Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем

Все | Индивидуальное поведение | Общественное поведение | Общие теоретические основы этологии | Половое поведение


Вернуться "Общие теоретические основы этологии"


Шимпанзе и шестилетние дети захотели увидеть справедливое наказание обидчика

Дата публикации: 2018-01-25 / Обсуждение [0]

Шимпанзе и шестилетние дети хотят видеть, как наказывают того, кто обошелся с ними несправедливо. Как сообщается в Nature Human Behavior, и обезьяны, и дети предпочитали наблюдать за наказанием своего обидчика, даже если это было для них затратно (им приходилось прикладывать физические усилия или «платить» за наблюдение).

До сих пор до конца непонятно, как в процессе эволюции в сообществах приматов и других животных возникла кооперация (12). Возможно, одним из ключевых моментов, который позволял членам группы успешно сотрудничать между собой, было наказание антисоциального поведения. Исследования показали, что люди, которые видят, как наказывают других, испытывают эмоциональныйдистресс или беспокойство, которое стимулирует их помочь кому-то. Но при этом они с удовольствием наблюдают, если кого-то заслуженно карают за антисоциальное поведение. При этом до сих пор мало изучено, как относятся к справедливому наказанию наши ближайшие родственники — шимпанзе.

Авторы нового исследования под руководством Николауса Стейнбейса (Nikolaus Steinbeis) из Института человеческой когнитологии и науки о мозге Общества Макса Планка провели ряд экспериментов. Их целью было выяснить, в каком возрасте у людей появляется стимул наблюдать за наказанием антисоциального поведения, и есть ли такой стимул у шимпанзе.

В экспериментах участвовали 17 взрослых шимпанзе (Pan troglodytes) и 72 ребенка в возрасте четырех, пяти и шести лет. До начала эксперимента детям выдавали несколько жетонов — аналогов денег. Для них устраивали кукольное представление с участием двух кукол, одной с «просоциальным» поведением, другой — с «антисоциальным». Они по очереди предлагали детям поиграть в их любимые игрушки (которые принесли с собой родители). Но когда участники тянулись, чтобы взять желанный предмет, «просоциальный» персонаж отдавал его, а «антисоциальный» — отнимал. Затем на сцене появлялась третья кукла — экзекутор, который начинал бить либо «просоциального», либо «антисоциального» персонажа. Через несколько секунд занавес закрывался, а детям экспериментаторы говорили, что если они хотят продолжать смотреть, им нужно отдать жетон-«монету». Также исследователи наблюдали за реакцией участников на наказание обеих кукол — улыбались они или морщились. В эксперименте с участием шимпанзе «просоциальный» или «антисоциальный» человек предлагал обезьянам еду и либо отдавал ее, либо отнимал. Через несколько секунд каждый из них подвергался наказанию. К нему подходил человек со злобной гримасой на лице и начинал несильно бить его палкой, а тот, кого наказывали, начинал кричать, якобы от боли. При этом люди либо оставались в комнате с окном, через которое шимпанзе могли наблюдать за процессом, либо уходили в соседнюю комнату, которая была невидима для участников эксперимента. Чтобы увидеть, что происходит в этой комнате, обезьянам нужно было приложить физическое усилие: открыть тяжелую задвижную дверь.

 

Исследователи провели еще один эксперимент, в котором шимпанзе играли роль наблюдателей. Они смотрели, как люди отнимают или отдают еду другим обезьянам, но сами не были вовлечены в процесс.

Оказалось, что шимпанзе и шестилетние дети предпочитали видеть наказание «антисоциального» человека, и ради этого готовы были сделать физическое усилие или расстаться с «деньгами». Кроме того, шестилетние дети во время справедливого наказания проявляли много противоречивых эмоций, в частности, улыбались и хмурились. В то же время четырех- и пятилетние дети не готовы были также охотно жертвовать «монетами», чтобы продолжать наблюдать за экзекуцией своего «обидчика» и не показывали столько же эмоций, как шестилетние дети. В случае шимпанзе, 50 процентов животных открывали металлическую дверь, чтобы видеть справедливое наказание. Когда наказывали «просоциального» экспериментатора, который дал им еду, смотреть на это захотели 19 процентов обезьян. Интересно, что шимпанзе-наблюдатели, которых не обижали, реагировали на антисоциальное и просоциальное поведение примерно одинаково.

 

По мнению исследователей, полученные ими результаты показывают то, что, желание видеть справедливое наказание основывается (по меньшей мере у детей) на чувстве удовлетворения. Такой стимул, по-видимому, возникает довольно поздно, в том возрасте, когда дети начинают беспокоиться о справедливости настолько, чтобы платить за нее.

Ранее исследователи выяснили, что шимпанзе способны решать сложные задачи. Обезьяны научились играть в «камень, ножницы, бумагу» с той же точностью, что и четырехлетние дети.

Екатерина Русакова

Подготовлено по материалам nplus1