- Орангутаны научились использовать орудия с выгодой для себя [2019-03-22]
- Мозг собак отличил настоящие слова от тарабарщины [2019-03-22]
- Какаду Гоффина выклевали палочки из картонки и использовали их в быту [2019-03-22]
- Орангутанов уличили в создании крючков [2019-03-22]
- Любовь самок гуппи к ярким самцам объяснили генами и освещением [2019-03-22]
- Орангутаны рассказывают друг другу о прошлом [2019-03-22]
- Блеск и нищета этологии [2018-05-03]
- Почему хозяева похожи на своих собак? [2018-03-15]
- Интервью с Анатолием Протопоповым [2019-02-13]
- Цирки: развлечение vs мучение [2018-12-15]
Для эффективного поиска добычи некоторые морские млекопитающие могут использовать аналог эпизодической памяти: выбирать траекторию движения в зависимости от последней удачной охоты. Это выяснили британские биологи, которые в течение пяти лет изучали поведение серых дельфинов (Grampus griseus), обитающих в Тихом океане. Статья опубликована в Journal of Experimental Biology.
Наличие эпизодической памяти позволяет людям хранить и затем использовать уже полученную информацию для планирования будущих действий: например, о том, как дойти из одного места в другое во второй раз. Такая способность (а точнее — ее подобие: точное наличие эпизодической памяти у нелингвистических животных доказать невозможно) есть и у некоторых видов животных: это подтверждают как многочисленные лабораторные исследования с участием мышей, которые с легкостью учатся находить угощение в лабиринте, так и исследования с другими животными (например, домашними кошками).
Данных об использовании памяти о пережитых событиях животными в естественной среде, однако, не так много. Поэтому биологи из Сент-Эндрюсского университета под руководством Питера Тьяка (Peter Tyack) изучили эхолокацию и смену траектории движения во время охоты на примере серых дельфинов, обитающих у острова Сан-Клементе (Калифорния).
Наблюдение за животными проходило с 2011 по 2016 год: для того, чтобы изучить траекторию движения и эхолокацию особей, ученые оснастили 33 серых дельфина датчиками движения и устройствами для записи звука. Датчик движения срабатывал каждый раз, когда дельфин перемещался с поверхности океана на глубину более 20 метров — это считалось одним заплывом, которые затем классифицировали по глубине. Информацию о местонахождении добычи получали с помощью гидроакустических датчиков на автономном подводном аппарате. Для двух дельфинов удалось получить данные одновременно для их перемещение и перемещений добычи; данные остальных особей использовали для последующего анализа перемещений животных во время охоты. Исследователи выяснили, что при определении местонахождения пищи эхолокация дельфинов направлена на тот участок глубины, где они находили добычу во время предыдущей охоты. Это подтвердила и информация о том, что, спустившись на знакомую по предыдущей охоте глубину, дельфины уменьшали диапазон использования эхолокации, сужая поиск.
Серые дельфины относятся к водоплавающим животным, дышащих воздухом: для поддержания жизнеобеспечения они должны подниматься на поверхность. Для погружения на разную глубину, поэтому, дельфины должны адаптироваться еще на поверхности. По мнению авторов, планирование заплывов необходимо животным не только для эффективного поиска пищи, но и для поддержания жизнеобеспечения во время охоты.
Биологи изучают особенности поведения при поиске пищи и среди других животных. Так, например, командная работа помогаетэффективнее искать добычу очковым (африканским) пингвинам.
Елизавета Ивтушок