировано 560 фырканий вместе с сопутствующим контекстом. Никаких различий в частоте фырканий в зависимости от пола и возраста не наблюдалось.
Этологи отмечали место нахождения лошади, действия непосредственно перед и после фырканья, поведенческие сигналы (положение ушей), общую оценку хронического стресса лошади. Хронический стресс считался тем выше, чем чаще встречались следующие признаки: агрессия по отношению к человеку, повторяющиеся стереотипные действия, кормление с ушами, отведенными назад (признак негативного состояния).
Результаты наблюдений показали, что фырканье встречалось чаще в ситуациях, приятных для лошади — например, во время кормления (в среднем 69 процентов всех фырканий) или спокойной прогулки по пастбищу (в среднем 20 процентов), в эти моменты лошадь демонстрировала хорошее самочувствие — уши повернуты вперед или вбок. Лошади, живущие на пастбище, фыркали чаще, чем лошади из школы, в сходных ситуациях. Школьные лошади в два раза чаще фыркали когда оказывались на воле, чем когда стояли в стойле. При этом чем ниже был уровень хронического стресса (а он был значительно ниже у пастбищной группы - в среднем более чем в два раза), тем чаще фыркала лошадь ( почти в три раза чаще).
Авторы также отмечают, что если бы лошади фыркали только из-за пыли, то можно было бы ожидать, что они будут чаще фыркать в стойлах, потому что в замкнутом помещении больше пыли от сухого сена, но результаты наблюдений свидетельствуют об обратном. Исследователи, таким образом, надежно связали фырканье с положительными эмоциями лошади и считают, что оно может служить важным индикатором для определения отношения лошадей к определенным ситуациям. Например, такой индикатор может помочь улучшить условия содержания лошадей в неволе.
Не только люди наблюдают за эмоциями лошадей, но и наоборот. Лошади умеют не только запоминать человеческие эмоции, но и сопоставляют выражение лица с эмоциями, выраженными голосом.
Александра Кочеткова